Оздоровительная гимнастика

Оздоровительная гимнастика

Младший школьный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.

Ребенок в  должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.

В младшем школьном возрасте должна быть развита способность, переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. От того, как будет организована работа с детьми, зависит – его здоровье.

В разделе оздоровительная гимнастика  представлены различные здоровьезберегающие технологии: коммуникативные игры, суставная гимнастика, стретчинг, подвижные игры,  точечный самомассаж, дыхательные упражнения, релаксационная гимнастика, гимнастика на фитболах.

Оздоровительная гимнастика с элементами  стретчинга доступна детям любой категории: с ослабленным здоровьем, с низким уровнем развития физических качеств, с проблемами в эмоционально-волевой сфере, с низкими адаптивными возможностями.

Содержание

Цель: Развитие  физических, коммуникативные качеств, укрепления здоровья детей, приобщению их к здоровому образу жизни.

Задачи:

Оздоровительные:

-Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

-Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательных упражнений, самомассажа;

-Формирование правильной осанки, укрепления свода стопы, гигиенических навыков.

Образовательные:

-Формирование физических двигательных умений и навыков ребенка в   соответствии с его индивидуальными особенностями;

-Расширение кругозора, уточнение представлений о своём теле, уважительное отношение к физической культуре, создание положительной основы для формирования привычки к здоровому образу жизни.

Воспитательные:

-Воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.

Ожидаемые результаты:

-Повышение уровня физической подготовленности, развития физических и  коммуникативных качеств у детей  имевших низкий уровень их развития;

-Стабилизация эмоционального фона у детей;

-Снижение заболеваемости;

-Потребность в ведении здорового образа жизни.

Разделы программы

Коммуникативные игры – это игры на развитие коммуникативных навыков детей (передача информации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия).

Задачи:

Способствовать установлению отношений взаимопонимания, уважения, партнерства между детьми.

Мышечно-суставная гимнастика — это предварительный комплекс упражнений, который подготавливает организм и позволяет в дальнейшем легче освоить основные  упражнения стретчинга.

Задачи:

-Развивать гибкость, делать тело человека сильным, красивым;

-Разрабатывать и укреплять суставы, освобождать их от отложения солей;

-Делать позвоночник более гибким;

-Повышать жизненный тонус, улучшать  настроение и  давать  прилив бодрости и активности,

Стретчинг – комплекс упражнений для растягивания определённых мышц, связок и сухожилий. Благодаря ему, увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность.

Задачи:

-Способствовать повышению двигательной активности;

-Способствовать снижению мышечного напряжения, повышению эластичности мышц;

-Улучшать настроение, поднимать самооценку, создавать ощущение комфорта и спокойствия в целом.

Подвижные игры – это  активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Задачи:

— Способствовать формированию быстроты, выносливости, координации движений.

— Активизировать  дыхание, кровообращение и обменные процессы.

— Оказывать  благотворное влияние на психическую деятельность.

Точечный самомассаж – это одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные точки  собственного тела, повышает свой жизненный тонус, избавляется от усталости и спасает себя от возможных заболеваний. Иными словами, самомассаж – это возможность человека помочь самому себе.

Задачи:

— Воздействовать через биоактивные точки  на внутренние органы, вызвать ощущения легкости, радости.

— Способствовать повышению функциональных возможностей организма;

— Способствовать снижает утомление и быстрому восстановлению сил после физических и умственных нагрузок.

Дыхательные упражнения — комплекс упражнений позволяющий задействовать значительную часть легких, благодаря чему в кровь поступает больше кислорода.

Задачи:

— Способствовать более быстрому восстановлению организма после физических нагрузок;

— Содействовать снижения утомляемости и повышению концентрации внимания.

— Способствовать повышению иммунитета.

Релаксационная гимнастика – метод физического воздействия на мышечный тонус с целью снятия повышенного нервно-психического напряжения, выравнивания эмоционального состояния, улучшения самочувствия и настроения.

Задача:

— Способствовать снятию напряжения мышц после физической нагрузки.

 

В процессе занятий оздоровительной гимнастики у детей(обучающихся) развиваются следующие УУД:

Личностные:

  • Ценностно-смысловая ориентация обучающихся;
  • Нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные:

  • Умение выражать свои мысли, адекватно воспринимать и передавать информацию;
  • Организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию;
  • Умение учитывать позиции партнёра.

Регулятивные:

  • Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
  • Способность принимать и сохранять цель и задачу, планировать действия по её реализации

Познавательные:

  • Способность воспринимать и анализировать сообщение;
  • Умение использовать знаково — символические средства, действия моделирования

Организация образовательного процесса

Оздоровительная гимнастика проводится групповым способом, 2 раза в неделю, по 40-50 минут, для детей 7-12 лет, занятия групповые по 10-15 человек в группе.

Оздоровительная гимнастика  разработана   согласно  основным педагогическим принципам:

Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления в течение всего курса занятий.

Принцип постепенности.  Предполагает постепенное повышение требований, предъявляемых организму в процессе занятий.

Принцип доступность. Упражнения разучиваются  от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.

Принцип чередования нагрузки. Сочетание адекватной нагрузки и полноценного восстановления.

Принцип наглядности. Предполагает построения занятий с широким использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой и двигательной.

Принцип сознательности и активности. Предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.

Структура оздоровительной гимнастики

Оздоровительная гимнастика  состоит  из  трёх  частей: вводной, основной  и  заключительной.

  1. Вводная часть (5-7 минут).

Осуществляется начальная организация занимающихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Подготовка организма ребёнка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в последующей (основной) части занятия.

В содержание вводной части входят: подвижные  коммуникативные игры,  специальные упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.

 

  1. Основная часть (15-20 минут).

В этой части используются упражнения суставной гимнастики, корригирующей гимнастики, стретчинга, фитболы, оказывающие физиологическое воздействие на организм ребёнка, воспитываются  физические качества детей.

Подвижная игра – также составляющая основной части занятия. Подбор их осуществляется в зависимости от сложности предыдущих действий.

Заканчивается основная часть серией дыхательных упражнений способствующих более быстрому восстановлению организма и несущих оздоровительный характер.

III. Заключительная часть (5-8 минут).

В заключительной части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и перехода к другим видам деятельности. Выполняются упражнения на релаксацию в игровой форме, проводится самомассаж, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика.

 Примерное тематическое планирование

Количество часов в неделю: 2 часа

Кол-во часов Наименование  тем Вид занятия
1 Вводное.

Знакомство с оздоровительной гимнастикой

Беседа, практическое занятие
2 Корригирующая гимнастика. Специальные упражнения (И.П- лежа на спине) Практическое занятие
2 Корригирующая гимнастика с элементами хатха-йоги. Специальные упражнения (И.П- лежа на животе) Практическое занятие
2 Корригирующая гимнастика. Специальные упражнения (И.П- лежа на спине и животе) Практическое занятие
2 Корригирующая гимнастика. Специальные упражнения (И.П- лежа на спине и животе). Практическое занятие
4 Корригирующая гимнастика. Специальные упражнения (И.П- лежа на спине и на четвереньках).Стретчинг. Практическое занятие
2 Корригирующая гимнастика.Специальные упражнения (И.П- сидя на полу, ноги перед собой).Стретчинг. Практическое занятие
2 Корригирующая гимнастика.Специальные упражнения (И.П- Лёжа на спине и сидя на полу, ноги перед собой) Практическое занятие
2 Корригирующая гимнастика.Специальные упражнения (И.П- Лёжа на животе, на спине и сидя на полу, ноги перед собой). Мышечно-суставная гимнастика. Практическое занятие
1 Упражнения на расслабление мыщц, дыхательные и на укрепление осанки Практическое занятие
1 Корригирующая гимнастика. Специальные упражнения (И.П- стоя на коленях, сидя на пятках).Стретчинг. Практическое занятие
1 Корригирующая гимнастика. Специальные упражнения (И.П- стоя на четвереньках и стоя на коленях, сидя на пятках).Стретчинг. Практическое занятие
1 Корригирующая гимнастика.Специальные упражнения(И.П- стоя).Мышечно-суставная гимнастика Практическое занятие
1 Корригирующая гимнастика.Специальные упражнения (И.П- стоя на коленях, сидя на пятках, стоя).Стретчинг. Практическое занятие
1 Корригирующая гимнастика.Специальные упражнения (Чередуя И.П). Практическое занятие
6 Корригирующая гимнастика Специальные упражнения  с использованием фитбола. Релаксационная гимнастика. Практическое занятие
1 Акробатические упражнения (мост, ходьба из положения мост). Мышечно-суставная гимнастика. Практическое занятие
1 Выставление одного, двух и т.д. пальцев, работа одним пальцем, другие в кулаке. Круговые движения кистями и пальцами рук в одну и другую стороны.

Поочерёдное сгибание и разгибание пальцев рук.

Игры пальчиками   по столу всеми пальцами и поочерёдно или по стене, если в классе нет столов; или игра в человечка- указательный и средний палец бегают по столу, по руке, догоняют друг друга)

Выполнение фигур пальцами (круг, очки, домик и т.д.)

Комплекс упражнений (пальчики «здороваются – большой палец соединяется по очереди с другими, сцепление пальцев «цепочка», повторение упражнения на поочерёдное сгибание и разгибание рук)

Практическое занятие
1 Игры на развитие пластики «Я маг – волшебник» (упражнения на гибкость) Практическое занятие

 

  1. Просветительская работа с родителями (законными представителями)

Работа с родителями является неотъемлемой частью экологического и физического воспитания обучающихся.

Цель:

  • Популяризация занятий спортом и физкультурой.
  • Развитие основных физических качеств: силу воли, выносливость и т.д.
  • Создание единого коллектива: ученик, учитель, родитель.
  • Пропаганда экологического воспитания и здорового образа жизни.

Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по вопросам экологии, охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

  • проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
  • привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
  • создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.

Традицией школы стало проведение соревнований «Мама, папа, я – спортивная семья», семейных спартакиад, дней пропаганды здорового образа жизни, дней открытых дверей, краеведческие, валеологические викторины.

 

Направления Виды деятельности Результат
Лекционная работа Организация лекций для родителей по экологическому воспитанию, ЗОЖ, с приглашением школьных педагогов, медицинских работников, психолога, администрации школы, специалистов в области здоровья. На этих занятиях родители повышают свой теоретический уровень.
Применение полученных на лекциях знаний, их практическая отработка. Проведение мониторингов динамики здоровья и психофизического состояния учеников (учителя, совместно с родителями, могут проводить занятия в виде тренингов, праздников «Здоровья»…) Родители вместе с детьми включаются в школьные мероприятия, идет процесс самосовершенствования, что может послужить примером для детей.
Организация общешкольных, городских, районных мероприятий. В таких мероприятиях принимают участие представители от родительской общественности всех классов, либо родители детей одной возрастной группы, вместе с детьми (спортивные мероприятия, «Мама, папа, я — спортивная семья», пресс-конференции по ЗОЖ, дискуссии…) экологические марафоны, субботники. Такой опыт работы помогает строить партнерские взаимоотношения с родителями в решении общего дела.
Индивидуальная работа с родителями. Консультирование, беседы, посещение ребенка на дому, общение по телефону… Изменение сознания родителей в положительную сторону к ЗОЖ, стимуляция интереса, приобщение к ЗОЖ.

В школе издаются информационные листовки с информацией по вопросам экологического воспитания, ЗОЖ, практические советы для родителей по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, охране жизни и здоровья детей.

 

Планируемые конечные результаты программы:

  • создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
  • высокая мотивация всех участников воспитательно-образовательного процесса к формированию экологической культуры и здорового образа жизни;
  • создание системы мероприятий по устранению и профилактике вредных привычек обучающихся;
  • эффективное взаимодействие образовательного учреждения с другими социальными институтами по сохранению и укреплению здоровья школьников;
  • снижение хронической заболеваемости в школе;
  • приведение уровня учебных нагрузок к нормативам, согласно требованиям СанПиН;
  • создание надлежащих санитарно-гигиенических условий через укрепление материально-технической базы учреждения;
  • стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
  • сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
  • активизация интереса детей к занятиям физической культурой;
  • рост числа обучающихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;
  • высокий уровень сплочения детского коллектива;
  • активное участие родителей в делах класса;
  • создание здоровьесберегающей среды в школе;
  • обеспечение правильного сбалансированного рациона питания обучающихся;
  • приобретение школьниками навыков культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • сформирование экологически грамотной и воспитанной личности.

В качестве оценивания компетенций обучающихся в области охраны и укрепления здоровья выступают планируемые личностные результаты обучения:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимообусловленности физического, психического и социального здоровья, важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья,
  • образования, труда и творчества;
  • о роли экологического воспитания в обществе;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Ожидается, что в результате освоения программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни выпускники начальной школы будут знать:

  • правила дорожного движения;
  • правила безопасного поведения при следовании железнодорожным, водным и авиационным транспортом, обязанности пассажира; особенности жизнеобеспечения дома (квартиры) и основные причины, которые могут привести к возникновению опасной ситуации;
  • правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоёма;
  • меры пожарной безопасности при разведении костра;
  • правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях, которые  могут возникнуть дома, на улице, в общественном месте; опасные погодные явления, наиболее характерные для региона проживания;
  • основные термины и понятия, относящиеся к здоровью и здоровому образу жизни;
  • основные  правила безопасности при использовании электроприборов и других бытовых приборов, препаратов бытовой химии;
  • рекомендации по соблюдению мер безопасности при купании, отдыхе у водоёмов;
  • порядок и правила вызова милиции, «скорой помощи», пожарной охраны;
  • ориентироваться на местности;
  • действовать в не благоприятных погодных условия;
  • экологическую обстановку в регионе проживания;
  • действовать в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживания;
  • по оказанию первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечении из носа, попадании  инородного тела в глаз, ухо или нос, при отравлении  пищевыми продуктами.
  • У учащихся будут сформированы индивидуальные навыки здорового образа жизни, а также убеждения о пагубном влиянии вредных привычек на личное здоровье.

Оценка и коррекция развития личностных результатов осуществляется обучающимися, педагогами и родителями (законными представителями) в течение всего периода обучения в школе.