Специальные принципы обучения и воспитания учащихся с ТНР. Системный подход к реализации принципов обучения и воспитания детей с ТНР.

Специальные принципы обучения и воспитания учащихся с ТНР. Системный подход к реализации принципов обучения и воспитания детей с ТНР. Каширцева Н.К

Специальные принципы обучения и воспитания детей с ТНР:

1. Генетический принцип, основанный на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе.

2. Принцип развивающего обучения. В основу содержания воспитания и обучения положено требование ориентации на здоровые силы ребенка, обеспечение соответствующего возрасту уровня психического развития.

3. Принцип коррекционной направленности воспитания и обучения является одним из ведущих принципов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Данный принцип пронизывает все компоненты воспитательно-образовательного процесса. Коррекционная направленность воспитания и обучения предполагает индивидуально-дифференцированный подход, основанный на учете структуры и выраженности нарушений, выявлении потенциальных возможностей ребенка.

4. Принцип деятельностного подхода. В игре и других видах детской деятельности создаются оптимальные условия для овладения речевыми средствами и их использования в реальных условиях коммуникации.

5. Принцип учета степени выраженности и структуры нарушения

6. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей

7. Принцип формирования элементарного осознания языковых явлений

8. Принцип взаимосвязанного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка

9. Принцип комплексности

10. Тематический принцип.

 Коррекционное занятие, его место. Виды. Обеспечение преемственности и взаимосвязи.

Коррекция – от лат «улучшение, исправление». Коррекционно -развивающее обучение предполагает слияния коррекционной работы с учебным процессом.

Коррекционное занятие в системе учебно-воспитательной работы является главным, т.к. коррекция достигается посредством адаптации содержания обучения особенностям познавательной деятельности учащихся, учета актуального уровня и зоны ближайшего развития, использования наглядностей , замедленности процесса обучения повторения и тренировочных упражнений, структурной простоты материала, индивидуального подхода.

Виды:

1.Диагностические. Направлены на

1)выявление причины или предпосылок в возникновения затруднений в изучении предметов , в сентябре 2-4 недели

2)выявления состояния развития учащихся в проблемных областях с целью оценки степени решения коррекционных занятий. Проводится в мае до 25 числа.

2. Собственно коррекционные занятия. Направлены на устранение выявленных причин, учебных затруднений или предпосылок их возникновения.

Таким образом ,вид занятия определяется общей целевой направленностью. При составлении плана коррекционно -развивающей работы в начале учебного года не целесообразно опираться на данные диагностики предыдущих результатов т.к может быть скачек вперед или возврат назад в развитии. Поэтому диагностика обязательна.