Пояснительная записка

Пояснительная записка

Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС) направлена на создание системы комплексной помощи детям с нарушениями речи  в освоении основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП), коррекцию речевых нарушений  обучающихся,  их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ООП.

Одной из важнейших задач начального образования учреждения является создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.

В МК ОУ «Начальная школа – детский сад №235 » принимаются дети по решению городской ПМПК. При поступлении в школу, они проходят тщательную диагностику специалистов:  учителя-логопеда, психолога, учителя начальных классов с целью определения дальнейшего маршрута обучения (программы обучения). На протяжении 4 – х лет обучения  проводится систематическая диагностика психолого — медико – педагогической службой, результаты которой обсуждаются на педагогических советах, ПМПк, доводятся до сведения педагогов и родителей, с целью скорректировать дальнейшее психолого – педагогическое сопровождение ребёнка. По окончанию начальной ступени обучения выпускники проходят диагностику на повторной ПМПК, где определяется результат коррекционной работы и принимается решение о дальнейшем образовательном маршруте обучающегося.

В школу принимаются дети, имеющие тяжелые нарушения речи различного патогенеза (общее недоразвитие речи, в первую очередь с алалией, дизартрией, ринолалией, а также с общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием, а также нарушением письма и чтения), степень выраженности которых препятствует обучению в обычной общеобразовательной школе. Общее недоразвитие речи у детей имеет разные выражения от полного отсутствия речи или лепетного её состояния до форм нарушения речи с элементами фонетико – фонематического и лексико – грамматического недоразвития. У обучающихся 2-4 классов на первый план выдвигаются нарушения чтения и письма. При этом у ребенка должны быть сохранными физический слух и интеллект.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования являются:

  • Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (утверждена коллегией Министерства образования РФ);
  • Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями), утвержденная Министерством образования РФ от 16 апреля 2001 г. № 29/1524-6.

Цель программы: обеспечение  условий для всестороннего развития детей с нарушениями речи, оказание им помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

         

Задачи программы:

  • своевременно выявить обучающихся, имеющих трудности адаптации;
  • определить особые образовательные потребности школьников;
  • определить особенности организации образовательного процесса для категории обучающихся с нарушениями речи, в соответствии с индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
  • создать условия, способствующие успешному освоению основной образовательной программы;
  • осуществить индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь обучающимся с учётом индивидуальных возможностей, психического и физического развития;
  • реализовать планы коррекционно-образовательных логопедических занятий с обучающимися, направленные на коррекцию, устранение и преодоление речевых  нарушений, общее речевое развитие;
  • обеспечить возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам, реализовать систему мероприятий по социальной адаптации детей с нарушениями речи;
  • оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям), взаимодействовать с представителями медицинских, социальных, правовых структур.