Диагностика личностного развития обучающихся начальной школы.

Диагностика личностного развития обучающихся начальной школы.

Класс Задачи Форма диагностики
1-4 классы необходимость  выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело»), которые помогут учителю грамотно организовать взаимодействие с детьми Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  детей.

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
  • индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

 

Диагностическая программа изучения

уровней проявления воспитанности младшего школьника.

 

Основные отношения и показатели воспитанности Признаки и уровни, формирующихся качеств
  1. Отношение к обществу. Патриотизм.
  2. Отношение к родной природе
5 – любит и бережёт природу, побуждает к бережному отношению других,
4 –  любит и бережёт природу;
3 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
2 —  участвует в деятельности  по охране природы  нехотя, только под давлением со стороны;
1 – природу не ценит  и не бережёт, ломает природные объекты
  1. Гордость за свою страну
5 –интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
4 – интересуется историческим прошлым,  самостоятельно изучает историю ;
3 —  любит слушать рассказы взрослых и  одноклассников  по истории,
2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших,
1 – не интересуется историческим прошлым, высказывает негативные оценки.
  1. Служение своему Отечеству.
5 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других,
4 – находит дела на службу  малому Отечеству;
3 – участвует в делах на  службу малому Отечеству, организованных другими людьми с  желанием;
2 – участвует в делах на службу малому Отечеству, организованных другими людьми под давлением со стороны;
1 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству.
  1. Забота о своей школе
5 –  организует дела на пользу школе; классу,
4 —  участвует в делах класса и привлекает других,
3 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса,
2 – в делах класса участвует при побуждении,
1- в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.
  1. Отношение к умственному труду. Любознательность.
  2. Познавательная активность
5 —  сам много читает, знает, обсуждает с друзьями узнанное;
4-  сам много читает;
3 –  читает только в рамках заданного на дом,,
2 —  читает под присмотром взрослых  и учителей,
1 – читает недостаточно, на побуждение взрослых не реагирует
  1. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности
5 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
4 —  стремится хорошо учиться,
3 – учится средне, особого интереса к учёбе не проявляет
2 – учится при наличии строгого контроля,
1 – плохо учится даже при наличии контроля
  1. Саморазвитие
5 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей,
4 – есть любимое полезное увлечение,
3 – нет постоянного полезного увлечения, временно увлекается, но потом бросает дело,
2 – нет полезного увлечения, во внеурочной деятельности участвует при побуждении со стороны учителя,
1 – во внеурочной деятельности не участвует.
4.Организованность в учении 5- работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам,
4 – работу на уроке, домашние задания выполняет аккуратно,
3 – недостаточно внимательно и аккуратно выполняет уроки и домашние задания, но сам
2 – работу на уроке и домашние задания выполняет под контролем,
1 – на уроках невнимателен, домашние задания не выполняет
  1. Отношение к физическому труду. Трудолюбие.
  2. Инициативность и творчество в труде
5 – находит полезные дела в классе, школе, организует товарищей .
4 – находит полезные дела в классе, школе,  выполняет их с интересом,
3 – участвует в полезных делах, организованных другими
2 – участвует в полезных делах по принуждению,
1 – не участвует в полезных делах даже по принуждению.
  1. Самостоятельность в труде
5 – хорошо трудится, побуждает к труду товарищей,
4 – сам трудится хорошо, но к труду товарищей равнодушен,
3 –  участвует в  трудовых операциях, организованных другими, без особого желания,
2 – трудится при наличии контроля,
1 – участие в труде не принимает.
  1. Бережное отношение к результатам труда
5 – бережёт личное и общественное имущество, стимулирует к этому других,
4- бережёт личное и общественное имущество,
3 —  сам не ломает, но  равнодушен к разрушительным действиям других,
2 – требует контроля в отношении к личному  и общественному имуществу,
1 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.
  1. Осознание значимости труда.
5 – осознаёт  значение труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам,
4 – осознаёт  значение труда, сам находит работу
3 – сам работает хорошо, но к труду других равнодушен,
2 – не имеет чёткого представления о значимости труда, нуждается в руководстве
1 —  не умеет и не любит трудиться.
  1. Отношение к людям. Доброта и отзывчивость.
  2. Уважительное отношение к старшим
5 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны других,
4 – уважает старших,
3 – уважает старших, но на  неуважительное  отношение  со стороны других не обращает никакого внимания,
2 —  к старшим не всегда уважителен, нуждается в руководстве,
1 – не уважает старших, допускает грубость.
  1. Дружелюбное отношение к сверстникам
5 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость,
4 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам,
3 – сам уважение проявляет, но к грубости других равнодушен,
2 – проявляет дружелюбие при побуждении со стороны взрослых,
1 – груб и эгоистичен.
  1. Милосердие
5 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным, привлекает к этому других,
4 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным
3 – помогает слабым, беспомощным при организации  дела другими людьми,
2 – помогает слабым, больным  при условии поручения
1 – неотзывчив, иногда жесток.
  1. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми
5 —  честен, не терпит нечестности со стороны других
4 – честен в отношениях,
3 – в основном честен, но иногда допускает «обман во благо»
2 – не всегда честен,
1 – нечестен.
  1. Отношение к себе. Самодисциплина.
1.Развитие доброй воли 5 – проявляет добрую волю и старается развивать её, поддерживает проявление доброй воли  сверстниками;
4 – проявляет добрую волю, стремиться развивать её;
3 —  развивает волю в организованных взрослыми ситуациях,
2 – силой воли не обладает ,
1 – не стремится к развитию  доброй воли;
  1. Самоуважение. Соблюдение правил культуры поведения.
5 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других,
4- добровольно соблюдает правила  культуры поведения,
3 – достаточно культурен, но иногда допускает  нетактичность
2 – нормы правила поведения соблюдает при наличии контроля,
1 – нормы и правила поведения не соблюдает.
  1. Организованность и пунктуальность
5 —  своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других,
4- своевременно и качественно выполняет свои дела;
3 – дела выполняет добросовестно, но не всегда  своевременно,
2 – при выполнении дел и  заданий нуждается в контроле,
1 – начатые дела не выполняет.
  1. Требовательность к себе
5 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках,
4 – требователен к себе,
3 – не всегда требователен к себе,
2 – мало требователен к себе,
1 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.