Консультация для родителей “Общие артикуляционные упражнения” ,Безродная Ю.А, учитель-логопед

Общие артикуляционные упражнения

Что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног? Конечно же, занимаемся гимнастикой! В наших щёчках, губках и языке тоже есть мышцы. Если ты ещё не научился говорить трудные звуки Ш, Ж, Р, Л, Мышцы твоих артикуляционных органов ещё недостаточно окрепли и не умеют выполнять точных и ловких движений. Давай же научим наш ротик открываться и закрываться по команде, наши губки двигаться ровно и красиво, а язычок сделаем ровным и шустрым. За дело, дружок!

Название Цель Описание
“Голодные
птенцы”
Вырабатывать
умение удерживать широко открытый рот
в течение нескольких секунд.
Под слова взрослого: “Раз, два, три, четыре, пять”, ребёнок держит рот широко раскрытым. Ротик закрываем и после этого вместе произносим:
“Можно ротик закрывать”.
“Рыбка” Вырабатывать умение удерживать сомкнутые губы в течение нескольких секунд. Под слова взрослого:” Раз, два, три, четыре, ПЯТЬ”, ребенок держит рот закрытым, губы напряжённою сомкнутыми. Ротик открываем и после этого вместе произносим: “Можно ротик открывать”.
“Голодные птенцы” – “Ры6ка” Научить чередовать произвольное открывание и закрывание рта. Под неторопливый ритмичный счёт взрослого:” Раз – два, раз – два”, ребенок открывает и закрывает ротик.
Белочка грызёт орехи Вырабатывать
умение плотно смыкать верхние и нижние зубки.
Взрослый считает: “Раз, два, три, четыре, пять – мы как белочки опять”. Ребёнок, широко улыбнувшись, щелкает зубками. После этого произносим вместе: “Раз, два, три, четыре, пять – мы как девочки (мальчики) опять”…
Лягушка Вырабатывать
умение удерживать длительное время губы в улыбке, зубка плотно сжаты.
Ребёнок удерживает улыбку, взрослый комментирует:
“Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам,
Мы потянем, мы потянем… (Затем вместе с ребёнком)
И нисколько не устанем”.
Слоник Вырабатывать
умение вытягивать губы трубочкой вперёд, удерживая их в таком положении длительное
время. Зубки
должны быть
плотно сжатыми.
Ребёнок удерживает губы, вытянутые “хоботком”. Взрослый комментирует:
“Подражаю я слону,
Губы хоботком тяну.
Потяну и перестану…
И нисколько не устану” Последние слова произносятся вместе с ребенком.
Лягушка – Слоник Научить чередовать
положения губ,
растянутых в улыбке
и вытянутых в трубочку.
Под ритмичный счёт взрослого. “Раз – два, раз – два”, ребёнок растягивает губы в улыбку и вытягивает их вперёд в трубочку. Напомните ему, что зубки должны быть сомкнуты.

Это были упражнения для мышц и связок верхней, нижней челюсти, губ.
А теперь поупражняем мышцы языка…

Название Цель Описание
“Язычок
на прогулке”
Вырабатывать умение поднимать язычок вверх, к носику; опускать вниз, к подбородку; двигать им в стороны, от
одного угла рта к другому.
Поднимаем язычок вверх, тянемся к носику: “Язычок хочет посмотреть на небо, нет ли тучек, светит ли солнышко”. Опускаем язычок вниз, тянемся к подбородку: “Язычок смотрит на землю – нет ли луж после дождя”. Ведём кончиком языка от одного угла рта к другому: “Язычок оглядывается по сторонам на домики своих соседей”.
“Скалолаз” Вырабатывать умение быстро перемещать
кончик языка из нижнего положения в верхнее.
“Представь, что перед язычком стоит лесенка, ему
нужно быстро подняться по ступенькам вверх, к носику, и тут же опуститься вниз, к подбородку”. Упражнение можно сопровождать ритмичным счётом: Раз – вверх, два – вниз”.
“Часики” Вырабатывать умение чередовать движения языка от одного уголка рта к другому. Губы растянуты в улыбке, узкий язычок перемещается от одного уголка губ к другому, не касаясь нижней губы: “Бьют часы на старой башне: тик-так, тик-так.
А стенные побыстрее: тики-таки, тики-таки.
А карманные спешат: тики-тики-тики-так!”
Борцы Вырабатывать умение удерживать язычок за верхними и за нижними зубками. Рот широко открыт. Кончик языка упирается в верхние зубы изнутри.
“С язычком случилось – он толкает зубы,
Будто хочет их за что-то, вытолкнуть за губы”.
Затем толкаем изнутри нижние зубки.
Накажем непослушный язычок Выработать умение удерживать язык расслабленным. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлёпать его верхней губой, затем покусать зубками.
“Мы прижмём язык губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ.
А потом прижмём зубами: ТА-ТА-ТА”