Роль личности педагога в условиях внедрения ФГОС для детей с ОВЗ.

Мамонова Е.В, зам.дир по УВР

Роль личности педагога в условиях внедрения ФГОС для детей с ОВЗ.

Внедрение в систему российского профессионального образования новых образовательных стандартов предполагает иной подход и к его содержанию. Стандарт направлен на обеспечение: равных возможностей получения качественного начального общего образования; духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом; условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Со слов одного из разработчиков ФГОС О.А.Карабановой: «Психологическая составляющая ФГОС несоизмерима с той, что была ранее. И это очень серьёзно, потому что перед образовательными учреждениями поставлена задача обеспечения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Современные руководители системы образования прекрасно понимают, что без высокой психологической компетентности всех участников образовательного процесса добиться желаемого невозможно».

Конечной целью всей системы преобразований является  обеспечение выпускников необходимым в современных условиях уровнем готовности к самостоятельной активной и продуктивной жизнедеятельности. Основой обновления выступает компетентностный подход в подготовке специалиста.

В условиях перехода на новые образовательные стандарты, педагог, должен обладать профессиональными, личностными и нравственными качествами. К профессиональным качествам относятся: знание педагогом своего предмета, умение доступно и интересно излагать материал, требовательность. К личностным – доброта, порядочность, чувство юмора, эмоциональность. К нравственным – педагогический такт, создание комфортного микроклимата в классе, обязательность, интерес к личности обучающегося. На одном уровне по значимости находятся такие категории как профессионализм педагога и его личностное отношение к обучающемуся. Большое внимание обучающиеся уделяют наличию личностных качеств у педагога: пониманию, отзывчивости, уважению к личности обучающегося, коммуникабельности, умению заинтересовать собой, умению объективно оценивать.

Так в чем же должен заключаться современный подход педагога в подготовке к дальнейшему обучению учащихся? Исследовав этимологию слов «компетентный» (от лат. competens, competentis – надлежащий, способный, знающий, сведущий в определенной области); и «подход» (в словарном толковании В.И. Даля – «идти под низ чего-то», т.е. находиться в основе чего-то), определяется некоей идеей, концепцией, принципом и центрируется на основных для него одной-двух категориях. Приходим к выводу о том, что компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. В системе образования происходит смещение принципа адаптивности выпускников на принцип их компетентности в своем виде профессиональной деятельности.

В этой ситуации изменяется подход и к условиям преподавания. Вполне очевидно, что высокий профессионализм педагога должен определяться высоким уровнем его компетентности. Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство – это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя. Компетентность педагога – это что-то новое, представляющее собой систему знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

При освоении новых образовательных стандартов становится возможным активное внедрение в современную педагогику личностно-ориентированных технологий, ориентированных на признание уникальной сущности каждого обучающегося и его индивидуальной учебной траектории. В новых условиях преподавания педагог и обучающийся выстраивают взаимоотношения на основе диалога, партнерства и сотрудничества. Преподаватель, выступая в роли менеджера или репетитора-наставника, организовывает индивидуальную программу изучения.  Учитель, сегодня должен, обладать так называемой «двойной компетенцией». То есть помимо сугубо традиционных знаний иметь современные знания и навыки работы с информационными технологиями, высокую информационную культуру, что в свою очередь произвело изменения всего компонентного состава и структуры традиционной методической системы.

Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку? А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.

Рассмотрим характеристику основных изменений в деятельности педагога, работающего по федеральным государственным образовательным стандартам. Например, подготовка к уроку. Традиционная деятельность учителя, который  использует жестко структурированный конспект урока и при подготовке к уроку использует учебник и методические рекомендации использует материал однотипный, практически не отражает различные источники получения информации и не стимулирует к самообразованию или же учитель, работающий по ФГОС. Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения, использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материал разного типа, вида и формы, справочно-информационный и самообразовательный. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.

Учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения.

Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога – мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а, обязательно, идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.