3.2.3. Материально- технические условия реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР

 

3.3. Материально- технические условия реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР

Материально-техническое обеспечение школьного образования обучающихся с ТНР отвечает не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования отражена специфика требований к:

  • организации пространства, в котором обучается ребенок с ТНР;
  • организации временного режима обучения;
  • организации рабочего места обучающегося с ТНР;
  • техническим средствам обучения,;
  • обеспечению условий для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся;
  • специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим    материалам,    компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с ТНР.

Созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающих достижение каждым обучающимся максимально возможных для него результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.

Требования к организации пространства

Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором осуществляется образование обучающихся с ТНР соответствовует общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в частности:

  • к соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
  • к обеспечению санитарно-бытовых (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.) и социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);
  • к соблюдению пожарной и электробезопасности;
  • к соблюдению требований охраны труда;
  • к соблюдению своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и др.

Материально-техническая база реализации адаптированной основной образовательной программы начального образования обучающихся с ТНР

соответствовует  действующим   санитарным   и  противопожарным

нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждениям, предъявляемым к:

  • участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование);
  • зданию образовательного учреждения (высота и архитектура здания),
  • помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число читательских мест)
  • помещениям для осуществления образовательного процесса: классам, кабинетам учителя-логопеда, педагога-психолога и др. специалистов (необходимый набор и размещение, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательной организации, для активной деятельности, сна и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности);
  • помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, моделированием, техническим творчеством, естественнонаучными исследованиями;
  • спортивным залам, , игровому и спортивному оборудованию;
  • помещениям для медицинского персонала;
  • помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;
  • мебели, хозяйственному инвентарю;
  • расходным материалам и канцелярским принадлежностям;
  • туалетам, , коридорам и другим помещениям.
    Требования к наполняемости классов, где обучаются школьники с ТНР,

регламентируются приказом ( вписать Новый санпин))

Каждый класс оборудован партами, регулируемыми в соответствии с ростом учащихся.

Каждый учитель  имеет возможность проводить уроки в соответствии с современными требованиями информатизации школы, используя видео- и аудиотехнику.

Кабинет информатики предназначен для проведения уроков в соответствии с учебным планом.

 

 

Организация временного режима в МК ОУ «Начальная школа –детский сад №235».

Временной режим образования обучающихся с ТНР (учебный год, учебная неделя, день) установлен в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования), а также локальными актами образовательной организации.

Обучение и воспитание происходит как в ходе уроков, так и во время внеурочной деятельности обучающегося в течение учебного дня. Обучение детей с ТНР осуществляется только в первую смену. Режим работы учреждения: 5-дневная учебная неделя для учащихся 1 классов,

5-дневная учебная неделя  для учащихся  2-4 класса. Продолжительность урока в 1 классе 35 минут, во 2-4 классах — 40минут. Занятия проводятся в одну смену с 8.00 .

Организация учебного процесса регламентируется учебным планом, расписанием занятий.

В ходе урока (середина) в обязательном порядке проводится физкультурная минутка, направленная на снятие общего мышечного напряжения и коррекцию осанки обучающихся.

В содержание физминуток обязательно включаются упражнения на снятие зрительного напряжения, на предупреждение зрительного утомления, на активизацию зрительной системы.

В режиме образовательной организации предусмотрено проведение прогулок на свежем воздухе, во второй половине дня.

Организации рабочего места

Номер парты подбирается тщательно, в соответствии с ростом обучающегося, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу. Парты имеют хорошее освещение. Учитывается, какой рукой пишет ребенок: если ведущая рука — правая, то свет на рабочую поверхность падает слева, а если ребенок левша, тогда стол устанавливается возле окна так, чтобы свет падал справа. Необходимые школьные учебники находятся на расстоянии вытянутой руки. С парты  открываетсяться прямой доступ к информации, расположенной на доске, информационных стендах и пр. Каждый учебный класс оборудован рабочим местом с компьютером.

 

 

 

 

 

 

 

 

Технические средства комфортного доступа обучающегося с ТНР к

образованию (ассистирующие средства и технологии)

МК ОУ «Начальная школа –детский сад №235».

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентных участников образовательного процесса в решении учебно-

познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Материально-техническое обеспечение ориентировано не только на ребёнка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в «норме», необходимостью индивидуализации процесса образования обучающихся с ТНР. Все вовлечённые в процесс образования взрослые имеют неограниченный доступ к организационной технике в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребёнка, имеющего нарушения речи. Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс образования, родителей (законных представителей) обучающегося с ТНР.

Предусмотрено обязательное регулярное и качественное взаимодействие специалистов различного профиля. Для педагогов предусмотрена возможность обращения к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получения индивидуальных консультаций квалифицированных профильных специалистов. Также организован регулярный обмен  информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей.