Тема: «Времена года»
«Берегите землю, берегите!»
Цель:
- Воспитательные задачи:
а) воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю
б) учить заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде
- 2. Задачи на развитие познавательных способностей:
а) закреплять представления детей о характерных особенностях разных времен года
б) развивать мышление, фантазию при сочинении небылиц
- Задачи на развитие речи:
а) активизировать в речи детей употребление сложных предложений, прилагательных
б) закрепить умение описывать предмет по его основным признакам
Материал к занятию: большой колпак, картины с изображением весны, лета, осени, зимы, палочка, мешочек с овощами, кукла Незнайка.
Предварительная работа: Прогулки по территории д/с, по городу. Чтение стихов, рассказов о природе, рассматривание иллюстраций, рисование пейзажев.
Ход занятия:
Дети входят в группу под песенку В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам».
Воспитатель читает: Дружат солнце и весна. Дружат звезды и луна. Дружат в море корабли. Дружат дети всей Земли!
– А в нашей группе дружат все дети и взрослые. Правда, ребята? (Да!)
Пальчиковая гимнастика «Дружба».
Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
С Вами мы подружим маленькие пальчики,
Раз, два, три, четыре, пять – начинаем считать опять,
Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать!
Воспитатель:
Дети, давайте скажем вместе «Жизнь дана на добрые дела» (дети повторяют и садятся на стульчики )
Воспитатель: Сегодня мы поговорим с Вами о нашей природе, о нашей земле. Мы отправимся в путешествие по разным временам года и вспомним, что мы о низ знаем. А природа наградит нас чудесными дарами.
С давних пор человек наблюдал за природой: собирал приметы, придумывал стихи, загадки, пословицы и поговорки и передавал их от отца к сыну, от дочери к матери.
Вот и получается, что мы не только о временах года поговорим, но и о нашей Земле – России, о нашей Родине. Почему? Потому что такая зима, такая весна, такие лето и осень бывают только у нас. В других странах все по – другому.
Дидактическая игра «У природы нет плохой погоды».
Воспитатель: Какое сейчас время года? (- дети «Весна!»)
Воспитатель: Какая весна в нашем краю? Выставляются картинки ранней и поздней весны.
Дети: Ранняя, поздняя, холодная и теплая, пасмурная и солнечная, дождливая, зеленая, журчащая, дружная.
Воспитатель: Что хорошего вы знаете о весне? (снег тает, зеленеет все вокруг, птицы прилетают, звери просыпаются).
Воспитатель: – Что весной плохого? (снег проваливается, кругом лужи).
Воспитатель: Назовите любое весеннее слово какое вам нравится. (проталина, солнце, ледоход, капель, ручей, почка, подснежник и т. д. )
Молодцы! Весна вас за это одарила цветами. Продолжаем наше путешествие. Весна пройдет, а за нею наступит…
Дети: «Лето!»
Воспитатель: Какое лето в нашем краю (выставляются картинки).
Дети: (теплое, солнечное, ясное, красное, ласковое, зеленое, долгожданное).
Воспитатель: Что хорошее принесет с собой лето? (тепло, ягоды, лучистое солнце, жару, время купаться в речке).
Воспитатель: Что летом может быть плохо? (нет снега, не поиграть в зимние игры, не покататься на лыжах, санках).
Лето приглашает нас погулять, на лужайке поскакать.
Игра «Звери, птицы, насекомые, небылица».
Дети идут по кругу взявшись за руки и говорят «Мы по лугу шли колпачок нашли, зверь, птица, насекомое, небылица?». В это время воспитатель надевает на одного из детей колпачок, ребенок закрывает глаза и ему дают в руки палочку. Раз, два, три (ребенок крутится, останавливается, указывая палочкой на кого-нибудь из детей и произносит, например: зверь!). Ребенок в кругу берет палочку с другой стороны и называет любого зверя, например: медведь!
(Насекомое – муха, птица – скворец, небылица – зимой на речке купаются (овечки), весной в саду созрели (кенгуру), летом на лугу дети прыгают в (снегу), поздней осенью у нас пойдут папы (в первый класс!).
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Воспитатель: Прошло лето, а за ним наступила…
Дети: «Осень!»
Воспитатель: Прислала Вам осень свои дары – спелые плоды. Закройте глаза и представьте сад, в котором много фруктов. Постучите по столу. Слышите, как осыпаются с деревьев фрукты? А теперь представьте огород, в котором выросли овощи. Опустели сады и огороды, а все фрукты и овощи оказались в «Чудесном мешочке». Догадайтесь, на ощупь, что в мешочке, доставайте и описывайте. (Дети составляют рассказ, один другому добавляет, можно использовать схему).
Воспитатель: Что хорошего осенью? (созревает урожай, красивые разноцветные листья).
Что осенью плохого? (прохладно, часто идут холодные дожди, листья опадают.)
Прошла осень, а за нею наступает …
Дети: «Зима!». (выставляются картинки).
Воспитатель: Какая в нашем краю зима? (снежная, холодная, долгая, белая, веселая).
Игра «Зимние ветры».
Воспитатель: Заметет дорожки пороша ш-ш-ш-ш (дети двигают опущенными вниз руками из стороны в сторону).
Завьюжит вьюга в-в-в-в (круговые движения рук).
Закружит метель: у-у-у-у (дети кружатся и садятся)
Воспитатель: Что хорошо зимой? (снег, игры со снегом, елка, новый год).
Что плохо? (холодно, меньше гуляем, проваливаемся в сугробы).
Воспитатель: А теперь я хочу узнать о вашем любимом времени года. Придумайте о нем красивое предложение.
Слышите стук? Появился Незнайка.
Ой, Ой, Ой! Я так спешил, так бежал, а все равно я опоздал!
Незнайка подает открытку.
Мои друзья прислали Вам красивые стихи. Их написал Михаил Дудин.
«Берегите землю, берегите
Берегите жаворонка в голубом зените
Бабочку на листьях
Половите на тропинках солнечные блики
На камнях играющего краба
Над пустыней тень от баобаба
Ястреба, парящего над полем
Ясный месяц над речным покоем
Ласточку мелькающую в жите
Берегите землю, берегите»
Незнайка: А я на прощание хочу с вами в мяч поиграть, я буду вам его бросать, а вы рассказывать, что вам на этом занятии больше всего понравилось.