Модель организации работы по формированию у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Модель организации работы по формированию у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования экологической культуры, ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования МК  ОУ «Начальная школа –

детский сад № 235 »  сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • психофизические особенности детей с тяжёлыми нарушениями речи;
  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры,  ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, учителем – логопедом, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

При выборе стратегии воспитания экологической культуры, здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывать психофизиологические характеристики ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы коррекционного образовательного учрежднения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно — оздоровительной работы, рационального питания.

Одним из компонентов формирования экологической культуры, ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности экологической культуры, здоровья и здорового образа жизни.

Цель программы – формирование ответственного отношения к окружающей среде,  которое строится на базе экологического сознания.  Обеспечение системного подхода к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья младших школьников, способствующих познавательному и эмоциональному развитию детей, достижению планируемых результатов  освоения основной образовательной программы  начального общего образования.

Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации,  активную деятельность по  изучению  и охране природы  и осознанное формирование здорового и безопасного образа жизни.