Основные направления коррекционной работы в сфере развития жизненной компетенции для детей с ОВЗ

Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение. Продуктивность такого дозированного расширения и усложнения среды жизнедеятельности ребенка с ОВЗ можно обеспечить только с учетом его особых образовательных потребностей. При разработке содержания компонента жизненной компетенции принципиальным является определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребенку — может стимулировать, а не подавлять его дальнейшее развитие.

Соотношение компонентов жизненной компетенции и академического должно:

  • соответствовать требованиям социума к результатам воспитания и образования ребенка;
  • отражать специфику разработки каждой содержательной области образования;
  • отвечать характеру особых образовательных потребностей детей;

Таким образом, специальный образовательный стандарт задает структуру основной образовательной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.

Детям с ОВЗ при благоприятных семейных условиях требуется систематическая специальная педагогическая помощь для формирования жизненной компетенции. Для этого устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи и соответствующие им специальные требования к результатам обучающихся всех категорий с ОВЗ, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • овладение навыками коммуникации;
  • дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
  • осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

 Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей

Все дети с ОВЗ к моменту поступления в школу обладают  ограниченным опытом активных и разнообразных контактов с социальной средой. Картина социального мира  может быть недостаточно полной и примитивной, либо слишком общей и исключительно вербальной. Представления о социуме могут быть ограничены конкретными привычными ситуациями, что рождает упрощение и однозначность в понимании происходящего. Социальный мир ребенка может быть недостаточно дифференцированным и организованным, что препятствует освоению представлений о возможных социальных ролях самого ребенка.

Направления коррекционной работы Требования к результатам
Формирование знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и не знакомыми людьми. Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса
Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения. Умение применять формы выражения своих чувств   соответственно ситуации, социального контакта

 

Оценка результатов развития жизненной компетенции ребенка

Для оценки результатов развития жизненной компетенции ребенка используется метод — экспертной группы. Она объединяет представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребенком (учитель, учитель – логопед, воспитатель, психолог).

Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребенка в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ поведения и динамики его развития в повседневной жизни ребенка, результаты анализа должны быть представлены в форме отчета.  Количественная оценка служит не столько для характеристики самого ребенка, сколько для выработки ориентиров экспертной группы в описании динамики развития жизненной компетенции. Результаты проведенного экспертной группой анализа могут быть обобщены в индивидуальном профиле развития жизненной компетенции ребенка по основным образовательным областям и заданным линиям.  Отчетность по каждому ребенку по уровню сформированности жизненной компетенции  заслушивается на совещании при завуче в начале и конце года (сентябрь, май).