Создание здоровьесберегающего пространства в школе для обучающихся 1 класса с ТНР.

Создание  здоровьесберегающего пространства в школе для            обучающихся  1 класса с ТНР. (учителя начальных классов Петухова Е.В, Колынюк Е.В)

VipTalisman644

В последнее время перемены, произошедшие в стране, привели к появлению негативных социальных явлений, отражающихся в первую очередь на здоровье людей. Ребёнок – барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым, поэтому как никогда актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего детства. Именно поэтому школа призвана обеспечить условия в образовательной среде для формирования здорового образа жизни путём создания такой окружающей среды, которая способствует сохранению и укреплению здоровья.

      Хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию ребёнка, способствует безболезненной адаптации к новой для младшего школьника учебной деятельности, связанной с напряжённой умственной нагрузкой.

      Решить проблему физического и психического здоровья  школьников, создать мотивацию на ведение здорового образа жизни успешно помогают здоровьесберегающие  образовательные технологии. Работа школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной в полной мере, когда профессионально и в системе реализуются здоровьесберегающие технологии.

 В первом классе адаптационный период идёт практически две четверти. В период адаптации применяется ступенчатый метод наращивания учебной нагрузки.

       Первые три дня – дни адаптации ребёнка в школе. За эти дни ребёнок знакомится с новой образовательной средой: учителем, одноклассниками, новым местом работы. Учитель организует эти дни в форме занимательных игр, конкурсов, походов, экскурсий с привлечением родителей. Первые недели в первом классе проводятся по три урока, а на протяжении первой и второй четверти уроки проводятся по 35 минут, после второго урока проводится динамическая пауза в виде урока на природе. Проводится не более 4 уроков день. Перед уроками можно разучивать с детьми комплекс упражнений для какой-либо группы мышц в виде утренней зарядки. Основные уроки проводятся на 2-3 уроках.

         В первом классе – безотметочная система, которая способствует более спокойному усвоению знаний и помогает избежать психологических стрессов и дискомфорта для детей, т.е. способствует психологическому здоровью детей в период адаптации. Учитель постоянно контролируется посадка детей, обращается внимание на положение ног и спины относительно стула, головы и рук относительно парты.

      Обязательно  2 раза за любой урок проводятся физкультминутки. Особое внимание уделяется физкультминуткам на уроках письма, делаются упражнения для расслабления мышц рук, в которые входит массаж не только рук, но и каждого пальчика. Не меньшее значение имеет зарядка для глаз, которая проводится регулярно, особенно на уроках чтения.

      В первом классе первые две четверти не задаётся домашних заданий, во втором полугодии домашнее задание может носить только устный характер. Так же существуют дополнительные недельные каникулы в середине 3 четверти, чтобы дети смогли отдохнуть и не перенапрягаться.

           Постоянно проводятся классные часы и беседы о здоровом образе жизни, подвижные игры на переменах.  В группе продлённого дня проводится обязательно прогулка на свежем воздухе. Часто в школе проводятся дни здоровья в виде спортивных командных соревнований  для детей.

     Уроки физической культуры проходят не только в спортивном зале, но и на улице.

      Правильно организованное и сбалансированное питание играет немаловажную роль в здоровом образе жизни  ребёнка. В обязательный рацион входят: фрукты, овощи, соки. Дети получают горячие свежеприготовленные блюда.

                   Средства   здоровьесберегающих технологий.

 – физические упражнения;

 – физкультминутки;

 – подвижные перемены;

 – эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;

 – гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая,    дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);

 – лечебная физкультура;

– подвижные игры;

– специально организованная двигательная активность ребёнка  (динамическая пауза, занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие двигательных навыков);

 – массаж и самомассаж;

 – выполнение  санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНом;

– личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, режим проветривания  помещений, влажная уборка)

– соблюдение общего режима дня, питания и сна;

– соблюдение режима двигательной активности;

– привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка;

– обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой  медицинской помощи при ушибах,

порезах, ссадинах, ожогах, укусах)

– ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание    переутомления.

Формы работы с учащимися.

 

Учебная деятельность  Воспитательная     работа Внешкольная деятельность
– физ. минутки;- минутки покоя,

релаксации;

–  динамическая пауза;

– физ. зарядка;

– подвижные перемены;

– дни адаптации;

– организация горячего питания.

 

– спортивно-оздоровительныемероприятия;

– праздники Здоровья;

– Дни Здоровья.

– походы;- оздоровительные

прогулки;

– экскурсии.