План внеурочной деятельности
Пояснительная записка.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья адаптированная основная образовательная программа начального общего образования реализуется через урочную и внеурочную деятельность.
Поэтому внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательной деятельности и направлена на создание условий для достижения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи планируемых результатов адаптированной образовательной программы начального общего образования.
План внеурочной деятельности составлен на основе нормативных документов:
– Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
– Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
– Постановления от 10 июля 2015 года N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”;
– Письма департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
– Устава МК ОУ «Начальная школа-детский сад №235».
Организация и содержание внеурочной деятельности учащихся с тяжелыми нарушениями речи, осваивающих АООП НОО для детей с ТНР
Понятие, цель и задачи внеурочной деятельности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Внеурочная деятельность в аспекте федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования понимается как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения учащимися адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Целью внеурочной деятельности в МК ОУ «Начальная школа-детский сад №235» является создание условий для проявления у обучающихся своих интересов на основе свободного выбора.
Задачами внеурочной деятельности являются следующие:
– способствовать созданию условий для выявления и реализации интересов, склонностей и способностей обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
– обеспечить условия для благоприятной адаптации учащихся с тяжелыми нарушениями речи;
– обеспечить условия достижения учащимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования;
– способствовать оптимизации условий для общего развития, коррекции и компенсации нарушений в развитии у учащихся с тяжелыми нарушениями речи;
– способствовать созданию условий для закрепления и практического использования знаний и умений, приобретенных учащимися в урочной деятельности;
– способствовать развитию опыта творческой деятельности учащихся с тяжелыми нарушениями речи во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также в разновозрастной детской среде;
– способствовать развитию опыта неформального общения учащихся с тяжелыми нарушениями речи с учетом расширения рамок взаимодействия с социумом;
– способствовать удовлетворению потребностей обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в содержательном досуге.
Направления организации внеурочной деятельности учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
План внеурочной деятельности является дополнением к учебному плану и одним из способов реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования МК ОУ «Начальная школа-детский сад №235».
Часть учебного плана формируется участниками образовательных отношений включает часы, отводимые на внеурочную деятельность и коррекционно-развивающую область. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, «веселые старты», олимпиады, соревнования, походы, проекты, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, общественно полезные практики на добровольной основе и т.д. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей деятельность освоения содержания АООП НОО. Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: «Произношение», «Логопедическая ритмика», «Развитие речи».
Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами:
“Произношение”, “Логопедическая ритмика”, “Развитие речи”.
Коррекционный курс “Произношение”.
Основные задачи реализации курса «Произношение»:
Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:
оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской). Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова). Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова. Формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения). Профилактика нарушений чтения и письма.
Коррекционный курс “Логопедическая ритмика”.
Основные задачи реализации курса:
Развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики. Развитие дыхания и голоса. Развитие чувства темпа и ритма в движении. Воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки. Коррекция речевых нарушений средствами логопедической ритмики.
Коррекционный курс “Развитие речи”.
Основные задачи реализации курса:
Формирование речевой деятельности обучающихся с ТНР, профилактика вторичных речеязыковых расстройств. Развитие устной и письменной речи. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления). Формирование языковых обобщений и правильного использования языковых средств в процессе общения, учебной деятельности. Формирование, развитие и обогащение лексического строя речи, уточнение значений слов, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения продуктивными и непродуктивными способами словоизменения и словообразования, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций предложений. Развитие связной речи, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию:
-формирование умения планировать собственное связное высказывание;
-анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинно-следственные, пространственные, временные и другие семантические отношения;
-самостоятельно определять и адекватно использовать языковые средства
-оформления связного высказывания в соответствии с коммуникативной установкой и задачами коммуникации.
Овладение разными формами связной речи (диалогическая и монологическая), видами (устная и письменная) и типами или стилями (сообщение, повествование, описание, рассуждение).
В структуру коррекционно-развивающей области наряду с коррекционными курсами включается индивидуальная и (или) подгрупповая логопедическая работа, основные задачи которой определяются уровнем речевого развития, характером и механизмом речевой патологии обучающихся с ТНР.
Коррекционно-развивающая область включает часы представленных следующих курсов: логопедическую ритмику – 1 час в 1-4 классах, произношение-2 часа , в 1-2 классах развитие речи– 2 часа, в 1-2 классах, 4 часа в неделю в 3-4 классах.
Индивидуальная и подгрупповая логопедическая представлена курсами: «Внеклассное чтение» 2-4 классы, «Учусь писать красиво» 1 класс- 2 часа в неделю.
На индивидуальных занятиях преодолеваются специфические для каждого ученика речевые нарушения, что обеспечивает успешность фронтального обучения обучающихся в условиях класса. Индивидуальные логопедические занятия проводятся с одним обучающимся в течение 20 минут. Частота посещений индивидуальных занятий обучающимися – не менее 2 раз в неделю. Подгрупповые логопедические занятия составляют 20 – 25 минут. Частота посещений подгрупповых логопедических занятий – не менее 2 раз в неделю.
Реализация специальных задач по коррекции и компенсации нарушений психического и речевого развития обучающихся проводится на всех уроках и в сочетании со специальными индивидуальными и групповыми (подгрупповыми) коррекционно–развивающими занятиями. В максимальную нагрузку не входят часы занятий, включенные в коррекционно–развивающую область.
В соответствии с требованиями Стандарта образовательное учреждение реализует внеурочную деятельность по следующим направлениям: коррекционные внеурочные курсы: логопедическая ритмика, произношение, развитие речи, и коррекционно–развивающие индивидуальные и групповые занятия («Внеклассное чтение»); общеинтеллектуальное направление: курсом «Развивайка» , спортивно–оздоровительное направление: представлено курсом: «Веселая физкультура» , общекультурное направление: представлено курсом «Школа безопасности».
Коррекционные внеурочные курсы: логопедическая ритмика, произношение, развитиеречи, и коррекционно–развивающие индивидуальные и групповые занятия являются необходимым условием преодоления нарушений в психофизическом развитии и расширяют возможность обучающихся в успешном овладении знаниями, умениями и навыками программного материала.
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС ОВЗ начального общего образования это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, направленная на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Коррекционный курс «Индивидуальные и подгрупповые занятия» («Внеклассное чтение» .
Цель курса «Индивидуальные логопедические занятия» («Внеклассное чтение» .
— развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся.
Задачи курса:
формирование у детей с речевыми нарушениями следующих составляющих речевой компетенции: лексическо-грамматической, фонетической, диалогической, монологической; овладение устной и письменной формами речи и умением применять их в различных жизненных ситуациях.
Содержание курса «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа» имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки обучающихся к восприятию нового, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное воздействие на формирование средств языка (фонетики, фонематики, лексики, грамматики) и связной речи.
Решение коррекционных задач во внеурочной деятельности осуществляется через:
- проведение артикуляционной гимнастики (развитие ощущений, артикуляционных движений, моторики артикуляционного аппарата);
- проведение дыхательной гимнастики;
- проговаривание (индивидуальное, в парах, хоровое; выработка четкого произношения слов и предложений);
- работу со словарями (усвоение терминологии);
- проведение звукобуквенного анализа терминов и слов сложной слоговой структуры;
- включение заданий, способствующих коррекции и развитию психических процессов, обучающихся (анализ, синтез, построение логических цепочек, установление причинно-следственных связей);
- выполнение заданий на развитие зрительного, слухового, тактильного анализаторов;
- опору на жизненный опыт обучающихся;
- соблюдение двигательного и охранного режима (динамические паузы, пальчиковые гимнастики).
Предполагаемый результат внеурочной деятельности обучающихся
Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.
Воспитательный результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности, это духовно-нравственное приобретение ребенка, благодаря его участию в любом виде деятельности (приобрел нечто, как ценность, опыт самостоятельного действия).
Эффект внеурочной деятельности – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата: приобретенные знания, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили ребенка как личность, способствовали развитию его компетентности, идентичности.
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Формы внеурочной деятельности:
Этические беседы, познавательные беседы, ролевые игры, предметные факультативы, олимпиады, образовательные экскурсии; культпоходы в кино, театр, музеи; занятие в кружках, секциях и т.д.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности.
Формы внеурочной деятельности
Тематические диспуты, деловые игры, интеллектуальные клубы, экскурсии, коллективно-творческие дела, концерты, инсценировки, трудовые десанты., школьные спортивные турниры, туристский поход, краеведческий клуб, поисковые исследования, школьные научные общества и т.д.
Третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия. Взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Формы внеурочной деятельности
Социально-моделирующие игры, детские исследовательские проекты, детские конференции, интеллектуальные марафоны, школьный музей-клуб, проблемно-ценностные дискуссии с участием внешних экспертов, досугово- развлекательные акции, художественные акции школьников в окружающем школу социуме, спортивные и оздоровительные акции, поисково-краеведческие экспедиции, школьный краеведческий музей и т.д.
Во внеурочную деятельность могут входить:
– выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия),
– индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.),
– экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Внеурочную деятельность могут вести учителя, классные руководители, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования и др. педагогические работники.
Формы оценки.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
Внеурочная деятельность (исключая корекционно-развивающую область)
в ОУ включает в себя:
- Общеинтеллектуальное направление: представлено курсом «Развивайка»
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи внеурочного курса «Развивайка»:
-развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
-развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
-развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
-формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
-развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
-формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
-формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
- Спортивно–оздоровительное направление: представлено курсом: «Веселая физкультура»
Цель программы: содействие всестороннему развитию личности учащихся посредством формирования у них физической культуры, слагаемыми которой являются сохранение и укрепление здоровья, пропаганды и приобщение к здоровому образу жизни, оптимальный уровень двигательных способностей.
Задачи программы:
– формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, умения контролировать своё поведение;
– укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию;
– развитие активности, настойчивости, решительности, творческой инициативы, общей выносливости, силы и гибкости, овладение школой движений;
– воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время игры, стремления к совершенству;
– Содействие развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления) в ходе двигательной деятельности
- Общекультурное направление: представлено курсом «Школа безопасности»
Курс внеурочной деятельности «Школа безопасности» призван помочь:
- Распознавать и оценивать опасности среды обитания человека.
- Определить способы защиты от них.
- Приобретать навыки в ликвидации последствий экстремальных ситуаций.
- В оказание помощи и взаимопомощи в случае их необходимости.
Курс внеурочной деятельности «Школа безопасности» нацелен на формирование специальных знаний и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускоренного приспособления к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к любым видам деятельности с исключением нежелательных последствий.
В план внеурочной деятельности включены фронтальные коррекционно-развивающие занятия, а также обязательные индивидуальные занятия по коррекции речи.
Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости во второй половине дня.
Учащимся предоставляется возможность посещать занятия, спортивные секции, кружки в учреждениях дополнительного образования, другие дополнительные занятия по выбору родителей (законных представителей) обучающихся.
Программы внеурочной деятельности |
Личностные результаты освоения программ внеурочной деятельности
|
|||||||
Развивайка | Веселая физкультурв | Школа безопасности | Произношение | Развитие речи | Логоритмика | Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия | ||
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций |
+ | + | + | |||||
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | + | + | + | + | + | + | + | |
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | + | + | + | + | ||||
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | + | + | + | + | + | + | + | |
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | + | + | + | + | + | + | ||
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | + | + | + | + | + | + | + | |
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | + | + | + | + | + | + | ||
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | + | + | + | + | + | + | + | |
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | + | + | + | + | + | + | + | |
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | + | + | + | + | + | + | + | |
Всего (направления внеурочной деятельности) | 10 | 10 | 10 | 10 | |
Коррекционно–развивающая область |
коррекционно-развивающая работа: | 7 | 7 | 7 | 7 |
Произношение. | 2 | 2 | – | – | |
Развитие речи. | 2 | 2 | 4 | 4 | |
Логопедическая ритмика | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа
«Внеклассное чтение»/ «Учусь писать красиво»
|
2 | 2 | 2 | 2 | |
Направления внеурочной деятельности (исключая коррекционно- развивающую область) | Внеурочная деятельность | 3 | 3 | 3 | 3 |
Школа безопасности | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Веселая физкультура | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Развивайка | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Всего | 31 | 33 | 33 | 33 |