Формы и мероприятия по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

Формы и мероприятия по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
Полное наименование программы по воспитательной работе для 1-4 классов «Воспитание школьника» составлена на основе программы Щурковой Н.Е. «Программа воспитания школьника», М.: Педагогическое общество России, 2001 и в соответствии с ФГОС второго поколения.
Концептуальные основы программы.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
В современном мире подвижна социальная жизнь, вносящая свои коррективы в содержание деятельности че¬ловека. Воспитание школьника обус¬ловлено требованиями времени и социально-психологичес¬кой ситуации, порожденной общественно-историческим из¬ломом.
Воспитание – целенаправленное введение ребенка в контекст современной высокой культуры во имя будущей способности ребенка свободно и счастливо жить в обществе, участвовать в развитии общественной жизни, сохранении и развитии культуры.
Педагог-профессионал организует деятельность детей. В процессе данной деятельности ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром на уровне культуры и обретает социально-психологические новообразования, соответствующие человеку современной культуры. Организованная педагогом деятельность и есть субстанция воспитания, тело процесса воспитания, доступное для восприятия и оценки.
Там, где нет деятельности, нет процесса воспитания, поскольку только в активной деятельности обретает ребенок культурные новообразования. Но она, эта деятельность, обеспечивается профессиональной деятельностью педагога – поскольку его волнуют именно эти новообразования, которые диктуют ему современные достижения культуры. Они и выступают продуктом воспитания.
Сознание определяет социальные связи человека с людьми и окружающим его миром. Поэтому среди всех видов деятельности первое место занимает деятельность ценностно-ориентированная, направленная на осмысление ценности окружающих явлений и предметов в мире для человека на земле. В организации воспитательного процесса осмысление играет ведущую роль, но никак не исключает познавательную, преобразовательную, художественную деятельность и общения, а также их аналоги – самопознание, самовыражение, самовоспитание, самоанализ, внутренний диалог.
Любая разновидность деятельности, целенаправленно организуемая, порождает какие-то новообразования в личностной структуре человека. Однако характеристики таких новообразований определяются не самой деятельностью, но – её содержанием. Если деятельность – тело воспитания, то содержание деятельности – душа этого тела. И, хотя присутствие разновидовой деятельности чрезвычайно важна для развития детей, но качество этого развития зависит окончательно от социального качества содержания деятельности
Программа воспитания – это определение содержания деятельности детей (чем именно наполняется организуемая деятельность) во имя достижения воспитательного результата, то есть, воспитательной цели.
Программа очерчивает границы обязательного наполнения организуемой деятельности и определяет, что именно педагог должен получить как продукт своей профессиональной работы. Поэтому программа необходима педагогу. Но программа, очерчивая требуемые временем и культурой новообразования, столь же отвечает нуждам ребенка: лишь постигая богатства культуры, он развивается сам и становится способным к созидательной деятельности и социальной жизни.
У педагога и ребенка одно и то же содержание деятельности. Их совместная предметная деятельность наполнена духовными образованиями как отражением объекта деятельности в сознании. Но именно это содержание – желаемое педагогом и проецируемое воспитательной программой — и является содержанием воспитательного процесса. И потому совместная деятельность детей и педагога служит как критерием воспитанности детей (меры их культуры), так и критерием профессионального мастерства педагога.
Вот почему вопрос содержания воспитания является ключевым вопросом воспитания. И это значит, что создание программы воспитания есть ключ к организации воспитания.
Центральная идея созданной программы состоит в разрешении противоречия между индивидуальной свободой взрослеющего школьника и социальной необходимостью, ограничивающей свободу каждого члена общества. Разрешение этого противоречия производится через сопряжение общего и частного, единого и особенного, главного и второстепенного, коллективного и индивидуального. Путь к свободе индивидуальности пролегает через приобщение ребенка к интересам общества, других людей, всего человечества. «Присвоенные» интересы расширяют внутренний мир ребенка — в тем большей мере, чем шире палитра «присвоенных» объектов мира.

2 . Нормативные документы
1.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21.12.2012;
2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН №373 от 06.10.2009 зарегистрирован Минюст №17785 от 22.12.2009); Приказ Министерства образования РФ от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373;)
3.Приказ Министерства образования РФ от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373;
4. Постановления Главного государственного санитарного врача от 29.12.2010 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ» ;
6.Письмо Минобрнауки №03-296 от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС».

Региональный уровень:
Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области №1199 от 16.06.2011 «Об утверждении методических рекомендаций по составлению учебных планов для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области на 2011-2012 учебный год »
Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области №1106 от 21.05.2012 «О дополнениях в методические рекомендации по составлению учебных планов для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области на 2011-2012 учебный год»
Приказ департамента образования и науки Кемеровской области от 19.06.2013г. №1202 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Кемеровской области в 2013 – 2014 учебном году».
Уровень образовательного учреждения:
Устав Муниципального казенного образовательного учреждения «Начальная школа – детский сад № 235» ;
Положение о воспитательной работе.
3. Цели и задачи программы воспитательной работы для 1-4 классов «Воспитание школьника»
Цель воспитания – сформировать ценностные отношения к нормам культурной жизни.
Задачи воспитания:
1. представить социально-психологическое явление ценностных отношений к нормам культурной жизни;
2.раскрыть реальные пути содействия ценностным отношениям;
3. осмыслить проживание ценностных отношений, как нечто значимое для себя.