Диагностика развития мелкой моторики
Мамонова Е.В, учитель начальных классов
Для того чтобы вести развитие мелкой моторики, важно знать насколько сформированы движения пальцев. Существует немало методик по диагностике. Одна из них — диагностика по методу Сосниной С П
***
Данная диагностика проводится индивидуально. Перед диагностируемым кладут лист с заданием. Его задача состоит в том, чтобы внимательно выслушать задание и приступить к его выполнению. Все задания (таблица 1) выполняются простым карандашом.
Таблица 1
№ | Задание | Оценка |
1 | Перед ребенком лист бумаги в линию. Ребенку необходимо провести прямые линии между полосками на листе. На задание отводится 60 секунд. | Выполнено 10 строк и более — 3 балла, от 6 до 9 — 2 балла. 5 и менее строк — 1 балл. |
2 | На листе бумаги нарисованы 2 дорожки.Нужно провести линию посередине дорожки. Не отрывая карандаш от бумаги. | Без ошибок — 3 балла, 1-2 ошибки — 2 балла, более 2 ошибок — 1 балл. |
3 | На листе изображены мячики и кегля. Нужно «попасть» мячиками в кеглю, т е провести прямые линии, не отрываясь от бумаги. | Если все линии прямые и ведут точно — 3 балла, 1-2 ошибки — 2 балла, 3 ошибки — 1 балл |
4 | На листе изображен рисунок. Нужно обвести рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги. | 1-2 раза сошел с линии — 3 балла, 2-4 раза сошел с линии — 2 балла, более 4 раз — 1 балл. |
5 | Не отрывая карандаш от листа бумаги нужно продолжить рисовать узоры. | Без ошибок — 3 балла. С ошибками — 2 балла, не смог выполнить — 1 балл. |
6 | Продолжить рисовать узор по клеточкам. | Без ошибок — 3 балла, ошибка в одном узоре — 2 балла, в двух — 1 балл. |
7 | Нужно нарисовать узор в последовательности: 2 клетки вверх. 1 направо, 2 клетки вниз, 1 направо и т д. | Без ошибок- 3 балла, 1 ошибка — 2 балла, более 2 ошибок — 1 балл. |
8 | Нужно нарисовать такую же фигуру по клеточкам. | Без ошибок — 3 балла, 1- 2 ошибки — 2 балла, более 3 ошибок — 1 балл. |
9 | Нужно нарисовать такую же фигуру по клеточкам. | Без ошибок — 3 балла, 1- 2 ошибки — 2 балла, более 3 ошибок — 1 балл. |
10 | Нужно нарисовать такую же фигуру по клеточкам. | Без ошибок — 3 балла, 1- 2 ошибки — 2 балла, более 3 ошибок — 1 балл. |
11 | Нужно скопировать такую же фигуру по образцу. | Без ошибок — 3 балла, 1- 2 ошибки — 2 балла, не смог — 1 балл. |
Интерпретация результатов
Менее 16 баллов, что говорит о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля над выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.
Таблица 2
Название | Текст | Действия |
Пирожки | Я купила масло,
Сахар и муку, Полкило изюма, Пачку творогу. Пирожки пеку, пеку. Всех друзей я в гости жду. |
1. Поочередно загибаем пальцы при перечислении продуктов, начиная с мизинца; 2. имитация лепки пирожков (ладони полусогнуты); 3. движения ладонями раскрытыми вперед, имитирующие подзывание гостей. |
Дятел | Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук. Это дятел на сосне Долбит клювом по коре. |
1. 6-7 раз подряд постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; 2. наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой; 3. соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла и слегка ударять по ладони левой руки, пальцы которой развести в стороны, изображая дерево; 4.пальцами левой руки, изображающими клюв, постучать по ладони правой руки. |
Капустка | Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трём-трём, Мы капустку жмём-жмём. |
1. Прямыми ладонями, пальцы зафиксированы, имитируем движения топора, вверх, вниз – движения повторяющиеся, ритмичные; 2. поочередное поглаживание подушечек пальцев, пальцы собраны в щепоть – имитация соления; 3. потирание кулачка о кулачок – движения вертикальные, вверх – вниз; 4. энергично сжимаем пальцы в кулак, сжимаем и разжимаем – движения ритмичные, одновременные. |
Пальчик-мальчик | Пальчик-мальчик,
Где ты был? – С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. |
1 строка – показать большие пальцы обеих рук (одновременно) 2 – соединить большой палец с указательным пальцем той же руки (одновременно двумя руками) 3 – соединить большой палец со средним пальцем той же руки (одновременно двумя руками) 4 – соединить большой палец с безымянным пальцем той же руки (одновременно двумя руками) 5 – соединить большой палец с мизинцем той же руки (одновременно двумя руками) |
Встреча | Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»
Два щенка: «Ав-Ав!» Два жеребенка: «Иго-го!» Два быка: «Му-у-у!» Смотри, какие рога. |
На каждую строчку соединять поочередно (одноименные) пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать «рога», вытянув указательные и мизинцы, подогнув в кулак остальные (одновременно двумя руками). |
С детьми необходимо проводить цикл занятий по развитию мелкой моторики, включающий конструктивные виды деятельности: лепка, аппликации, поделки из природного материала, раскрашивание, рисование пальцами и карандашом и др.
После цикла развивающих занятий проводится повторная диагностика уровня развития мелкой моторики (таблица 1).
Как правило, организованные занятия по развития мелкой моторики дают положительную динамику.
***
Оригинальный “пальцевый” тест был предложен в конце 90-х годов исследователем-врачом A.M. Мустафиным для определения “бюджета способностей” ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. “Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше “бюджет” мозга… Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом”, – пишет A.M. Мустафин.
***
На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний – большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень хорошей координацией.