Конспект интегрированного урока развития речи в 1 классе

Интегрированный урок развития речи в 1 классе

Тема: Составление рассказа о весне по опорным картинкам.

Задачи:

  • Дать учащимся представление о характерных признаках весны.
  • Продолжать работу над слоговой структурой слова, высотой и силой голоса.
  • Упражнять учащихся в определении количества звуков в слове.
  • Формировать навык согласования существительного и прилагательного.
  • Продолжать работу по конструированию предложений по схеме.
  • Развивать интонационную выразительность речи.
  • Активизировать словарь по теме «Весна».
  • Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
  • Развивать связную речь.
  • Воспитывать интерес и любовь к природе.
Оборудование: предметные картинки, карточки – таблички со словами, наборы деформированных предложений, кубик.
Ход занятия
Организационный момент

Учитель: Дети, послушайте стихотворение.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнем урок, друзья.

 

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики [ворота (а), колечки (о), трубочка (у), пистолет (и)].

 

Учитель: Сегодня к нам на урок пришла гостья. А вот кто она, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет –

В лесу подснежник расцветет.

Шагает красавица,

Легко земли касается.

Идет на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку.

(весна)

На лоске появляется картинка весны в образе девочки.

 

Основная часть

Сейчас мы поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны и постараемся составить рассказ о весне. Представьте, что доска – наш альбомный лист, на котором попробуем нарисовать картинку весны. Для этого нужно знать названия весенних месяцев.

Выставляются таблички с названиями месяцев.

 

А теперь послушайте загадки и угадайте, о каком месяце идет речь.

***

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц, кто узнает?

(март)

***

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел?

(апрель)

***

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет.

Угадай, что за месяц это?

(май)

А теперь пора начинать рисовать нашу весеннюю картину. Но сначала поиграем в игру «Четвертый лишний» (ландыш, тюльпан, солнце лилия). Какое слово лишнее? (солнце)

Вот солнце и поместим на нашей картине.

 

Учитель: Дети, а что это за белые барашки по небу летят? (это облака)

Вот и по нашему весеннему небу плыли облака, на которых были написаны слова. Но налетел ветер и разорвал их на части. Давайте попробуем сложить эти части, чтобы прочитать слова. Если слово составлено правильно, то части облака точно подойдут друг к другу и сложатся, как пазлы.

После выполнения задания на доске появляется еще одна картинка – опора (облако).

 

Учитель: Дети, у меня были написаны предложения, но слова в них перепутались. Давайте приведем их в порядок.

  • Весной часто идет подснежники.
  • На деревьях набухают дождь.
  • В лесу расцветают почки.

Каждый ряд составляет свое предложение, а потом учащиеся зачитывают свои предложения.

На доске появляются картинки – опоры.

 

Физкультминутка (игра «Делай то, что скажу, а не то, что покажу»).

 

Учитель: Весна вносит изменения в жизнь животных.

  • Как встречают весну звери?
  • Как меняется жизнь птиц с приходом весны? Каких перелетных птиц вы знаете?
  • Что происходит с насекомыми?

После каждого ответа на доске появляются картинки – опоры: заяц, грач, жук.

 

Логопед: Вот картинки с изображением больших и маленьких жуков, комаров.

  • Как жужжит большой жук?
  • А как маленький?
  • Как звенит большой комар?
  • А как маленький?

(дети отвечают)

 

Игра «Так бывает или нет?»

Логопед: Дети, так бывает или нет?

  • Весной. Когда ярко светит солнце, мы вышли на прогулку. Слепили из снега горку и стали кататься.
  • Наступила весна. В лесу расцвели первые цветы. Мы отправились в лес собирать их.
  • На дворе капель, бегут ручьи. На ветках деревьев сидят красногрудые снегири.
  • Весной на улице тепло и весело, на деревьях набухают почки, распускаются первые цветы. Косяки птиц улетаю в теплые края.
  • Когда снег в лесу еще совсем не сошел, на открытых местах появляются первые цветы – подснежники.

 

Учитель: Подберите нужные признаки к словам – опорам, поставив их в нужную форму.

На доске ставятся карточки со словами – признаками.

Слова – признаки: теплый, легкий, ласковый, воздушный, нежный, перелетный, яркий.

Солнце – теплое, ласковое, яркое.

Облака – легкие, воздушные.

Цветы – нежные.

Птицы – перелетные.

 

Логопед: За долгую зиму все соскучились по теплу и играют на улице. Я предлагаю поиграть в футбол. Все ли его любят, мы сейчас узнаем. Прочитайте в лицах стихотворение «Футбол», чтобы стало понятно, как к нему относятся мальчик, его тетя, мама и сестра.

Футбол

Сказала тетя:

– Фи, футбол. (с пренебрежением)

Сказала мама:

– Фу, футбол. (с отвращением)

Сестра сказала:

– Ну, футбол… (с разочарованием)

А я ответил:

– Во, футбол! (с восторгом)

 

Учитель: Предлагаю поиграть в «звуковой» футбол. Каждый из вас бросает кубик и определяет, сколько кружочков на верхней грани. Затем среди картинок на доске нужно выбрать такую, в названии которой столько звуков, сколько было на грани кубика.

 

Учащимся предлагается схема предложения из четырех слов: На деревьях набухают почки. Перелетные птицы возвращаются домой. Весной светит яркое солнце. 

Дети выполняют задание, затем выбирают одно из предложений и произносят его с интонацией, соответствующей знаку препинания (восклицательная, повествовательная и вопросительная интонации).

 

Логопед: Итак, на нашем альбомном листе получилась картина о весне. Она поможет составить рассказ. Сейчас я прочитаю вам рассказ «Главное время года», а вы, используя картинки – опоры и слова – признаки, закончите его.

Главное время года

Поспорили ребята: какое время года главное? Саня говорит:

– Лето! Летом созревают вишня и клубника, можно купаться в реке.

– Осень – главное время! – сказал Коля, – осенью все с огородов убирают.

– Вот! – подхватила Маринка. – Осенью на зиму все заготавливают! И елка зимой, и Новый год зимой. Зима – главное время года!

  • Как вы думаете, какое время года главное?

Учащиеся высказывают свое мнение.

 

Подведение итога урока

Учитель: Вот и кончился урок,

И подводим мы итог!

Сегодня на уроке мы закрепляли признаки весны, отгадывали загадки, работали с деформированным предложением, над силой голоса и выразительностью речи, составляли рассказ.