1.Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка.

  1. Целевой
    • Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального            казенного образовательного учреждения «Начальная школа – детский сад № 235»   , (далее именуемое МК  ОУ «Начальная школа – детский сад № 235 ») – основополагающий документ, устанавливающий приоритеты, стратегию и основные направления развития.

Основная образовательная программа начального общего образования составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом  особенностей Муниципального            казенного образовательного учреждения «Начальная школа – детский сад № 235»   ,  образовательных потребностей и запросов обучающихся, а также концептуальных положений Образовательной системы “Школа России” для 1-4 классов.

Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа формируется с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамент всего последующего обучения. Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром. Развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  • с принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника. Определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности принимать и сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
  • с изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
  • с моральным развитием, которая существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения

Образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие Муниципального казенного образовательного учреждения «Начальная школа – детский сад № 235 (далее МК ОУ №235)  в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации»  № 273-ФЗ от 21.12.2012, «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего и среднего общего образования» от 30 августа 2013 г. N 1015. А именно:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
  • обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;
  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов (А.А. Леонтьев):

  • Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).
  • Культурно ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).
  • Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике, связанные с возрастными, психологическими и физиологическими и индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

 

Нормативные документы для разработки Программы

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21.12.2012
  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06.19.2009г. зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);
  • Приказ № 2357 от 22.09.11г. Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Распоряжение №1507-р от 07 сентября 2010 г. Правительства Российской Федерации «План действии по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Пр-271 от 04.02.2010 г.;
  • Приказ № 986 от 04.10.2010 г. Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса в оборудовании учебных помещений»;
  • Постановление № 189 от 29.12.2010 г. Минюста России об утверждении СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Приказ № 2106 от 28.12.2010г. Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
  • Приказ № 761н от 26.08.2010 г. Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»»;
  • Письмо № 03-114 от 25 февраля 2011 г. «О мониторинге ФГОС общего образования»;
  • Письмо № 13-51-120/13 от 03.06.2003 г. Министерства образования и науки Российской Федерации «О необходимости введения новой системы оценивания»;
  • Методические материалы № 03296 от 12.05.2011 г. Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Методические рекомендации КРИП ПРО «Проектирование основной образовательной программы начального общего образования» 2011 г.;
  • Информационное письмо «Об учебно-методическом комплексе «Школа России» для 1-4 классов»;
  • Устав МК ОУ №235;
  • Локальные акты МК ОУ №235.

     Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры; духовно-нравственное, социальное, личностное, интеллектуальное и творческое развитие; создание условий для саморазвития и самосовершенствования, сохранения и укрепления здоровья; создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей успешную социализацию и интеграцию в обществе детей с нарушениями речи.

Основная образовательная программа начального общего образования разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения школы для детей я тяжелыми нарушениями речи. Начальная школа – особый этап в жизни младших школьников, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности – переход к учебной деятельности, сохраняя значимость игровой, имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
  • с освоением новой социальной позиции – расширение сферы взаимодействия с окружающим миром, развитие потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  • с принятием и освоением новой социальной роли – ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
  • с формированием основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать и сохранять цели, следовать им в учебном процессе; планировать свою работу, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителями

сверстниками;

  • с изменением самооценки, приобретением навыков рефлексии;
  • с моральным развитием, сотрудничеством со взрослыми и сверстниками, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнители программы

Администрация, педагогический  коллектив МК  ОУ «Начальная школа – детский сад № 235».

Ресурсное обеспечение реализации Программы

Кадровое обеспечение:

№п/п Должность Ф.И.О. Квалифи-кационнаякатегория
1. Директор Сафронова Ольга Сергеевна Высшая
2. Заместитель директора по УУВР Мамонова Елена Владимировна Высшая
3. Учитель-логопед Лементуев Александр Александрович Высшая
4. Учитель-логопед Котова Алёна Викторовна Без категории
5. Учитель начальных классов Колынюк Елена Владимировна Первая
6. Учитель начальных классов Пукаева Елена Викторовна Первая
7. Учитель начальных классов Объедкова Светлана Васильевна Высшая
8. Учитель начальных классов Сметанина Юлия Александровна Первая
9. Учителя музыки Родионова Елена ЮрьевнаЗубова Лиана Викторовна ВысшаяВысшая
10. Учитель физической культуры Мельникова Оксана Вячеславовна Высшая

МК ОУ №235  располагает материальной и информационной базой, обеспечивающей организацию всех видов деятельности младших школьников с нарушениями речи, соответствующей санитарно-эпидемиологическим нормам согласно Постановлению № 189 от 29.12.2010 г. Минюста России об утверждении СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В МК ОУ №235  оборудовано 4 кабинета для учащихся начальных классов, имеется компьютерный класс. В учебных кабинетах выделена игровая зона. Во всех кабинетах проведен косметический ремонт. Оборудован специальный зал для занятий физкультурой. Созданы условия для организации коррекционно-развивающей логопедической работы: функционируют кабинеты учителей- логопедов, педагога-психолога.

На уроках педагоги применяют мультимедийную установку. МК ОУ №235 имеется выделенная Интернет-линия, разработан собственный сайт.

 

 

 

 

 

 

 

Наличие  компьютерной и мультимедийной  техники :

№/п Название техники Количество, шт.
1. Стационарные компьютеры 1
2. Мобильные компьютеры (ноутбуки) 9
3. Принтеры 1
4. Мультимедийные проекторы 1
5. Графический планшет 1

 

Таким образом, в МК ОУ №235 в основном создана образовательная среда, адекватная развитию ребенка, и комфортные санитарно-гигиенические условия.

 

Воспитательная работа с детьми имеющими нарушения речи основана на компетентностном и деятельностном подходе, позволяющим сделать педагогический процесс целесообразным, управляемым и эффективным, строится по следующим направлениям:базового образования.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта внеурочная деятельность организуется по  направлениям развития личности:

  • духовно-нравственное
  • социальное
  • общеинтеллектуальное
  • художественно — эстетическое
  • спортивно-оздоровительное,

которые отражены в  программах внеурочной деятельности:

«Добрая дорога детства»

«Уроки  здоровья»

«Звуковичок»

«Английский с удовольствием»

«Путешествие в мир информатики»

«Развитие речи»

«Учимся  говорить и  писать правильно»

«Я гражданин России»

В рамках требований ФГОС НОО внеурочная деятельность осуществляется через проведение внеклассных, коррекционных занятий, экскурсий, конкурсов, круглых столов, соревнований, дистанционных викторин, коллективно-творческих дел; участие в исследовательских и творческих проектах.

Особенностью школы является возможность организации внешкольной деятельности обучающихся в едином образовательном пространстве, используя ресурсы МК ОУ «Начальная школа – детский сад №235 »