2.6 Программа внеурочной деятельности МК ОУ «Начальная школа –детский сад №235».

 

 

План внеурочной деятельности

 

Пояснительная записка.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья адаптированная основная образовательная программа начального общего образования реализуется через урочную и внеурочную деятельность.

Поэтому внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательной деятельности и направлена на создание условий для достижения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи планируемых результатов адаптированной образовательной программы начального общего образования.

План  внеурочной деятельности составлен на основе нормативных документов:

– Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

– Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

– Постановления от 10 июля 2015 года N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”;

– Письма департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

– Устава МК ОУ «Начальная школа-детский сад №235».

Организация и содержание внеурочной деятельности учащихся с тяжелыми нарушениями речи, осваивающих АООП НОО для детей с ТНР

Понятие, цель и задачи внеурочной деятельности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Внеурочная деятельность в аспекте федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования понимается как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения учащимися адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.

Целью внеурочной деятельности в МК ОУ «Начальная школа-детский сад №235» является создание условий для проявления у обучающихся своих интересов на основе свободного выбора.

Задачами внеурочной деятельности являются следующие:

– способствовать созданию условий для выявления и реализации интересов, склонностей и способностей обучающихся с тяжелыми  нарушениями речи;

– обеспечить условия для благоприятной адаптации учащихся с тяжелыми нарушениями речи;

– обеспечить условия достижения учащимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования;

– способствовать оптимизации условий для общего развития, коррекции и компенсации нарушений в развитии у учащихся с тяжелыми нарушениями речи;

– способствовать созданию условий для закрепления и практического использования знаний и умений, приобретенных учащимися в урочной деятельности;

– способствовать развитию опыта творческой деятельности учащихся с тяжелыми нарушениями речи  во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также в разновозрастной детской среде;

– способствовать развитию опыта неформального общения учащихся  с тяжелыми нарушениями речи  с учетом расширения рамок взаимодействия с социумом;

– способствовать удовлетворению потребностей обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в содержательном досуге.

Направления организации внеурочной деятельности учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Внеурочная деятельность организуется  на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

План внеурочной деятельности является дополнением к учебному плану и одним из способов реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования МК ОУ «Начальная школа-детский сад №235».

Часть учебного плана формируется участниками образовательных отношений включает часы, отводимые на внеурочную деятельность и коррекционно-развивающую область. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, «веселые старты», олимпиады, соревнования, походы, проекты, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, общественно полезные практики на добровольной основе и т.д. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей деятельность освоения содержания АООП НОО. Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: «Произношение», «Логопедическая ритмика», «Развитие речи».

Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами:

“Произношение”, “Логопедическая ритмика”, “Развитие речи”.

Коррекционный курс “Произношение”.

Основные задачи реализации курса «Произношение»:

Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:

оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской). Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова). Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова. Формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения). Профилактика нарушений чтения и письма.

Коррекционный курс “Логопедическая ритмика”.

Основные задачи реализации курса:

Развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики. Развитие дыхания и голоса. Развитие чувства темпа и ритма в движении. Воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки. Коррекция речевых нарушений средствами логопедической ритмики.

Коррекционный курс “Развитие речи”.

Основные задачи реализации курса:

Формирование речевой деятельности обучающихся с ТНР, профилактика вторичных речеязыковых расстройств. Развитие устной и письменной речи. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления). Формирование языковых обобщений и правильного использования языковых средств в процессе общения, учебной деятельности. Формирование, развитие и обогащение лексического строя речи, уточнение значений слов, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения продуктивными и непродуктивными способами словоизменения и словообразования, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций предложений. Развитие связной речи, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию:

-формирование умения планировать собственное связное высказывание;

-анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинно-следственные, пространственные, временные и другие семантические отношения;

-самостоятельно определять и адекватно использовать языковые средства

-оформления связного высказывания в соответствии с коммуникативной установкой и задачами коммуникации.

Овладение разными формами связной речи (диалогическая и монологическая), видами (устная и письменная) и типами или стилями (сообщение, повествование, описание, рассуждение).

В структуру коррекционно-развивающей области наряду с коррекционными курсами включается индивидуальная и (или) подгрупповая логопедическая работа, основные задачи которой определяются уровнем речевого развития, характером и механизмом речевой патологии обучающихся с ТНР.

 

Коррекционно-развивающая область включает часы представленных следующих курсов: логопедическую ритмику –  1 час в 1-4 классах, произношение-2 часа , в 1-2 классах  развитие речи– 2 часа, в 1-2 классах, 4 часа в неделю в 3-4 классах.

Индивидуальная и подгрупповая логопедическая представлена курсами: «Внеклассное чтение» 2-4 классы, «Учусь писать красиво» 1 класс- 2 часа в неделю.

На индивидуальных занятиях преодолеваются специфические для каждого ученика речевые  нарушения, что обеспечивает успешность фронтального обучения обучающихся в условиях класса. Индивидуальные логопедические занятия проводятся с одним обучающимся в течение 20 минут. Частота посещений индивидуальных занятий обучающимися – не менее 2 раз в неделю. Подгрупповые логопедические занятия составляют 20 – 25 минут. Частота посещений подгрупповых логопедических занятий – не менее 2 раз в неделю.

Реализация специальных задач по коррекции и компенсации нарушений психического и речевого развития обучающихся проводится на всех уроках и в сочетании со специальными индивидуальными и групповыми (подгрупповыми) коррекционно–развивающими занятиями. В максимальную нагрузку не входят часы занятий, включенные в коррекционно–развивающую область.

В соответствии с требованиями Стандарта образовательное учреждение реализует внеурочную деятельность по следующим направлениям: коррекционные внеурочные курсы: логопедическая ритмика, произношение, развитие речи, и коррекционно–развивающие индивидуальные и групповые занятия («Внеклассное чтение»); общеинтеллектуальное направление: курсом «Развивайка» , спортивно–оздоровительное направление: представлено курсом: «Веселая физкультура» , общекультурное направление: представлено курсом «Школа безопасности».

Коррекционные внеурочные курсы: логопедическая ритмика, произношение, развитиеречи, и коррекционно–развивающие индивидуальные и групповые занятия являются необходимым условием преодоления нарушений в психофизическом развитии и расширяют возможность обучающихся в успешном овладении знаниями, умениями и навыками программного материала.

Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС ОВЗ начального общего образования это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, направленная на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.

 

Коррекционный курс «Индивидуальные и подгрупповые занятия» («Внеклассное чтение» .

Цель курса «Индивидуальные логопедические занятия»     («Внеклассное чтение» .

— развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся.

Задачи курса:

формирование у детей с речевыми нарушениями следующих составляющих речевой компетенции: лексическо-грамматической, фонетической, диалогической, монологической; овладение устной и письменной формами речи и умением применять их в различных жизненных ситуациях.

Содержание курса «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа» имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки обучающихся к восприятию нового, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное воздействие на формирование средств языка (фонетики, фонематики, лексики, грамматики) и связной речи.

Решение коррекционных задач во внеурочной деятельности осуществляется через:

  • проведение артикуляционной гимнастики (развитие ощущений, артикуляционных движений, моторики артикуляционного аппарата);
  • проведение дыхательной гимнастики;
  • проговаривание (индивидуальное, в парах, хоровое; выработка четкого произношения слов и предложений);
  • работу со словарями (усвоение терминологии);
  • проведение звукобуквенного анализа терминов и слов сложной слоговой структуры;
  • включение заданий, способствующих коррекции и развитию психических процессов, обучающихся (анализ, синтез, построение логических цепочек, установление причинно-следственных связей);
  • выполнение заданий на развитие зрительного, слухового, тактильного анализаторов;
  • опору на жизненный опыт обучающихся;
  • соблюдение двигательного и охранного режима (динамические паузы, пальчиковые гимнастики).

 

Предполагаемый результат внеурочной деятельности обучающихся

Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение  результатов и эффектов этой деятельности.

Воспитательный результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности, это духовно-нравственное приобретение ребенка, благодаря его участию в любом виде деятельности (приобрел нечто, как ценность, опыт самостоятельного действия).

Эффект внеурочной деятельности – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата: приобретенные знания, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили ребенка как личность, способствовали развитию его компетентности, идентичности.

Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формы внеурочной деятельности:

Этические беседы, познавательные беседы, ролевые игры, предметные факультативы, олимпиады, образовательные экскурсии; культпоходы в кино, театр, музеи; занятие в кружках, секциях и т.д.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности.

Формы внеурочной деятельности

Тематические диспуты, деловые игры,  интеллектуальные клубы, экскурсии,  коллективно-творческие дела, концерты, инсценировки, трудовые десанты., школьные спортивные турниры, туристский поход, краеведческий  клуб, поисковые исследования, школьные научные общества  и т.д.

Третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия. Взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Формы внеурочной деятельности

Социально-моделирующие игры, детские исследовательские проекты, детские конференции, интеллектуальные марафоны, школьный музей-клуб, проблемно-ценностные дискуссии с участием внешних экспертов, досугово- развлекательные акции, художественные акции школьников в окружающем школу социуме, спортивные и оздоровительные акции, поисково-краеведческие экспедиции, школьный краеведческий музей и т.д.

Во внеурочную деятельность могут входить:

– выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия),

– индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.),

– экскурсии,  кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Внеурочную деятельность могут вести учителя, классные руководители, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования и др. педагогические работники.

Формы оценки.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных,  метапредметных и личностных результатов общего образования);

использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

использование персонифицированных процедур  итоговой оценки и аттестации  обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации          образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

 

Внеурочная деятельность (исключая корекционно-развивающую область)

 в ОУ включает в себя:

  1. Общеинтеллектуальное направление: представлено курсом «Развивайка»

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи внеурочного  курса «Развивайка»:

-развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

-развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

-развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

-формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

-развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

-формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

-формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

 

  1. Спортивно–оздоровительное направление: представлено курсом: «Веселая физкультура»

Цель программы: содействие всестороннему развитию личности учащихся посредством формирования у них физической культуры, слагаемыми которой являются сохранение и укрепление здоровья, пропаганды и приобщение к здоровому образу жизни, оптимальный уровень двигательных способностей.

Задачи программы:

– формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, умения контролировать своё поведение;

– укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию;

– развитие активности, настойчивости, решительности, творческой инициативы, общей выносливости, силы и гибкости, овладение школой движений;

– воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время игры, стремления к совершенству;

– Содействие развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления) в ходе двигательной деятельности

 

  1. Общекультурное направление: представлено курсом «Школа безопасности»

Курс внеурочной деятельности «Школа безопасности» призван помочь:

  • Распознавать и оценивать опасности среды обитания человека.
  • Определить способы защиты от них.
  • Приобретать навыки в ликвидации последствий экстремальных ситуаций.
  • В оказание помощи и взаимопомощи в случае их необходимости.

Курс внеурочной деятельности «Школа безопасности» нацелен на формирование специальных знаний и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускоренного приспособления к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к любым видам деятельности с исключением нежелательных последствий.

 

В план внеурочной деятельности включены фронтальные коррекционно-развивающие занятия, а также обязательные индивидуальные занятия по коррекции речи.

Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости во второй половине дня.

Учащимся предоставляется возможность посещать занятия, спортивные секции, кружки в учреждениях  дополнительного образования, другие дополнительные занятия по выбору родителей (законных представителей) обучающихся.

 

 

 

 

 

 

Программы

внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения программ внеурочной деятельности

 

Развивайка Веселая физкультурв Школа безопасности Произношение Развитие речи Логоритмика Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

+   +   +    
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий + + + + + + +
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов +   +   + +  
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире + + + + + + +
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения + + + + +   +
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе + + + + + + +
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств +   + + + + +
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей + + + + + + +
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций + + + + + + +
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям + + + + + + +
Всего (направления внеурочной деятельности) 10 10 10 10
 

Коррекционно–развивающая область

коррекционно-развивающая работа: 7 7 7 7
Произношение. 2 2
Развитие речи. 2 2 4 4
Логопедическая ритмика 1 1 1 1
Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа

«Внеклассное чтение»/ «Учусь писать красиво»

 

 

 

2 2 2 2
Направления внеурочной деятельности (исключая коррекционно- развивающую область) Внеурочная деятельность 3 3 3 3
Школа безопасности 1 1 1 1
Веселая физкультура 1 1 1 1
Развивайка 1 1 1 1
Всего   31 33 33 33