Общие артикуляционные упражнения
Что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног? Конечно же, занимаемся гимнастикой! В наших щёчках, губках и языке тоже есть мышцы. Если ты ещё не научился говорить трудные звуки Ш, Ж, Р, Л, Мышцы твоих артикуляционных органов ещё недостаточно окрепли и не умеют выполнять точных и ловких движений. Давай же научим наш ротик открываться и закрываться по команде, наши губки двигаться ровно и красиво, а язычок сделаем ровным и шустрым. За дело, дружок!
Название | Цель | Описание |
“Голодные птенцы” |
Вырабатывать умение удерживать широко открытый рот в течение нескольких секунд. |
Под слова взрослого: “Раз, два, три, четыре, пять”, ребёнок держит рот широко раскрытым. Ротик закрываем и после этого вместе произносим: “Можно ротик закрывать”. |
“Рыбка” | Вырабатывать умение удерживать сомкнутые губы в течение нескольких секунд. | Под слова взрослого:” Раз, два, три, четыре, ПЯТЬ”, ребенок держит рот закрытым, губы напряжённою сомкнутыми. Ротик открываем и после этого вместе произносим: “Можно ротик открывать”. |
“Голодные птенцы” – “Ры6ка” | Научить чередовать произвольное открывание и закрывание рта. | Под неторопливый ритмичный счёт взрослого:” Раз – два, раз – два”, ребенок открывает и закрывает ротик. |
Белочка грызёт орехи | Вырабатывать умение плотно смыкать верхние и нижние зубки. |
Взрослый считает: “Раз, два, три, четыре, пять – мы как белочки опять”. Ребёнок, широко улыбнувшись, щелкает зубками. После этого произносим вместе: “Раз, два, три, четыре, пять – мы как девочки (мальчики) опять”… |
Лягушка | Вырабатывать умение удерживать длительное время губы в улыбке, зубка плотно сжаты. |
Ребёнок удерживает улыбку, взрослый комментирует: “Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам, Мы потянем, мы потянем… (Затем вместе с ребёнком) И нисколько не устанем”. |
Слоник | Вырабатывать умение вытягивать губы трубочкой вперёд, удерживая их в таком положении длительное время. Зубки должны быть плотно сжатыми. |
Ребёнок удерживает губы, вытянутые “хоботком”. Взрослый комментирует: “Подражаю я слону, Губы хоботком тяну. Потяну и перестану… И нисколько не устану” Последние слова произносятся вместе с ребенком. |
Лягушка – Слоник | Научить чередовать положения губ, растянутых в улыбке и вытянутых в трубочку. |
Под ритмичный счёт взрослого. “Раз – два, раз – два”, ребёнок растягивает губы в улыбку и вытягивает их вперёд в трубочку. Напомните ему, что зубки должны быть сомкнуты. |
Это были упражнения для мышц и связок верхней, нижней челюсти, губ.
А теперь поупражняем мышцы языка…
Название | Цель | Описание |
“Язычок на прогулке” |
Вырабатывать умение поднимать язычок вверх, к носику; опускать вниз, к подбородку; двигать им в стороны, от одного угла рта к другому. |
Поднимаем язычок вверх, тянемся к носику: “Язычок хочет посмотреть на небо, нет ли тучек, светит ли солнышко”. Опускаем язычок вниз, тянемся к подбородку: “Язычок смотрит на землю – нет ли луж после дождя”. Ведём кончиком языка от одного угла рта к другому: “Язычок оглядывается по сторонам на домики своих соседей”. |
“Скалолаз” | Вырабатывать умение быстро перемещать кончик языка из нижнего положения в верхнее. |
“Представь, что перед язычком стоит лесенка, ему нужно быстро подняться по ступенькам вверх, к носику, и тут же опуститься вниз, к подбородку”. Упражнение можно сопровождать ритмичным счётом: Раз – вверх, два – вниз”. |
“Часики” | Вырабатывать умение чередовать движения языка от одного уголка рта к другому. | Губы растянуты в улыбке, узкий язычок перемещается от одного уголка губ к другому, не касаясь нижней губы: “Бьют часы на старой башне: тик-так, тик-так. А стенные побыстрее: тики-таки, тики-таки. А карманные спешат: тики-тики-тики-так!” |
Борцы | Вырабатывать умение удерживать язычок за верхними и за нижними зубками. | Рот широко открыт. Кончик языка упирается в верхние зубы изнутри. “С язычком случилось – он толкает зубы, Будто хочет их за что-то, вытолкнуть за губы”. Затем толкаем изнутри нижние зубки. |
Накажем непослушный язычок | Выработать умение удерживать язык расслабленным. | Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлёпать его верхней губой, затем покусать зубками. “Мы прижмём язык губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ. А потом прижмём зубами: ТА-ТА-ТА” |