Интегрированный урок развития речи в 1 классе
Тема: Составление рассказа о весне по опорным картинкам.
Задачи:
- Дать учащимся представление о характерных признаках весны.
- Продолжать работу над слоговой структурой слова, высотой и силой голоса.
- Упражнять учащихся в определении количества звуков в слове.
- Формировать навык согласования существительного и прилагательного.
- Продолжать работу по конструированию предложений по схеме.
- Развивать интонационную выразительность речи.
- Активизировать словарь по теме «Весна».
- Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
- Развивать связную речь.
- Воспитывать интерес и любовь к природе.
Оборудование: предметные картинки, карточки – таблички со словами, наборы деформированных предложений, кубик.
Ход занятия
Организационный момент
Учитель: Дети, послушайте стихотворение.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнем урок, друзья.
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики [ворота (а), колечки (о), трубочка (у), пистолет (и)].
Учитель: Сегодня к нам на урок пришла гостья. А вот кто она, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет –
В лесу подснежник расцветет.
Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
(весна)
На лоске появляется картинка весны в образе девочки.
Основная часть
Сейчас мы поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны и постараемся составить рассказ о весне. Представьте, что доска – наш альбомный лист, на котором попробуем нарисовать картинку весны. Для этого нужно знать названия весенних месяцев.
Выставляются таблички с названиями месяцев.
А теперь послушайте загадки и угадайте, о каком месяце идет речь.
***
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц, кто узнает?
(март)
***
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?
(апрель)
***
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это?
(май)
А теперь пора начинать рисовать нашу весеннюю картину. Но сначала поиграем в игру «Четвертый лишний» (ландыш, тюльпан, солнце лилия). Какое слово лишнее? (солнце)
Вот солнце и поместим на нашей картине.
Учитель: Дети, а что это за белые барашки по небу летят? (это облака)
Вот и по нашему весеннему небу плыли облака, на которых были написаны слова. Но налетел ветер и разорвал их на части. Давайте попробуем сложить эти части, чтобы прочитать слова. Если слово составлено правильно, то части облака точно подойдут друг к другу и сложатся, как пазлы.
После выполнения задания на доске появляется еще одна картинка – опора (облако).
Учитель: Дети, у меня были написаны предложения, но слова в них перепутались. Давайте приведем их в порядок.
- Весной часто идет подснежники.
- На деревьях набухают дождь.
- В лесу расцветают почки.
Каждый ряд составляет свое предложение, а потом учащиеся зачитывают свои предложения.
На доске появляются картинки – опоры.
Физкультминутка (игра «Делай то, что скажу, а не то, что покажу»).
Учитель: Весна вносит изменения в жизнь животных.
- Как встречают весну звери?
- Как меняется жизнь птиц с приходом весны? Каких перелетных птиц вы знаете?
- Что происходит с насекомыми?
После каждого ответа на доске появляются картинки – опоры: заяц, грач, жук.
Логопед: Вот картинки с изображением больших и маленьких жуков, комаров.
- Как жужжит большой жук?
- А как маленький?
- Как звенит большой комар?
- А как маленький?
(дети отвечают)
Игра «Так бывает или нет?»
Логопед: Дети, так бывает или нет?
- Весной. Когда ярко светит солнце, мы вышли на прогулку. Слепили из снега горку и стали кататься.
- Наступила весна. В лесу расцвели первые цветы. Мы отправились в лес собирать их.
- На дворе капель, бегут ручьи. На ветках деревьев сидят красногрудые снегири.
- Весной на улице тепло и весело, на деревьях набухают почки, распускаются первые цветы. Косяки птиц улетаю в теплые края.
- Когда снег в лесу еще совсем не сошел, на открытых местах появляются первые цветы – подснежники.
Учитель: Подберите нужные признаки к словам – опорам, поставив их в нужную форму.
На доске ставятся карточки со словами – признаками.
Слова – признаки: теплый, легкий, ласковый, воздушный, нежный, перелетный, яркий.
Солнце – теплое, ласковое, яркое.
Облака – легкие, воздушные.
Цветы – нежные.
Птицы – перелетные.
Логопед: За долгую зиму все соскучились по теплу и играют на улице. Я предлагаю поиграть в футбол. Все ли его любят, мы сейчас узнаем. Прочитайте в лицах стихотворение «Футбол», чтобы стало понятно, как к нему относятся мальчик, его тетя, мама и сестра.
Футбол
Сказала тетя:
– Фи, футбол. (с пренебрежением)
Сказала мама:
– Фу, футбол. (с отвращением)
Сестра сказала:
– Ну, футбол… (с разочарованием)
А я ответил:
– Во, футбол! (с восторгом)
Учитель: Предлагаю поиграть в «звуковой» футбол. Каждый из вас бросает кубик и определяет, сколько кружочков на верхней грани. Затем среди картинок на доске нужно выбрать такую, в названии которой столько звуков, сколько было на грани кубика.
Учащимся предлагается схема предложения из четырех слов: На деревьях набухают почки. Перелетные птицы возвращаются домой. Весной светит яркое солнце.
Дети выполняют задание, затем выбирают одно из предложений и произносят его с интонацией, соответствующей знаку препинания (восклицательная, повествовательная и вопросительная интонации).
Логопед: Итак, на нашем альбомном листе получилась картина о весне. Она поможет составить рассказ. Сейчас я прочитаю вам рассказ «Главное время года», а вы, используя картинки – опоры и слова – признаки, закончите его.
Главное время года
Поспорили ребята: какое время года главное? Саня говорит:
– Лето! Летом созревают вишня и клубника, можно купаться в реке.
– Осень – главное время! – сказал Коля, – осенью все с огородов убирают.
– Вот! – подхватила Маринка. – Осенью на зиму все заготавливают! И елка зимой, и Новый год зимой. Зима – главное время года!
- Как вы думаете, какое время года главное?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Подведение итога урока
Учитель: Вот и кончился урок,
И подводим мы итог!
Сегодня на уроке мы закрепляли признаки весны, отгадывали загадки, работали с деформированным предложением, над силой голоса и выразительностью речи, составляли рассказ.