Консультация для родителей “Развитие речевого слуха”, Безродная Ю.А, учитель-логопед

Развитие речевого слуха

Эта работа начинается на материале неречевых звуков. Если Вы внимательно прочитали статью, посвященную развитию слухового внимания, то хорошо представляете эти игровые упражнения. Теперь наша главная цель – научить детей различать слова, фразы, звуковые комплексы по высоте, силе, тембру голоса. Ведь именно неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. Вот некоторые игры, способствующие развитию речевого слуха.
Игра № 1 “Угадай, чей голосок”
Играющие сидят. Один ребенок становится в центре круга и закрывает глаза. Дети по очереди зовут стоящего в центре. Он должен узнать, кто его позвал:
Мы немного порезвились, по местам все разместились.
Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай!

Игра № 2 “Улиточка”
Водящий – “улиточка” – становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:
Улитка – улиточка, высунь-ка рога,
Дам тебе я сахару, кусочек пирога.
Отгадай, кто я, улиточка моя.

Тот, чей голос “улитка” узнала, сам становится водящим.
Игра № 3 “Угадай, кто это”
Дети стоят в кругу. Водящий выходит в середину круга. Ему завязывают глаза и раскручивают.
Затем он идет в любом направлении. Тот, кого он коснется, должен подать голос заранее условленным образом: “МЯУ-МЯУ”, “КУ-КА-РЕ-КУ”, “ГАВ-ГАВ”. Водящий старается узнать, кто из детей подражал крику животного.
Игра № 4 “Лягушка”
Дети стоят в кругу. Водящий с завязанными глазами говорит, а дети в это время начинают движение по кругу:
Вот лягушка по дорожке – скачет, вытянувши ножки, увидала комара, закричала …
Тот, на кого указал водящий, говорит: “КВА-КВА-КВА”. Ведущий угадывает, кто же так артистично квакал.
Игра № 5 “Улавливай шепот”
Игра заключается в том, что взрослый подает команды детям шепотом, четким и внятным, но уловимым только в том случае, если каждый вслушивается.
Игра № 6 “Горшочек”
Дети садятся по кругу на ковер и перекатывают мяч друг другу. Если ребенок посылает другому мяч и говорит “холодный”, то мяч можно трогать. Но если посылающий мяч говорит “горячий”, то дотрагиваться до мяча нельзя – “обожжешься”. Кто ошибется, получает штрафное очко.
Игра № 7 “Слушай и выполняй”
Взрослый называет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той же последовательности, в которой они были названы. После выполнения ребенок перечисляет движения, которые выполнил. За правильное, точное выполнение и перечисление движений ребенку выдается фант. Набравший большее количество фантов – победитель.
Игра № 8 “Запомни слова”
Взрослый называет несколько слов. Количество их определяется так: возраст ребенка ± один. Начните с меньшего количества. Играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка слов считается проигрышем. Нужно платить фант!
Игра № 9 “Летит – не летит”
Всем известно, к слову “кит”- рифма звонкая “летит”. Но кто слыхал, чтобы кит летал?
Давайте сыграем в “да” и “нет”, найдите правильный ответ.
Отгадайте без подсказки, кто летит, кто не летит…
Тот в игре и победит, кто не вылетит ни разу.
Летит-летит орел, Летит-летит старушка, Летит-летит трава
Летит-летит козел, Летит-летит глухарь, Летит-летит удод,
Летит-летит щегол, Летит-летит сухарь, Летит-летит компот,
Летит-летит синица, Летит-летит гагара, Летит-летит дворец,
Летит-летит фазан, Летит-летит утенок, Летит-летит кувшин,
Летит-летит сазан, Летит-летит ворона, Летит-летит пингвин,
Летит-летит баклан, Летит-летит корона, Летит-летит дракон,
Летит-летит лягушка, Летит-летит сова, Летит-летит балкон.

Игра № 10 “Приз”
Предлагаю вам рассказ – в полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово “три”, приз немедленно бери.
Однажды щуку мы поймали, распотрошили, а внутри
Рыбёшек мелких увидали, и не одну, а целых … две.
Когда стихи запомнить хочешь, их не зубри до поздней ночи, а про себя их повтори
Разок, другой, а лучше … пять.
Мечтает мальчик закаленный – стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри, а жди команду: “Раз, два, … марш!”
Недавно поезд на вокзале – мне три часа пришлось прождать.
Ну что ж, вы приз, друзья, не взяли, когда была возможность взять?

Поиграйте с ребенком в эти игры. Желаем приятного общения.