Работа учителя-логопеда в условиях дистанционного обучения.

Аннотация: Статья посвящена проблеме коррекционного логопедического обучения в условиях дистанционного формата обучения с ОВЗ (ТНР) начальной школы. В ней описаны трудности и новшества, с которыми сталкиваются педагоги при обучению школьников онлайн.

Ключевые слова: дистанционное обучение, обучение онлайн, коррекционное обучение, дети с ОВЗ (ТНР).

РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ТНР)  НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

В современной системе образования стало неотъемлемой частью применение ИКТ. Поэтому необходимо пересмотреть и дополнить традиционные методы обучения и коррекции. Важным  направлением в данной области является правильно организованное дистанционное обучение. Данная проблема в настоящее время актуальна и прорабатывается не только педагогами школ, но и Министерством просвещения России. Минпросвещение вместе с Институтом коррекционной педагогики РАО  разработали специальные рекомендации которые в своей работе могут использовать педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья (https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/). На сайте ИКП РАО создан раздел, куда обучающиеся смогут отправлять свои выполненные работы для специалистов и законных представителей. Родители детей с ОВЗ смогут задать все интересующие их  вопросы педагогам работающих  в области коррекционной педагогики и психологии, получить консультацию специалистов. Для педагогических работников Институт коррекционной педагогики предлагает использовать в работе обновленные методические рекомендации. Дистанционная работа будет удобна, когда ребенок длительное время отсутствует на занятиях по различным причинам.

Дистанционную работу можно проводить в различных формах:

  • Онлайн занятия.
  • В режиме готовых уроков автоматического воспроизведения (обучающие фильмы, готовые видео уроки.).
  •  Дистанционное консультирование педагогов и родителей.
  • Вебинары, мастер-классы, конференции, круглый стол, семинары.
  • Онлайн проведение различных мероприятий и родительских собраний.

Логопедическое сопровождение в условиях дистанционного обучения является одним из компонентов успешной адаптации ребёнка к современным условиям.  Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (произношение, чтение, письмо).

Дистанционное коррекционное обучение более эффективно воздействует на детей с нарушением речи, для других групп детей с ОВЗ. Так как у обучающихся с речевыми патологиями чаще всего сформированы высшие психические функции и навыки поведения на занятиях. Для учащихся с речевыми патологиями использование различных  интерактивных игр, которые вызывают интерес к занятиям у детей, но и  помогают разнообразить работу специалиста. Так же можно использовать авторские дидактические электронные игры, такие как: игра-тренажер «Поймай звук» направленная на развитие навыков языкового анализа и синтеза, игра–тренажер «В гостях у Смешариков»,  которая помогает дифференцировать звукови с-ш и т.п. Также в процессе обучения можно применять уже готовые компьютерные программы для речевой коррекции. Одна известная  всем логопедам программа это специальная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры». Для создания дидактического наглядного  материала используется программа «ПервоЛого», которая учит учеников работать на компьютере и создавать анимированных героев и т. д.

Что касается коррекционной работы по постановке звуков, то дистанционное обучение встречает определенные трудности. Постановка звуков на занятиях логопеда имеет несколько видов: визуальную (показ учителем-логопедом артикуляции на себе, показ руками, показ муляжей и артикуляционных профилей), слуховую (акустическое восприятие звука), кинестетическую (формирование кинестетических опор), осязательную (температурные и вибро-тактильные ощущения). И если с визуальной и акустической опорами в дистанционной работе не представляет особых трудностей, то кинестетические и осязательные виды возможно сформировать только при активной помощи родителей, которым логопед должен все подробно объяснить.

При проведении педагогом  онлайн занятия педагогу необходимо соблюдать некоторые «нюансы», работая дистанционном формате. Телеведущие предлагают надевать яркую одежду для привлечения внимания учеников. Чтобы поддержать живой интерес занятие для детей должно проходить в интенсивном режиме. Необходимо также на занятиях пользоваться яркой наглядностью. В конце занятия в качестве поощрения можно показать какой-нибудь короткий познавательный мультфильм.

Дистанционное логопедическое занятие – это новая форма организации и проведения занятия, при которой педагог управляет  индивидуальной или групповой активностью учащихся при помощи совокупностью дидактических материалов на основе ИКТ технологий, ориентируемых на проведение всех видов коррекционной деятельности представленных удаленно в сети Internet и проводимых посредством видеоконференций.

При планировании и подготовке дистанционным занятиям необходимо придерживаться данной структуры:

  1. Планирование индивидуального или группового занятия в соответствии с календарно-тематическим планированием и индивидуальным планом работы с учениками.
  2. Планирование этапов и структуры каждого занятия.
  3. Выборка заданий, карточек и дидактических игр.
  4. Инструктирование учащихся и их родителей о необходимых инструментах, необходимых для занятий
  5. Осуществление или проведения самого занятия.
  6. Обговаривание заданий, которые даются для домашней работы.

Для организации и планирования логопедических занятийв интернет-сети можно найти интересные сайты, которые облегчат этап подготовки и проведения занятий для педагога и заинтересуют и повысят усвоение материала учеников.

  1. https://www.lektorium.tv/ – Дистанционное обучение, на этом сайте представлены видео-уроки и курсы онлайн-занятий.
  2. https://www.youtube.com/watch?v=HfBDjNrqcqQ. Видео:Как записать контент в  PowerPoint
  3. https://www.youtube.com/watch?v=JA20OxUTEOgВидео о том, как организовать кружок в онлайне.
  4. На сайте http://kid-mama.ru/ представлены уроки,статьи, презентации,Онлайн игры,тренажеры.
  1. http://marinakurvits.com/quizizz/#Kak_zapustit_test_dla_raboty_s_ucasimisa/Создание викторин и тестов.
  2. https://www.eduneo.ru/kak-za-5-minut-sozdat-onlajn-test-dlya-slushatelej/.Создание онлайн тестов
  3. МАСТЕР-ТЕСТ https://master-test.net/  Онлайн-конструктор тестов и отчетом о результатах тестирования.
  4. https://learningapps.org/Самый популярный бесплатный конструктор для создания электронных интерактивных упражнений.

При дистанционной форме обучения и коррекции выявлены основные этапы и направления логопедической: изучение сопроводительной документации, диагностический этап, коррекционно-развивающий этап, взаимодействие с участниками логопедического сопровождения образовательного процесса. Дистанционное обучение организовано с использованием необходимого комплекта оборудования: компьютер, колонки, микрофон, сканер, телефон, планшет.

Учитывая специфику работы, предпочтения отданы индивидуальным формам обучения, с каждым обучающимся проводятся фронтальные занятия с использованием компьютера через бесплатную программу Skypeобеспечивающая текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами, и выдохом на дом. Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения проходят на дому у обучающихся. Также дистанционно можно заниматься через сайт Учи.ру и приложение Zoom, использовать программы WhatsAPP или VIBER.

Групповые или фронтальные занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 40 минут, индивидуальные занятия по 20 минут.

Индивидуальное онлайн-занятие запланированно и  проводится строго по составленному расписанию. В начале занятия логопед налаживает контакт с учащимся, объявляет цель и  задачи, приглашает к общению в программах для онлайн взаимодействия, момент завершения занятия также обозначается педагогом. Материалы для занятия учитель-логопед может предоставлять по электронной почте.Письменные работы учащиеся могут выполнять, как на электронных карточках, так и в рукописно в тетрадях.

Таким образом, при правильной организации системы занятий достигаются положительные результаты в преодолении речевых нарушений у учащихся с ОВЗ (ТНР).

Проведение дистанционных занятий – сугубо креативный процесс, в котором каждый специалист создает свою собственную методическую, дидактическую, информационную и коммуникационную базу на основе ИКТ.