Организация физкультурно-оздоровительной работы

Организация физкультурно-оздоровительной работы

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.

Сложившаяся система включает:

Работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры).

Состав учащихся разнообразен по своему составу: учащиеся с тяжёлыми нарушениями речи, учащиеся со сложными дефектами.

Данные учащиеся имеют помимо перечисленных дефектов и другие отклонения в состоянии здоровья: задержку физического развития, часто болеющие, нарушения опорно-двигательной системы, дети инвалиды.

Организация  уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования.

Физическое воспитание является неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы школы для детей .

Приоритетные задачи для уроков физкультуры: коррекция и компенсация нарушений физического развития; развитие двигательных возможностей в процессе обучения;

формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков; развитие основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре; укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.

Программой уроков физической культуры предусмотрено ведение уроков по 4 разделам: легкая атлетика, гимнастика, подвижные игры, спортивные игры. Каждый раздел решает свои задачи.

Учитывая то, что урок физической культуры является основной формой физического воспитания в школе, он имеет ряд особенностей:

  • усиление коррекционной направленности средств физического воспитания с учётом адекватности их взаимодействия на конкретные двигательные нарушения;
  • повышение роли процесса физического воспитания в равностороннем, гармоничном развитии детей с особыми нуждами (за счёт развития речи, мышления, познавательной активности параллельно с развитием и коррекцией двигательной сферы);
  • структура уроков не должна быть постоянной в зависимости от раздела программы и задач урока.

Занятия строятся таким образом, чтобы наибольшие физические нагрузки учащиеся выполняли между 20 и 35 минутами урока. Заключительная часть продолжается до 10 минут.

В заключительную часть включены подвижные игры на концентрацию внимания, сообщение теоретических сведений, опрос, заданий на дом, подведение итогов. Моторная плотность уроков физической культуры составила от 30% до 40%, на уроках гимнастики, 50% -60% на подвижных и спортивных играх. Большое значение при проведении уроков физкультуры имеют нестандартные приёмы. Каждый приём несёт оздоровительное значение и применяется на определённом этапе урока.

Организация часа активных движений (динамической паузы).

Динамическая пауза проводится в оздоровительных целях. При проведении ежедневной динамической паузы не менее 30 минут отводится на организацию двигательно активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале. В 1-м классе в I четверти динамическая пауза проводится после 3 урока, далее между уроками и внеурочной деятельностью в середине учебного дня продолжительностью не менее 40 минут.

Организация динамических перемен, физкультминуток на уроках.

Физкультминутки проводятся во время занятий как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемый продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим для органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мелких мышц кистей. Являются обязательными для всех классов.

Задачи: снять психическое напряжение у учащихся путём переключения на другой вид деятельности; добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений; возбудить у детей интерес к занятиям физическими упражнениями; сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.

Проводятся в течение 2-3 минут в момент проявления у учащихся признаков утомления.

Преподавателями школы составлено несколько комплексов физминуток из 3-4 упражнений. Каждый комплекс включает в себя упражнения на дыхание, формирование правильной осанки, расслабление и растягивание мышц, находящихся в статическом положении, упражнения, направленные на ликвидацию застойных явлений в организме. Каждое упражнение повторяется не менее 4-6 раз. Дополнительным условием проведения физкультминуток является соблюдение воздушного режима.

В школе разработан целый комплекс разнообразных упражнений по артикуляционной гимнастике, гимнастика для пальчиков рук, гимнастика для глаз.

Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.

Преподавателями физической культуры разработана система проведения спортивных мероприятий во внеурочное время. Данная работа проводится в целях повышения двигательной активности учащихся, для вовлечения их в повседневную физкультурно-оздоровительную работу. Задачами данной работы является расширение двигательного опыта по средствам овладения новыми двигательными действиями и применение их в различных по сложности условиях; воспитание инициативности, самостоятельности, дисциплинированности, чувства ответственности и др.; содействие развитию психических процессов и обучение основам саморегуляции; популяризация здорового образа жизни среди детей и родителей; профилактика заболеваний учащихся.

Данная система реализуется по 4 направлениям:

  • Работа с родителями.
  • Проведение дней здоровья.
  • Проведение спортивных праздников и соревнований.
  • Совместная работа с инструктором ЛФК

Индивидуальный массаж.

Индивидуальный массаж проводится как элемент утренней гигиены, для ускорения пробуждения всего организма ото сна, предваряя утреннюю зарядку, и после гимнастических и спортивных упражнений для снятия излишнего возбуждения, для восстановления равновесия и спокойствия.

Массаж складывается из нескольких компонентов: массаж области ушей и глаз – способствует мобилизации функции этих органов чувств, массаж затылочной области – положительное действие на вестибулярный аппарат, профилактически действует при головных болях. Массаж коленного сустава и стопы нормализует тонус нервной системы, способствует снятию болей в ногах, профилактически действует при плоскостопии.

Проведение спортивных праздников и соревнований.

Цель соревнований – привлечь учащихся, учителей, родителей к активной совместной  спортивной работе; выявление самого спортивного класса во всех возрастных группах.

В эстафетах принимают участия все классы школы. В программу эстафет включаются все проводимые упражнения в течение учебного года. Победитель определяются в каждой возрастной группе. Среди учащихся младших классов большой популярностью пользуются Весёлые старты.

       Совместное проведение внеклассных мероприятий. Традиционным стало проведение внеклассных мероприятий между классами.

Цель данных мероприятий: укрепление интереса к занятиям физической культурой;

создание благоприятных двигательно-игровых условия для самопроизвольной реализации детьми младшего школьного возраста  их естественного двигательного потенциала; облегчение протекания адаптационного периода; прослеживание динамики физического развития.

Совместное проведение пропаганды экологического воспитания и здорового образа жизни в семье. В целях пропаганды экологической культуры и  здорового образа жизни организована совместная работа с родителями. На каждом совместном мероприятии присутствуют родители.

В конце каждого совместного мероприятия родители получают консультации руководителей физвоспитания, учителей физкультуры, медицинских работников, психолога по совершенствованию физического оздоровления детей, ежегодно проводятся совместные родительские собрания, на которых преподаватели физкультуры рассказывают о результатах физического развития обучающихся.

Проведение диагностики уровня физического развития обучающихся. Диагностика уровня физического развития проводится два раза в год и позволяет отслеживать динамику физического развития.

 

Совместная работа медицинских работников

с учителем физической культуры.

Формы работы:

  • Врачебно-педагогический контроль при организации и проведении процесса физического воспитания.
  • Медицинский осмотр.
  • Наблюдение учащихся в процессе урока физкультуры и физкультурно-оздоровительных мероприятий.
  • Профилактика травматизма.
  • Рекомендации по распределению физических нагрузок.