Организация коррекционно-образовательного и воспитательного процесса в начальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. зам.дир по УВР Мамонова Е.В
Создание оптимальных условий обучения в школе зависит от гигиенического фактора. Еще в начале XIX века в результате первых гигиенических исследований была установлена тесная взаимосвязь между появлением у детей так называемых «школьных» болезней (близорукость, нарушение оселки и др.) и гигиеническими условиями в школе.
Действительно, соблюдение соответствующих гигиенических условий обучения должно являться неотъемлемой составной частью педагогического процесса. К сожалению, знание гигиенических нормативов и требований к организации обучения еще не означает реального решения проблемы сохранения здоровья школьников. Основная сложность заключается в грамотной оценке реальных условий обучения сравнительно с нормативными гигиеническими требованиями; выработке практических рекомендаций в каждом конкретном случае.
Организму ребенка свойственна незавершенность развития важных для обучения органов и функциональных систем, и прежде всего центральной нервной системы, зрительного и слухового анализаторов, опорно-двигательного аппарата. Поэтому правильно организованный коррекционно-образовательный и воспитательный процесс способствует не только приобретению прочных знаний по основным школьным дисциплинам, но и благоприятному росту и развитию обучающихся. Укреплению их здоровья
Учебный план МКСКОУ «Школа-сад №235» на 2014-2015 учебный год состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов для реализации в муниципальном казенном специальном коррекционном образовательном учреждении «Школа-сад №235» , реализующей основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Каждый учебный предмет решает собственные задачи реализации содержания образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее – Стандарта).
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
- формирование гражданской идентичности обучающихся;
- их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
- готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Изучение «Русского языка» в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Младшие школьники овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).
Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности.
«Иностранный язык» изучается со 2 класса. Он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.
Изучение «Математики направлено» на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования.
Особое место должно быть уделено обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся.
Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему городу (селу), своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Особое внимание должно быть уделено формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности.
Изучение предметов эстетического цикла («Изобразительное искусство» и «Музыка») направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников.
Занятия по «Физической культуре» направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности ученика.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся:
- изучение курса «Информатика и ИКТ» способствует формированию у школьников системно-информационного подхода к анализу окружающего мира. Учащиеся 2-3 классов осваивают методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, необходимые во всех областях практической деятельности человека (1 час в неделю);
- изучение курса «Развитие речи» имеет ярко выраженную коррекционную направленность. В рамках этой учебной дисциплины тесно переплетаются формирование речи и познавательной культуры. Коррекционно-развивающая цель курса «Развитие речи» – способствовать развитию лексико-грамматического строя речи, связного устного и письменного высказывания; обогащению представлений об окружающем мире, на основе чувств, восприятий; научить видеть, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, что способствует коррекции аналитико-синтетической деятельности и коррекции речи.
- Изучение курса «Литературное чтение» направлено на решение следующих задач:
образовательная – дать элементарные представления о литературе, научить осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
коррекционно-развивающая – закрепить правильное произношение звуков и слов различной слоговой структуры; способствовать накоплению и обогащению словарного запаса, развитию грамматического строя языка, пониманию обучающимися синтаксических конструкций и овладения различными видами речи.
МКСКОУ «Школа-сад №235» на ступени начального общего образования определяет 5-дневную продолжительность учебной недели для учащихся 1 класса, продолжительность учебного года в 1 классе – 33 недели.
По нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»:
- продолжительность урока в 1 классе составляет
– сентябрь – октябрь – 3 урока по 35 минут;
– ноябрь-декабрь – 4 урока по 35 минут; – январь-май – 4 урока по 45 минут.
- количество часов в недельной нагрузке – 21 час в неделю.
Учащиеся во 2-3 классах занимаются по 6-дневной неделе с максимальной нагрузкой 26 часов, продолжительность урока – 45 мин, учебный год – не менее 34 недель.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней. Для учащихся в 1 классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы в третьей четверти.
Учебный процесс в 1-3 классах обеспечен программами, учебниками, методическими пособиями и дидактическими материалами, входящими в УМК «Школа России» .