2.3 Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

 

2.3 Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся       на ступени начального общего образования

Пояснительная записка

Комплексно-целевая программа по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья  разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации воспитательной работы по нравственно-этическому воспитанию МК  ОУ Начальная школа – детский сад №235». Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических особенностей страны, Кемеровской области, запросов семьи, общественных организаций и направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

В программе в соответствии с требованиями ФГОС представлена организация работы по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младших школьников, как уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающихся и их родителей (законных представителей).

Программа содержит разделы

  1. Цель и задачи духовно-нравственного  развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
  2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ОВЗ
  3. Основные направления, содержание и ценности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
  4. Условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
  5. Программа формирования универсальных учебных действий
  6. Структура и содержание программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
  7. Планируемые результаты духовно-нравственного развитияна ступени начального общего образования.
  8. Формы и мероприятия по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

 

1.Цель и задачи духовно-нравственного  развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Основная педагогическая цель — воспитание, со­циально-педагогическая поддержка становления и разви­тия высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного воспитания  и развития детей с ОВЗ определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:

В  сфере личностного развития:

  • формирование способности к духовному развитию, реа­лизации творческого потенциала в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, не­прерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней уста­новке личности школьника поступать согласно своей со­вести;
  • формирование способности младшего школьника с ОВЗ форму­лировать собственные нравственные обязательства, осу­ществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование основ морали, принятыми в обществе представлениями о добре и зле, долж­ном и недопустимом,
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению труд­ностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
  • осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих воз­можностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В сфереформирования общественных отношений:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • воспитание ценностного отношения к своему нацио­нальному языку и культуре;
  • формирование толерантности и основ культуры межэт­нического общения, уважения к языку, культурным, религи­озным традициям, истории и образу жизни представителей народов России;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотруд­ничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзыв­чивости, понимания и сопереживания другим людям.

В сфере формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе россий­ского общества;
  • формирование у обучающегося уважительного отноше­ния к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

 

Подстраницы