Развитие фонематического слуха

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.
В случае фонематического недоразвития ребенок смешивает звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, не различает свистящие и шипящие, “Р” и “Л”, “Ц” и “Ч” и другие. С такими детьми обязательно занимается логопед. Если же коррекционная работа вовремя не начата, то ошибки эти затрудняют развитие речи не только устной, но и письменной. Предлагаем вашему вниманию некоторые игры, способствующие развитию фонематического слуха.
Игра № 1 “Кто больше”
Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук “Р” (звук “С” и другие). За каждое названное слово дается поощрительное очко. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.
Игра № 2 “Придумай больше”
Водящий, называя какой-нибудь звук, просит играющих придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая мяч. Если задание выполнено верно, ведущий и игрок меняются ролями.
Игра № 3 “Красный – белый”
Для игры нужно приготовить два кружка (например, красный и белый). Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук (“Л”, “Ш”, например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок поднимает красный кружок, если нет – белый. Не забудьте поменяться ролями во втором туре.
Игра № 4 “Поймай рыбку”
Для этой игры нужна магнитная удочка. Это обычная палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого детского лото надеваются скрепки. Ребенок “вылавливает” удочкой разные картинки, называет их, определяя наличие или отсутствие в их названиях звука, выбранного заранее. Это могут быть “Ж”, “Д”, “К” и другие звуки. Можно усложнить игру, попросив определить место заданного звука в названии картинки. Так, в слове “самокат” “С” слышится в начале слова, в слове “весы” – в середине, а в слове “лес” – в конце. Итак, ловись, рыбка, большая и маленькая!
Игра № 5 “Кто внимательнее”
Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах. Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук “З”. Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.
Игра № 6 “Звенит-“жужжит””
Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками “З” и “Ж”. Затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть “З”, ведущий констатирует: “Звенит”. Если присутствует “Ж”: “Жужжит”.
Игра № 7 “Цепочки слов”
Эта игра – аналог всем известных “городов”. Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист – тарелка – арбуз. Вспомнили?
Игра № 8 “Отстукивание слогов”
Взрослый напоминает ребенку, что каждое слово можно “отстучать” или “отхлопать” по количеству слогов: МА – ШИ – НА, БА-РА-БАН, ДОМ. Затем водящий громко и отчетливо называет слово. Играющий в бубен или в ладоши отхлопывает это слово. Если ребенок затрудняется, нужно “отстучать” слово вместе с ним.
Игра № 9 “Есть волшебные слова, скажешь слово – слышишь два”
Есть слова, в которых слоги можно поменять местами, получив при этом новое слово. Прислушайтесь, произнося быстро слова “ВЕСНА”, “СОСНА”. Слышите, получаются слова “НАВЕС” и “НАСОС”. У поэта А.Шибаева этому явлению посвящены такие строки:
– Зверек, зверек, куда спешишь, как звать тебя, малышка?
– Бегу в КА-МЫШ, КА-МЫШ, КА-МЫШ, Я – МЫШ-КА, МЫШ-КА, МЫШ-КА!

Отец работать научил смышленого Данилку:
Отец КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛ – Данилке ПИЛ-КУ, ПИЛ-КУ, ПИЛ-КУ.

У меня, промолвил дед, ни забот, ни горя нет.
Захочу, отдохну, есть моложе руки,
Чуть КИ-ВНУ, КИ-ВНУ, КИ-ВНУ – Мчатся ВНУ-КИ, ВНУ-КИ.

Говорит Ивану ганка: – Глянь-ка, БАН-КА, БАН-КА!
– Где КА-БАН, КА-БАН, КА-БАН? – удивляется Иван.
Игра № 10 “Найди ошибку”
Удивился дед Тарас, бородой своей затряс:
Сорняки на гряде, а морковка в БОРОДЕ. (В борозде)
По дороге Машенька идет, на веревочке козу она ведет.
А прохожие глядят во все глаза: очень длинная у девочки КОЗА. (Коса)
Я осла узнаю сам – по его большим УСАМ. (Ушам)
Ехал дядя без ЖИЛЕТА, заплатил он штраф за это. (Без билета)
Интересно, не правда ли? Еще интереснее будет тогда, когда вы поиграете со своим малышом в эти игры.