1.3. Система оценки достижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программы начального общего образования

1.3.      Система оценки достижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программы начального общего образования

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в МК ОУ «Начальная школа – детский сад № 235 » разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Система оценки разработана на основе примерной программы начального общего образования, программы УМК «Школа России», методических рекомендаций «Система оценки достижения образовательных результатов ООП НОО».

УМК «Школа России» предлагает следующие возможности для оценки планируемых результатов:

  • внесены изменения в задания для формирования контрольно-оценочной деятельности младших школьников;
  • в учебники включены рубрики: «Наши проекты», «Странички для любознательных», «Выскажи свое мнение», «Готовимся к олимпиаде», «Что узнали. Чему научились»; в конце каждой темы есть рубрика «Проверим себя и оценим свои достижения», которая позволяет обучающемуся систематически контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, расширяя сферу познавательных действий;
  • среди средств управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся, значительное место занимают аналитические планы, которые формируют мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля;
  • увеличено число заданий, требующих умений работать в паре, сотрудничать и согласовывать действия в процессе их выполнения, а также осуществлять взаимную проверку результатов, что способствует развитию коммуникативных учебных действий младших школьников.

Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их оценки;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений;
  • безотметочное обучение в 1 классе.

Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов и результатов жизненой коммпентенции.

Личностные результаты выпускников начальной школы на ступени начального образования в полном соответствии с требованиями ФГОС не подлежат итоговой отметке. Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у обучающихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

  • самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося – принятие и освоение новой социальной роли; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
  • смыслоообразование – поиск и установление личностного смысла, то есть «значения для себя», учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
  • морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Содержание оценки личностных результатов

  • сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению;
  • ориентация на содержательные моменты образовательного процесса – уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
  • ориентация на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
  • сформированность основ гражданской идентичности – чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий;
  • любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
  • сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способы решения проблем, приобретениеновых знаний и умений, мотивация достижения результатов, стремление к совершенствованию своих способностей;
  • знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений, способность к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Формирование и достижение указанных выше личностных результатов – задача и ответственность образовательного учреждения. Оценка личностных результатов обучающегося (ценностных ориентиров, интереса, готовности к обучению, мотивации к обучению и др.) осуществляется педагогом-психологом в ходе ежегодных мониторинговых исследований. Такая оценка личностных результатов осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации образовательного учреждения) при согласии родителей (законных представителей).

Доступ к информации о личностном развитии обучающихся регламентирован. Персональные показатели личностного развития выдаются родителям (законным представителям) и учителям для принятия решений о траектории обучения и ее коррекции.

Оценивание сформированности личностных результатов проводится с учётом этических принципов охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальность в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося.

Для оценки личностного развития применяются типовые методики: диагностика личностной готовности к школьному обучению дошкольников (самоопределении, дошкольная самооценка, смыслообразование):

  • выявление самооценки в учебной деятельности;
  • определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса;
  • выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности;
  • выявление усвоения нормы взаимопомощи.

Показатели личностного развития фиксируются в индивидуальных картах обучающихся, отчетах по диагностике педагога-психолога. Вывод о сформированности внутренней позиции, самооценки, личностной мотивации учебной деятельности, знания моральных норм и морально-этических суждений фиксируется в характеристике обучающегося при переходе из начальной школы в основную.

Вторым методом оценки личностных результатов обучающихся, используемым в МК ОУ «Начальная школа – детский сад № 235 » является оценка личностного прогресса

обучающего с помощью портфолио, способствующего формированию культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. В образовательном учреждении существует Положение о портфолио и утверждённая модель «Портфолио ученика начальной школы».

В МК  ОУ «Начальная школа – детский сад № 235 » оценкой личностных результатов обучающихся может быть оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которая отображается в карте индивидуального развития.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарной программы «Чтение. Работа с текстом».

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося указанных выше регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

К ним относятся:

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
  • умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Проверку результатов проводит учитель и педагог-психолог 2 раза в год (сентябрь, апрель)

Оценка предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.

Способы оценочной деятельности

В МК ОУ «Начальная школа – детский сад № 235 » при оценке предметных результатов в 1 классе исключается система бального (отметочного) оценивания.

Безотметочное оценивание (1 класс)

Основные принципы безотметочного обучения:

а) критериальность – cодержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с обучающимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно чёткими.

б) приоритет самооценки – для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок обучающихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). Прогностическая деятельность является деятельностью более высокого порядка, так как позволяет устанавливать границу знания-незнания, предусматривает оценку своих возможностей – «я до работы» (мой прогноз).

в) непрерывность – учитывая непрерывность процесса обучения, осуществляется переход от традиционного понимания отметки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к этому результату.

В первом  классе обучение является безотметочным, основными принципами которого являются:

  • дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий;
  • контроль  и оценивание строятся на критериальной основе;
  • самоконтроль и самооценка учащегося предшествуют контролю и оценке сверстников и учителя.

К главным критериям самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие:

  • усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального общего образования;
  • сформированность общеучебных умений деятельности младшего школьника (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);
  • развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания;
  • сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания.

Функцией самооценки и самоконтроля является определение учеником границы своего знания-незнания, выявление своих возможностей на разных этапах обучения.

Функцией контроля и оценки является определение педагогом уровня обученности и личностного развития учащихся.

Содержание и организация безотметочной системы контроля и оценки предметных знаний, умений и навыков учащихся.

Безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений учащихся    предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учеником и не подразумевают сравнения его с другими детьми.

В первых классах контрольные работы не проводятся,  поэтому устанавливаются следующие формы контроля за развитием  предметных знаний и умений учащихся:

  • Устный опрос;
  • Письменный опрос:

Учет достижений обучающихся проводит учитель в соответствии с календарно-тематическим планированием и годовым планом работы. Проводится анализ работ и результаты заслушиваются на совещаниях при завуче и педагогических советах.

Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе

от начального к основному общему образованию

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП НОО является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы обучающимися. Проводится мониторинг результатов выполнения двух

итоговых работ – по русскому языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Целью комплексной работы на межпредметной основе является достижения планируемых результатов:

  • чтение (работа с информацией: научно-познавательные тексты, литературные тексты, таблицы, диаграммы, графики);
  • программа формирования УУД (учебные задачи, практические задачи).

При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями. На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.

1) Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета. Такой вывод делается, если результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.

2) Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причем не менее, чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

3) Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени. Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.

Решение об успешном освоении обучающимися ООП НОО и переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основе заключений ПМПК.

Решение о переводе обучающегося на следующую ступень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики выпускника, в которой:

  • отмечаются образовательные достижения и положительные качества выпускника;
  • определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учётом как

достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;

  • даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены

материалами портфеля достижений и другими объективными показателями.

Образовательные учреждения информируют органы управления в установленной регламентом форме:

  • о результатах выполнения итоговых работ по русскому, математике и итоговой комплексной работы на межпредметной основе;
  • о количестве обучающихся, завершивших обучение на ступени НОО и переведенных на следующую ступень общего образования.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Портфолио  помогает решать важные педагогические задачи:

— создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;

— поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;

— поощрять его активность и самостоятельность;

— формировать навыки учебной деятельности;

— содействовать индивидуализации образования ученика;

— закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

— укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей ( законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.

Порядок формирования портфолио.

Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы).

Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя.

Портфолио хранится в школе в течение всего пребывания ребенка в ней. При переводе ребенка в другое образовательной учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.