Действующая редакция
ПИСЬМО МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 16.02.2015 № ВК-333/07
Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Письмо
от 16 февраля 2015 года № ВК-333/07
Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ
Заместителям руководителей
высших исполнительных органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации
Руководителям органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющих государственное
управление в сфере образования
В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 “Об образовании в Российской Федерации” разработаны и утверждены федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598, зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г. № 35847) и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599, зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г. № 35850).
Для обеспечения введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС ОВЗ) необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:
создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации ФГОС ОВЗ;
создание организационного обеспечения реализации ФГОС ОВЗ;
создание кадрового обеспечения реализации ФГОС ОВЗ;
создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ОВЗ;
создание информационного обеспечения введения ФГОС ОВЗ.
Мероприятия реализуются в соответствии со сроками Плана действий по обеспечению введения ФГОС ОВЗ, утвержденного Министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым от 11 февраля 2015 г. №ДЛ-5/07вн (далее – План действий).
В субъектах Российской Федерации должны быть утверждены региональные планы (сетевые графики, дорожные карты и др.), разработанные на основе Плана действий.
Для обеспечения введения ФГОС ОВЗ Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России (далее – Департамент) создается координационная группа по введению ФГОС ОВЗ.
Прошу руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в срок до 20 февраля 2015 г. направить предложения по включению представителя (не ниже начальника отдела) в состав координационной группы по введению ФГОС ОВЗ с указанием контактных данных в адрес Департамента и по адресу электронной почты: vakorina-ly@mon.gov.ru.
В.Ш. Каганов
Утверждаю
Министр образования и науки
Российской Федерации
Д.В. Ливанов
“11” февраля 2015 г.
№ ДЛ – 5/07вн
План действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Для обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС ОВЗ) необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:
создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации ФГОС ОВЗ;
создание организационного обеспечения реализации ФГОС ОВЗ;
создание кадрового обеспечения реализации ФГОС ОВЗ;
создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ОВЗ;
создание информационного обеспечения введения ФГОС ОВЗ.
№ | Направления мероприятий | Сроки | Ожидаемые результаты | |||
Федеральный уровень | Региональный уровень | Уровень учредителя образовательной организации | Уровень образовательной организации (институциональный) | |||
1 | Нормативно-правовое, методическое и аналитическое обеспечение реализация ФГОС ОВЗ | |||||
1.1 | Разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих введение ФГОС ОВЗ | Март 2015 г. – май 2016 г. | Разработка и утверждение приказа об особенностях организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ | Разработка и утверждение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, обеспечивающих введение ФГОС ОВЗ, включая план-график (сетевой график) введения ФГОС ОВЗ | Разработка и утверждение нормативных правовых актов, обеспечивающих введение ФГОС ОВЗ, включая план-график (сетевой график) введения ФГОС ОВЗ | Разработка и утверждение плана-графика введения ФГОС ОВЗ образовательной организации.
Приведение локальных актов образовательной организации в соответствие с ФГОС ОВЗ |
1.2 | Проведение обследования по оценке готовности к введению. ФГОС ОВЗ | Август 2015 г. | Аналитические материалы о готовности и достаточности условной к введению ФГОС ОВЗ, включая кадровые, материально-технические, нормативно-правовые, организационно-методические | Обобщение материалов на региональном уровне. | Сбор и анализ информации по параметрам анализа | Участие в опросах, экспертных сессиях |
1.3 | Разработка письма Минобрнауки России с разъяснения по отдельным вопросам введения ФГОС ОВЗ | Сентябрь 2015 г. | Письмо Минобрнауки России | Участие членов координационной группы в разработке разъяснений | Проведение разъяснительной работы, организация мероприятий по ознакомлению с письмом Минобрнауки России | Использование разъяснений в практической деятельности |
1.4 | Разработка методических рекомендаций по разработке на основе ФГОС ОВЗ адаптированной основной образовательной программы образовательной организации | Сентябрь 2015 г. | Методические рекомендации по разработке на основе ФГОС ОВЗ адаптированной основной образовательной программы образовательной организации | Организация совещаний и семинаров с учредителями и руководителями образовательных организаций | Доведение методических рекомендаций до образовательных организаций | Использование методических рекомендаций в Практической деятельности |
1.5 | Мониторинг условий для реализации ФГОС ОВЗ в субъектах Российской Федерации | Сентябрь 2015 г. – декабрь 2016 г. | Разработка инструментария и программы мониторинга. Проведение мониторинга (1 раз в полугодие).
Аналитические материалы по результатам мониторинга условий реализации ФГОС ОВЗ в субъектах Российской Федерации |
Сбор материалов для мониторинга и направление их в Минобрнауки России
Региональные программы, планы по созданию условий для реализации ФГОС ОВЗ |
Муниципальные программы развития образования обучающихся с ОВЗ | Создание условий для реализации ФГОС ОВЗ в образовательных организациях |
1.6 | Включение в федеральный реестр примерных образовательных программ, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ОВЗ | Постоянно, после утверждения приказа Минобрнауки России | Федеральный реестр примерных образовательных программ, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ОВЗ | Участие в экспертизе примерных образовательных программ (в части учета региональных, этнокультурных особенностей) | Организация обсуждения вариативных примерных образовательных программ (в части учета региональных, этнокультурных особенностей) | Использование примерших образовательных программ, находящихся в федеральном реестре, при разработке основных образовательных программ |
2 | Организационное обеспечение реализации ФГОС ОВЗ | |||||
2.1 | Создание при Минобрнауки России координационной группы, обеспечивающей координацию действий органов управления Российской Федерации по исполнению плана действий по введению ФГОС ОВЗ | Февраль 2015 г. | Создание при Минобрнауки России координационной группы, обеспечивающей координацию действий органов управления образованием субъектов Российской Федерации по исполнению плана действий по введению ФГОС ОВЗ | Участие в работе координационной группы при Минобрнауки России | Создание рабочей группы образовательной организации по введению ФГОС ОВЗ | |
2.2 | Создание рабочей группы субъекта Российской Федерации по введению ФГОС ОВЗ | Март 2015 г. | Создание рабочей группы субъекта Российской Федерации по введению ФГОС ОВЗ | Участие в работе рабочей группы субъекта Российской Федерации по введению ФГОС ОВЗ | Создание рабочей группы образовательной организации по введению ФГОС ОВЗ | |
2.3 | Сопровождение деятельности “пилотных площадок” в субъектах Российской Федерации по введению ФГОС ОВЗ (определенных по итогам конкурсного отбора в 2014 году) | Январь – декабрь 2015 г. | Перечень “пилотных площадок”, план работы “пилотных площадок” на 2015 год, консультационно-методическая поддержка деятельности “пилотных площадок” | Координация и организационное сопровождение деятельности “пилотных площадок” в субъектах Российской Федерации по вопросам региональной компетенции | Координация и организационное сопровождение деятельности “пилотных площадок” в субъектах Российской Федерации по вопросам компетенции учредителя образовательной организации | Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ОВЗ.
Создание условий для повышения квалификации педагогических работников и их участия в учебно-методических объединениях |
3 | Кадровое обеспечение введения ФГОС ОВЗ | |||||
3.1 | Обеспечение поэтапного повышения квалификации руководящих и педагогических работников образовательных организаций по вопросам, реализации ФГОС ОВЗ | Январь 2015 г. – декабрь 2016 г. | Разработка программ и учебно-методических комплектов для – повышения квалификации руководящих и педагогических работников образовательных организаций по вопросам реализации ФГОС ОВЗ | План-график повышения квалификации руководящих и педагогических работников образовательных организаций по вопросам реализации ФГОС ОВЗ на уровне субъекта Российской Федерации | План-график повышения квалификации руководящих и педагогических работников образовательных организаций по вопросам реализации ФГОС ОВЗ на уровне учредителя образовательной организации | Участие руководящих и педагогических работников образовательных организаций в курсах повышения квалификации и обучающих мероприятиях по вопросам реализации ФГОС ОВЗ |
3.2 | Проведение курсов повышения квалификации руководящих и педагогических работников “пилотных площадок” | Февраль – ноябрь 2015 г. | Организация курсов повышения квалификации руководящих и педагогических работников “пилотных площадок” в рамках реализации проекта ФЦПРО | Организация участия в курсах повышения квалификации руководящих и педагогических работников “пилотных площадок” | Организация на базе “пилотных площадок” курсов повышения квалификации и обучающих мероприятий по вопросам реализации ФГОС ОВЗ | Участие руководящих и педагогических работников “пилотных площадок” в курсах повышения квалификации и обучающих мероприятиях по вопросам реализации ФГОС ОВЗ |
3.3 | Организация деятельности стажировочных площадок по вопросам реализации ФГОС ОВЗ на базе “пилотных площадок” | Январь 2015 г.- декабрь 2016 г. | Организация подготовки тьюторов стажировочных площадок в рамках реализации проекта ФЦПРО
Консультационно-методическое сопровождение деятельности тьюторов стажировочных площадок |
Координация деятельности стажировочных площадок по вопросам реализации ФГОС ОВЗ на базе “пилотных площадок” | Организация стажировок по вопросам реализации ФГОС ОВЗ на базе “пилотных площадок” | Участие руководящих, и педагогических работников образовательных организаций в стажировках на базе “пилотных площадок” |
3.4 | Разработка предложений по изменению ФГОС СПО и ВПО по направлениям подготовки: педагогическое образование, психолого-педагогическое образование, специальное (дефектологическое) образование | Ноябрь 2015 г. | Изменения ФГОС СПО и ВПО по направлениям подготовки: педагогическое образование, психолого-педагогическое образование, специальное (дефектологическое) образование | Привлечение молодых специалистов для работы в образовательных организациях | Сопровождение молодых специалистов по вопросам реализации ФГОС | Определение наставников для молодых специалистов |
4 | Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС ОВЗ | |||||
4.1 | Разработка методических рекомендаций по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению прав обучающихся с ОВЗ на получение общедоступного и бесплатного образования в условиях введения ФГОС ОВЗ | Август 2015 г. | Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению прав обучающихся с ОВЗ на получение общедоступного и бесплатного образования | Учет методических рекомендаций при формировании региональных бюджетов на очередной финансовый год | Учет методических рекомендаций при формировании государственных заданий образовательным организациям | Эффективное планирование расходов средств учредителя и субъекта Российской Федерации |
4.2 | Мониторинг финансового обеспечения реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение общедоступного и бесплатного образования в условиях введения ФГОС ОВЗ | Март – август 2015 г. | Аналитические материалы по результатам мониторинга финансового обеспечения реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение общедоступного и бесплатного образования в условиях введения ФГОС ОВЗ.
Доработка методических рекомендаций по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению прав обучающихся с ОВЗ на получение общедоступного и бесплатного образования в условиях введения ФГОС ОВЗ |
Подготовка бюджетных проектировок на очередной финансовый год с учетом доработанных методических рекомендаций по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению прав обучающихся с ОВЗ на получение общедоступного и бесплатного образования в условиях введения ФГОС ОВЗ | Нормативно-правовой акт, утверждающий значение финансового норматива и корректирующих коэффициентов к нему на обеспечение образовательной деятельности образовательных организаций в соответствии с ФГОС ОВЗ.
Подготовка государственных (муниципальных) |
Корректировка и выполнение государственных (муниципальных) заданий в соответствии с ФГОС ОВЗ |
5 | Информационное обеспечение введения ФГОС ОВЗ | |||||
5.1 | Проведение всероссийских совещаний, конференций, семинаров, вебинаров по вопросам введения и реализации ФГОС ОВЗ | 2015-2016 годы | Проведение всероссийского Совещания, конференций, семинаров, вебинаров по вопросам введения и реализации ФГОС ОВЗ | Проведение региональных совещаний, конференций, семинаров по вопросам введения и реализации ФГОС ОВЗ.
Организация участия руководящих и педагогических работников образовательных организаций во всероссийских мероприятиях |
Проведение совещаний, семинаров по вопросам введения и реализации ФГОС ОВЗ.
Организация участия руководящих и педагогических работников образовательных организаций в мероприятиях по вопросам введения и реализации ФГОС ОВЗ |
Участие в мероприятиях по вопросам введения и реализации ФГОС ОВЗ.
Проведение педагогических советов и других мероприятий в образовательной организации по вопросам введения и реализации ФГОС ОВЗ |
5.2 | Информационное сопровождение в СМИ о ходе введения и реализации ФГОС ОВЗ | 2015-2016 годы | Информирование общественности (в том числе педагогической) о ходе и результатах реализации ФГОС ОВЗ с использованием интернет-ресурсов (официальный сайт Минобрнауки России), педагогических, научно-методических изданий и СМИ | Подготовка публикаций в СМИ, в том числе электронных, о ходе реализации ФГОС ОВЗ | Подготовка публикаций в СМИ, в том числе электронных, о ходе реализации ФГОС ОВЗ |
© Материал из Справочной системы «Образование»
1obraz.ru
Дата копирования: 27.05.2016