Содержание программы

Содержание программы

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Теоретико-методологической основой Программы коррекционной работы является взаимосвязь трех подходов:

  • нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;
  • комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребенке;
  • междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределенную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка. Эта деятельность отражает, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинских работников, педагогов и психологов, а с другой – интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса.

 

 

Организация коррекционной логопедической работы:

Цель: оказание логопедической помощи детям с проблемами в речевом развитии.

Задачи логопедической работы:

  • постановка правильного звукопроизношения;
  • коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи у младших школьников;
  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ;
  • разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей обучающихся.

Виды организации коррекционных логопедических занятий: групповые, фронтальные  и индивидуальные занятия.

На групповых занятиях по формированию графо-моторных навыков обучающиеся учатся соблюдать правильную посадку за партой, держать ручку и тетрадь при письме, выделять элементы печатных и письменных строчных, заглавных букв, писать строчные и заглавные буквы.

На групповых занятиях по развитию лексико-грамматических категорий проводится работа по расширению и активизации словарного запаса обучающихся наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесенности слова с образом предмета, вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательные и словоизменительные навыки, уточняется значение предлогов и закрепляется их употребление в письменной и устной речи, продолжается совершенствование связной речи.

На групповых занятиях по коррекции дисграфии проводится работа по преодолению акустической, аграмматической, оптической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, а также смешанного вида дисграфии.

На групповых занятиях по преодолению дислексии у школьников формируются неречевые психические функции (восприятие, внимание, память, мышление), необходимые для совершенствования навыка чтения, совершенствуется синтаксическа, лексическа и семантическая сторона речи, закрепляются навыки правильного, сознательного, выразительного чтения.

На групповых занятиях по предупреждению и преодолению дисграфии школьники учатся воспринимать речевые звуки, проводить звуко-слоговой анализ слов, дифференцировать смешиваемые звуки на слух и соотносить их с буквами на письме, составлять предложения и грамматически правильно оформлять их на письме, употреблять и согласовывать слова в правильной грамматической форме, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные  рассказы.

На индивидуальных занятиях с обучающимися проводится:

  1. дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
  2. артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
  3. пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
  4. постановка звуков различными способами;
  5. автоматизация звуков в речи;
  6. дифференциация звуков в речи;
  7. развитие фонематического восприятия, навыков языкового анализа и синтеза слов;
  8. обогащение словарного запаса;
  9. развитие лексико-грамматического строя речи;
  10. совершенствование связной речи;
  11. устранение и преодоление нарушений письменной речи (устранение искажений окончания слов при чтении, замен букв; дифференциация букв на письме, формирование образа предложения, закрепление умений применять изученные орфографические правила на практике).

Для закрепления сформированных звукопроизносительных умений, обогащения лексического запаса, развития грамматического строя речи, совершенствования связной речи, а также закрепления навыков правописания и чтения воспитателем ГПД во время логочаса проводится целенаправленная работа с обучающимися по заданиям логопеда. Задания воспитателю для работы о школьниками и отчёт воспитателя о результатах работы фиксируется в тетради для взаимосвязи логопеда с воспитателем.

Коррекционная логопедическая работа проводится со всеми обучающимися (55 человек). После диагностического обследования формируются группы.

Групповые занятия проводятся не менее 3-х раз в неделю:

1 класс – занятия по развитию графо-моторных навыков (3 раза в неделю), по предупреждению и преодолению дисграфии (2-3 раза в неделю).

2 класс – занятия по предупреждению и преодолению дисграфии (2-3 раза в неделю). по преодолению аграмматической формы дисграфии, дислексии (2-3 раза в неделю).

3 и 4 класс – занятия по преодолению акустической, оптической, аграмматической формы дисграфии, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, преодолению дислексии (2-3 раза в неделю), устранению дизорфографии (1-3 раза в неделю).

Индивидуальные логопедические занятия 2-3 раза в неделю.