Организация работы психолога.

Психологом реализуется  комплексная программа по эмоционально-познавательному развитию детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

«Я среди людей»

Цель программы.

Программа «Я среди людей» направлена  на интенсификацию и оптимизацию эмоционально-познавательного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Задачи программы.

  1. развитие познавательной и эмоциональной сфер, потребностей и способностей детей.
  2. создание условий для их самостоятельной поисковой деятельности.
  3. формирование эмоционально-чувственного опыта.
  4. развитие познавательных процессов и способностей детей.
  5. профилактика и коррекция негативных личностных проявлений.

 

В результате реализации данной программы уменьшается время на психологическую адаптацию, позитивно изменяется поведение, развивается самосознание, формируются социально – адекватные способы взаимодействия с внешним миром.

Программа рецензирована на кафедре педагогики и технологии дошкольного образования факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Кузбасской государственной педагогической академии.

Педагог –психолог использует следующие диагностические методики:

Начало года

(младшие школьники 1 класс)

  1. Проективная методика «Школа зверей»
  2. Опросник для учителя «Адаптация детей к школе»

(младшие школьники 2-4 класс)

 

  1. Методика «Выбора задач» на определение содержания учебно-познавательного интереса
  2. Методика «Непроизвольного запоминания текста научного характера»
  3. Шкала явной тревожности для детей 8-12 лет (CMAS)
  4. Методика «Поиск ошибок» на определение личностной позиции учащихся и графической зоркости
  5. Методика «Полоски» — выявление уровня сформированности действий анализа
  6. Методика «Анаграммы» — на наличие у учащихся рефлексии на способ действия
  7. Методика «Копирование точек» — выявление умения действовать по образцу
  8. Методика «Четвертый лишний» — определение умения обобщать, строить обобщение на отвлеченном материале
  9. Методика «Аналогии» — умение устанавливать связи между словами и устанавливать аналогии (анализ отношений понятий)

 

Конец года

(младшие школьники 1 класс)

  1. Проективная методика «Лесная школа»
  2. Опросник для учителя «Адаптация детей к школе»

(младшие школьники 2-4 класс)

  1. Методика «Выбора задач» на определение содержания учебно-познавательного интереса
  2. Методика «Непроизвольного запоминания текста научного характера»
  3. Шкала явной тревожности для детей 8-12 лет (CMAS)
  4. Методика «Поиск ошибок» на определение личностной позиции учащихся и графической зоркости
  5. Методика «Полоски» — выявление уровня сформированности действий анализа
  6. Методика «Анаграммы» — на наличие у учащихся рефлексии на способ действия
  7. Методика «Копирование точек» — выявление умения действовать по образцу
  8. Методика «Четвертый лишний» — определение умения обобщать, строить обобщение на отвлеченном материале
  9. Методика «Аналогии» — умение устанавливать связи между словами и устанавливать аналогии (анализ отношений понятий)

                         Коррекционная работа на уроках физкультуры.

Физическая культура имеет немаловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений. Уроки физкультуры способствуют оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики, обогащению словарного запаса, преодолению межполушарной ассиметрии мозга, формированию положительных личностных качеств ребенка: общительности, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, настойчивости, скромности, отзывчивости.
Физические упражнения помогают обучающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями.

Начальная диагностика физического развития говорит о том, что у детей с недоразвитием речи нарушена координация движений, ослаблено внимание, слабый мышечный аппарат.

Задачи коррекционной работы на уроках физкультуры
•    дифференциация носового и ротового дыхания
•    развитие мышечных движений (жевание, улыбка)
•    развитие слухового внимания
•    развитие артикуляционных движений (цоканье, шипение, насос и др.)
•    развитие мелкой моторики
•    развитие общей координации
•    развитие координации между движением и словом
•    развитие динамической координации движений

Основные направления коррекционной работы на уроках физкультуры.

  1. Упражнения и задания по постановке диафрагмально-речевого дыхания.
  2. Упражнения на развитие моторики: мелкой моторики рук и укрепление мускулатуры лица, особенно круговой мышцы рта и жевательных мышц.
  3. Упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата, для развития равновесия, формирования правильной осанки.
  4. Точечный массаж.
  5. Игровая деятельность.

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи Планируемые результаты Виды и формы деятельности Сроки Ответственные
Консультировать педагогов по вопросам коррекционной направленности. Составление плана консультативной работы; разработка рекомендаций всем участникам воспитательно-образовательного процесса. Проведение консультаций:

  • индивидуальных;
  • групповых,
  • тематических.
Согласно годовому плану Заместитель директора по УВР, педагог-психолог,учитель-логопед, учитель начальных классов.
Консультировать родителей по вопросам выбора стратегии воспитания, психолого-физиологическим особенностям детей с ОВЗ. Составление плана консультатив-ной работы; разработка рекомендаций всем участникам воспитательно-образовательного процесса. Проведение консультаций:

  • индивидуальных;
  • групповых,
  • тематических.

Семейный клуб.

Согласно годовому плану Заместитель директора по УВР, педагог-психолог,учитель-логопед, учитель начальных классов.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

Задачи Планируемые результаты. Виды и формы деятельности Сроки Ответственные
Информировать родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам воспитания школьников. Разработка и проведение:

  • семинаров;
  • тренингов;
  • консультаций;
  • семейный клуб.
Проведение информационных мероприятий. Согласно годовому плану Заместитель директора по УВР,  учитель начальных классов,педагог-психолог,

учитель-логопед.

Проводить психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ. Разработка и проведение:

  • семинаров;
  • тренингов;
  • консультаций.
Проведение информационных мероприятий. Согласно годовому плану Заместитель директора по УВР, учитель начальных классов,педагог-психолог,

учитель-логопед.

 

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Этапы коррекционной работы:

  • Сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка особенностей развития обучающихся, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
  • Планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является организованный воспитательно-образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность в условиях обучения, воспитания, развития, социализации детей.
  • Диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий, выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым потребностям обучающихся.
  • Регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в воспитательно-образовательный процесс, сопровождение детей , корректировка условий и форм обучения.

Условия реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение:

  • дифференцированных условий в соответствии с рекомендациями ПМПК;
  • психолого-педагогического сопровождения;
  • специализированных условий;
  • здоровье сберегающих технологий;
  • активизации обучающихся для участия в воспитательно-образовательных мероприятиях;
  • развития системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

С целью обеспечения освоения детьми с нарушениями речи ООП НОО, коррекции недостатков физического и психического развития в штатное расписание школы введены  ставки педагога-психолога,  учителя-логопеда.

Педагогический коллектив систематически работает над повышением квалификации по вопросам образования, воспитания, развития и коррекции детей с нарушениями речи.

Материально-техническое обеспечение:

  • зал для проведения уроков физкультуры;
  • спортивное оборудование;
  • медицинский кабинет;
  • специально оборудованные помещения для питания школьников;
  • учебные кабинеты по классам;
  • кабинеты учителей – логопедов;
  • кабинет психолога;;
  • медицинский

Информационное обеспечение:

  • создание системы широкого доступа обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов к информационно-методическим фондам;
  • создание системы широкого доступа обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов к информационно-коммуникационным ресурсам.

Родители имеют доступ к сайту ОУ, где в разделе «Для вас ,родители» могут найти ответ на интересующий их вопрос.

 

Механизмы реализации программы

Механизмы реализации программы включают:

  • взаимодействие специалистов, обеспечивающих системное сопровождение детей с нарушениями речи;
  • социальное партнёрство;
  • психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников.

Взаимодействие специалистов, обеспечивающих системное сопровождение детей с нарушениями речи (схема).

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающих системное сопровождение детей с нарушениями речи, включающее:

  • комплексность в определении и решении проблем обучающихся, предоставление квалифицированной помощи специалистами различных профилей;
  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития школьников;
  • составление комплексных индивидуальных и групповых программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер обучающихся.