адаптированная программа 1целевой раздел
Режим работы ДОУ
Дошкольное образовательное учреждение работает по пятидневной рабочей неделе. Группы функционируют в режиме полного дня (12часового пребывания).
Режим дня в группах
Режим дня ( 1 младшая группа),холодный период
Время | Режимные моменты
|
7.00-8.00 | Прием детей,осмотр; совместная деятельность детей(игра, труд и др.)
|
8.00-8.10 | Утренняя гимнастика
|
8.10-8.50 | Подготовка к завтраку. Гигиенические процедуры Завтрак.
|
8.50-9.00 | Подготовка к организованной образовательной деятельности |
9.00-9.35 | Организованная образовательная деятельность.
|
9.35-10.10 | Игровая самостоятельная деятельность детей.Подготовка к прогулке.Одевание.
|
10.10-11.30 | Прогулка(наблюдение, труд, подвижные игры, игры-упражнения, индивидуальная работа с детьми), самостоятельная деятельность детей. |
11.30.00-11.45 | Возвращение с прогулки,раздевание. |
11.45-12.00 | Подготовка к обеду. Гигиенические процедуры, совместная деятельность . |
12.00-12.20 | Обед |
12.20-15.00 | Подготовка ко сну.Дневной сон. |
15.00-15.20 | Подъем. Воздушная гимнастика, гигиенические процедуры. |
15.20-15.30 | Полдник. |
15.30-16.25 | Индивидуальная коррекционная работа с детьми. Чтение художественной литературы.самостоятельная и совместная деятельность детей( труд, игра, худ.творчество и др.) |
16.30-16.50 | Подготовка к ужину |
16.50-17.10 | Ужин |
17.10-17.20 | Самостоятельная деятельность детей. Подготовка к прогулке, |
17.20-19.00 | Вечерняя прогулка, беседы с родителями. |
Режим дня ( 2 младшая группа),холодный период
Время | Режимные моменты |
7.00-8.05 | Прием детей ,осмотр; игровая самостоятельная деятельность, индивидуальная работа с детьми, художественно-речевая, трудовая деятельность, подготовка к утренней гимнастике.
|
8.05-8.15 | Утренняя гимнастика. |
8.15-8.50 | Подготовка к завтраку. Гигиенические процедуры. Завтрак.
|
8.50-9.00 | Подготовка к организованной образовательной деятельности. |
9.00-9.40 | Организованная образовательная деятельность.
|
9.40-10.20 | Игровая самостоятельная деятельность.Подготовка к прогулке.Одевание. |
10.20-11.40 | Прогулка(наблюдение, труд, подвижные игры, игры-упражнения, индивидуальная работа с детьми). самостоятельная деятельность детей |
11.40-11.50 | Возвращение с прогулки,раздевание. |
11.50-12.10 | Подготовка к обеду. Гигиенические процедуры, совместная деятельность |
12.10-12.30 | Обед |
12.30-15.00 | Подготовка ко сну.Дневной сон. |
15.00-15.15 | Подъем.Воздушная гимнастика, гигиенические процедуры. |
15.15-15.25 | Полдник. |
15.25-16.25 | Индивидуальная коррекционная работа с детьми. Чтение художественной литературы.самостоятельная и совместная деятельность детей( труд, игра, худ.творчество и др.) |
16.25-16.50 | Подготовка к ужину. Гигиенические процедуры. Совместная деятельность |
16.50-17.10 | Ужин |
17.10-17.20 | Самостоятельная деятельность детей. Подготовка к прогулке |
17.20-19.00 | Вечерняя прогулка, беседы с родителями. |
Режим дня ( средняя группа),холодный период
Время | Режимные моменты
|
7.00-8.15 | Прием детей,осмотр игровая самостоятельная деятельность, индивидуальная работа с детьми, художественно-речевая, трудовая деятельность, подготовка к утренней гимнастике.
|
8.15-8.25 | Утренняя гимнастика |
8.25-8.50 | Подготовка к завтраку. Гигиенические процедуры.Завтрак.
|
8.50-9.00 | Подготовка к организованной образовательной деятельности. |
9.00-10.35 | Организованная образовательная деятельность. |
10.35-10.50 | Игровая самостоятельная деятельность. Подготовка к прогулке.
|
10.50-12.10 | Прогулка (наблюдение, труд, подвижные игры, игры-упражнения, индивидуальная работа с детьми),самостоятельная деятельность детей |
12.10-12.20 | Возвращение с прогулки, раздевание, совместная деятельность. подготовка к обеду |
12.20-12.40 | Обед |
12.40-15.10 | Подготовка ко сну.Дневной сон. |
15.10-15.20 | Подъем. Воздушная гимнастика, гигиенические процедуры. |
15.20-15.30. | Подготовка к полднику.Полдник. |
15.30-16.50 | Индивидуальная коррекционная работа с детьми.чтение художественной литературы ,самостоятельная и совместная деятельность детей( труд, игра, худ.творчество и др.) |
16.50-17.15 | Подготовка к ужину.Ужин |
17.15-17.30 | Самостоятельная деятельность детей.Подготовка к прогулке. |
17.30-19.00 | Вечерняя прогулка, беседы с родителями |
Режим дня ( старшая группа),холодный период
Время | Режимные моменты
|
7.00-8.20 | Прием детей,осмотр игровая самостоятельная деятельность, индивидуальная работа с детьми, художественно-речевая, трудовая деятельность, подготовка к утренней гимнастике.
|
8.20-8.30 | Утренняя гимнастика
|
8.30-8.50 | Подготовка к завтраку Гигиенические процедуры.Завтрак.
|
8.50-9.00 | Подготовка к организованной образовательной деятельности |
9.00-10.40 | Организованная образовательная деятельность.. |
10.40-10.50 | Подготовка к прогулке.
|
10.50-12.20 | Прогулка(наблюдение, труд, подвижные игры, игры-упражнения, индивидуальная работа с детьми),самостоятельная деятельность детей |
12.20-12.40 | Возвращение с прогулки , раздевание, совместная деятельность, подготовка к обеду,дежурство. |
12.40-13.00 | Обед |
13.00-15.10 | Подготовка ко сну.Дневной сон. |
15.10-15.20 | Подъем. Воздушная гимнастика, гигиенические процедуры. |
15.20-15.30 | Подготовка к полднику.Полдник. |
15.30-16.50 | Индивидуальная коррекционная работа с детьми. чтение художественной литературы ,самостоятельная и совместная деятельность детей( труд, игра, худ.творчество и др.) |
16.50-17.15 | Подготовка к ужину.Ужин |
17.15-17.30 | Самостоятельная деятельность детей.Подготовка к прогулке. |
17.30-19.00 | Вечерняя прогулка, беседы с родителями |
Режим дня ( подготовительная к школе группа),холодный период
Время | Режимные моменты
|
7.00-7.30 | Прием детей,осмотр игровая самостоятельная деятельность, индивидуальная работа с детьми, художественно-речевая, трудовая деятельность, подготовка к утренней гимнастике |
8.20-8.30 | Утренняя гимнастика
|
8.30-9.50 | Подготовка к завтраку. Гигиенические процедуры.дежурство Завтрак. |
8.50-9.00 | Подготовка к организованной образовательной деятельности. |
9.00-10.50 | Организованная образовательная деятельность |
10.50-11.00 | Подготовка к прогулке.
|
11.00-12.35 | Прогулка(наблюдение, труд, подвижные игры, игры-упражнения, индивидуальная работа с детьми),самостоятельная деятельность детей |
12.35-12.45 | Возвращение с прогулки, раздевание, совместная деятельность, подготовка к обеду,дежурство. |
12.45-13.05 | Обед |
13.05-15.10 | Подготовка ко сну.Дневной сон. |
15.10-15.20 | Подъем. Воздушная гимнастика, гигиенические процедуры |
15.20-15.30 | Подготовка к полднику.Полдник. |
15.30-17.00 | Индивидуальная коррекционная работа с детьми. Чтение художественной литературы,самостоятельная деятельность детей.(игры, художественное творчество труд и др.) |
17.00-17.20 | Подготовка к ужину.Ужин |
17.20-17.35 | Самостоятельная деятельность детей.Подготовка к прогулке. |
17.35-19.00 | Вечерняя прогулка, беседы с родителями |
3.4. Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами
Особенности работы воспитателя в коррекционных группах.
Специфика работы воспитателя в логопедических группах определяется, имеющимися у каждого такого дошкольника:
-речевыми недостатками;
-неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);
-характерологическими особенностями.
Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы
- Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
- Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
- Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
- Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
- Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
- Формирование связной речи.
- Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
Основные направления коррекционной работы воспитателя
- Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Выполняется в течение дня 3-5 раз.
- Пальчиковая гимнастика. Выполняется в комплексе с артикуляционной – 3-5 раз в день.
- Коррегирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы. Выполняется ежедневно после сна.
- Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей, содержание занятий определено программой:
- проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;
- повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;
- упражнения в звуко-слоговом анализе и синтезе;
- повторение лексико-грамматических упражнений;
- упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
Фронтальные занятия (в соответствии календарно-тематическим планом логопедической работы.
Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия.
- Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.
Взаимодействие учителя – логопеда и музыкального руководителя
Учителями-логопедами ДОО совместно с музыкальными руководителями разрабатывается система взаимодействия, которая включает перспективный план работы и консультаций для педагогов и родителей в логопедических группах для детей с ТНР.
Перспективный план взаимодействия разрабатывается по результатам обследования детей, где отражаются лексическая тема недели, коррекционные задачи, цели и задачи консультаций для родителей и педагогов.
Подбирается материал, фонетически и лексически доступный детям с ТНР. Сюда входят:
-упражнения на развитие речевого дыхания, чувства ритма;
-мелодекламация чистоговорок, пальчиковых гимнастик, потешек, стихов и речевок;
-упражнения на развитие координации речи и движения под музыку;
-подвижные коммуникативные и хороводные игры;
-фонопедические упражнения;
-пальчиковые гимнастики (для детей с ТНР особо значимы упражнения по развитию движений кистей УК: сжимание и разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия (зрительного, слухового и тактильного анализаторов)). Эти упражнения проводятся на интегрированных занятиях с использованием музыки. Длина стихотворных строк учитывает особенности состояния речевого дыхания детей.
Данный вид совместной деятельности помогает:
-развивать слуховое восприятие детей: восприятие звуков различной громкости (громкий – тихий), высоты (высокий – низкий) с использованием звучащих игрушек, музыкальных инструментов, звукоподражаний; совершенствование общеречевых умений и навыков (дыхательных, голосовых, артикуляторных), а также зрительное, тактильное восприятие, мимическую мускулатуру, дыхательную систему, артикуляционный аппарат, свойства голоса, координацию движений и нормализацию их темпа и ритма;
-формировать выразительные средства: интонацию, мимику, жесты и движения;
-обучать речевым, певческим и двигательным навыкам;
-развивать музыкальные, творческие и коммуникативные способности.
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.
Учителями-логопедами ДОО совместно с воспитателями групп, медицинской сестрой и инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем разработана система взаимодействия, которая включает: анализ психомоторных нарушений у детей с ТНР, перспективный план работы и консультаций для педагогов и родителей в группах логопедических для детей с ТНР, сценарии спортивных досугов.
Цель совместной работы: развитие психических возможностей, выразительной, связной речи, эмоционально – личностной сферы, артикуляционного аппарата голоса, просодической стороны речи, сенсомоторных возможностей.
Методы и приемы здоровьесберегающих технологий, применяемые специалистами, разнообразны и имеют несколько направлений: логопедическое, психолого-педагогическое, физкультурно-оздоровительное, музыкальное.
Решаются следующие коррекционные задачи:
-сохранение физического и психического здоровья детей с нарушениями речи;
-нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии;
-коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи;
-успешная социализация детей с дефектами речи.
Образно-игровые движения развивают способность к импровизации, слуховое внимание, мышление, творческую фантазию, память, стимулируют собственную речевую активность и общие физические качества ребенка.
Ритм стихов, песен, музыки в сочетании с движениями оказывает влияние на развитие координации, общей и мелкой
моторики; формирует правильное восприятие и воспроизведение элементарного ритма; развивает речевой слух; обогащает словарный запас и служит стимулом для активизации экспрессивной стороны речи.
В основе всех форм двигательной деятельности детей, посещающих группы коррекционной направленности, лежит принцип логопедизации, который реализуется в подвижных играх, логоритмических упражнениях, физкультминутках, спортивно-досуговой деятельности с использованием речевого материала в соответствии с изучаемой лексической темой.
На всех этапах обучения учитываются следующие требования:
-возможность активизировать самостоятельную речь ребенка (звукоподражания, звуковые комплексы, слова), накапливать и уточнять пассивный словарь по всем лексическим темам;
-способность развивать понимание и использование пространственных отношений, выраженных с помощью предлогов и наречий;
-умение выполнять 2-3 сложные инструкции.
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.
С учетом возрастных особенностей детей составляется праздничный календарь, в соответствии с которым те или иные мероприятия проводятся в музыкальном или физкультурном зале, а также в группах или на улице.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения Программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:
-явлениям нравственной жизни ребенка;
-окружающей природе;
-миру искусства и литературы;
-традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям;
-событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город, День народного единства, День защитника Отечества и др.);
-сезонным явлениям;
-народной культуре и традициям.
Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
В каждой возрастной группе выделен блок, разделенный на несколько тем. Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в организуемых педагогами образовательных ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, музыке, в наблюдениях, общении воспитателя с детьми, а также в подборе материалов, находящихся в группе и центрах активности.
Для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое рассматривается как примерное. Педагоги для введения регионального и культурного компонентов, для учета особенностей своего дошкольного учреждения вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период в соответствии с особенностями своей возрастной группы, другими значимыми событиями.
Формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей.
3.5 Особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды
Оснащение предметно – развивающей среды дошкольного учреждения построено c учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Предметно-пространственная развивающая среда в кабинете учителя-логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охрану и укрепление их здоровья, учет особенностей и коррекцию недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с программой обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она обеспечивает реализацию программы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Познавательное развитие
|
Речевое развитие | Физическое развитие
|
Художественно-эстетическое развитие
|
Социально-коммуникативное развитие
|
Наличие календарей природы, коллекций
Наличие атрибутов и пособий для исследовательской деятельности Наличия материалов для сенсорного образования Наличие наглядного материала, игр, пособий для ознакомления с окружающим миром Наличие художественной и энциклопедической литературы Наличие материалов по правилам безопасности Наличие дидактических и развивающих игр |
Наличие наборов предметных и сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по разным темам
Наличие картотеки речевых игр. Наличие разных видов театров (пальчиковый, плоскостной, теневой, фланелеграф и др.) Наличие атрибутов для театрализованных игр (маски, шапочки) |
Наличие атрибутов для подвижных игр
Наличие спортивных игр (городки, бадминтон, теннис и др.) Наличие в группе условий для проведения закаливания и профилактики плоскостопия Наличие нестандартного оборудования, изготовленного воспитателями и родителями Наличие выносного материала для проведения подвижных игр на прогулке |
Наличие материалов для ИЗО, их разнообразие
Наличие литературы по искусству, репродукций, открыток и альбомов для рассматривания. Наличие конструкторов и строительного материала, игрушек для обыгрывания Наличие природного и бросового материала Наличие музыкальных инструментов, игрушек, технические средства Наличие дидактических игр |
Наличие фотографий, символов, отражающих жизнь группы, эмоции
Наличие атрибутов, игрушек, предметов – заместителей для сюжетно-ролевых игр Наличие уголка дежурств Наглядная информация для родителей Наличие пособий, сделанных педагогами совместно с детьми и родителями |
помещение | особенности | Функциональное использование | обеспечивает | Решает цели и задачи | оснащение |
приемные | Одна на одну на группу
|
Приём детей в утренние часы
Сбор детей на прогулку Хранение выносного материала для прогулки |
Обеспечивает эмоциональное благополучие детей во время утреннего прихода в детский сад
Обеспечивает фильтр заболевших детей Обеспечивает сбор детей на прогулку и приход детей с прогулки Обеспечивает хранение выносного материала на прогулку |
Создание у детей эмоционального комфорта,
положительного настроя на предстоящий день Обеспечение наблюдения за самочувствием детей Формирование у детей умений, навыков одевания на прогулку и раздевания Создание условий для разнообразной детской деятельности на прогулке |
Детские шкафы для одежды в соответствии с возрастом детей
Медицинские предметы (термометры, стерильные салфетки и др.) для осмотра детей Журнал осмотра детей Шкаф для хранения выносного материала для прогулки |
Прогулочные не отапливаемые веранды
|
Одна на группу | Создание условий для игровой, познавательной, исследовательской и творческой акти
|
Обеспечивает организацию образовательного пространства по игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей
|
Развитие любознательности, интереса к окружающему миру
Организация совместной со взрослыми познавательных действий экспериментального характера Стимулирование детей к творческой деятельности |
Оборудование для познавательно-экспериментальной деятельности
Атрибуты к детской игровой активности Оборудование для творчества детей |
Краткая презентация адаптированной образовательной
программы дошкольного образования
МК ОУ «Начальная школа-детский сад№235»
Образовательная деятельность в МК ОУ « Начальная школа-етский сад № 235» осуществляется в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования разработанной педагогическим коллективом в соответствии с требованием законодательства и направленной на разностороннее развитие детей дошкольного возраста имеющих тяжелые нарушения речи с двух до семи лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательной программы начального общего образования. Освоение адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. На основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности программа определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), требования к условиям реализации программы. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Результаты освоения адаптированной основной образовательной программы, даны в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Образовательная деятельность организована в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Для достижения целей и задач программы используются вариативные формы, способы, методы и средства реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей с тяжелыми нарушением речи.