2.5 Программа коррекционной работы

  • Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ОВЗ  направлена на создание системы комплексной помощи детям с нарушениями речи  в освоении адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (далее – АООП НОО для детей с ОВЗ), коррекцию речевых нарушений  обучающихся,  их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении АООП.

Одной из важнейших задач начального образования учреждения является создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.

В МК ОУ «Начальная школа – детский сад №235» принимаются дети по решению ТПМПК. При поступлении в школу, они проходят тщательную диагностику специалистов:  учителя-логопеда, психолога, учителя начальных классов с целью определения дальнейшего маршрута обучения (программы обучения). На протяжении 4 – х лет обучения  проводится систематическая диагностика психолого — медико – педагогической службой, результаты которой обсуждаются на педагогических советах, ПМПк, доводятся до сведения педагогов и родителей, с целью скорректировать дальнейшее психолого – педагогическое сопровождение ребёнка. По окончанию начальной ступени обучения выпускники проходят диагностику на повторной ТПМПК, где определяется результат коррекционной работы и принимается решение о дальнейшем образовательном маршруте обучающегося.

В школу принимаются дети, имеющие тяжелые нарушения речи различного патогенеза (общее недоразвитие речи, в первую очередь с алалией, дизартрией, ринолалией, а также с общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием, а также нарушением письма и чтения), степень выраженности которых препятствует обучению в обычной общеобразовательной школе. У обучающихся 2-4 классов на первый план выдвигаются нарушения чтения и письма. При этом у ребенка должны быть сохранными физический слух и интеллект.

Нормативно — правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования являются:

  • Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (утверждена коллегией Министерства образования РФ);
  • Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями), утвержденная Министерством образования РФ от 16 апреля 2001 г. № 29/1524-6.

Целью программы коррекционной работы является создание системы комплексной помощи обучающимся с ТНР в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в физическом, психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

  • выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных недостаткам в их физическом и (или) психическом (речевом) развитии;
  • осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ТНР с учетом психофизического и речевого развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • возможность освоения обучающимися с ТНР адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательной организации.

Задачи программы:

  • своевременно выявить обучающихся, имеющих трудности адаптации;
  • определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных уровнем их речевого развития и механизмом речевой патологии;
  • определить особенности организации образовательного процесса для категории обучающихся с нарушениями речи, в соответствии с индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
  • создать условия, способствующие успешному освоению основной образовательной программы;
  • осуществить индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь обучающимся с учётом индивидуальных возможностей, психического и физического развития;
  • реализовать планы коррекционно-образовательных логопедических занятий с обучающимися, направленные на коррекцию, устранение и преодоление речевых  нарушений, общее речевое развитие;
  • обеспечить возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам, реализовать систему мероприятий по социальной адаптации детей с нарушениями речи;
  • оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям), взаимодействовать с представителями медицинских, социальных, правовых структур.
Задачи Комплекс мероприятий Направления деятельности, результаты
Своевременно выявить обучающихся, имеющих трудности адаптации. 1. Изучение диагностических данных.

1.1. Степень сформированности познавательных процессов:

ü  память;

ü  мышление;

ü  внимание.

1.2. Степень сформированности эмоционально-личностной сферы:

ü  самооценка;

ü  взаимоотношения в семье;

ü  мотивация к учебной деятельности;

ü  статус в коллективе.

1.3. Социальная  ситуация  развития и условий семейного воспитания.

2. Комплексный сбор сведений об обучающихся на основании диагностических данных.

1. Формирование групп на основе оценки контингента обучающихся для определения специфики образовательных потребностей.

2. Включение родителей в процесс и (или) направление коррекционной работы.

3. Анализ сведений о степени сформированности.

познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы.

4. Анализ сведений о развитии обучающихся в условиях семейного воспитания.

Определить особые образовательные потребности школьников. 1.Сотрудничество с городской психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК).

2. Заполнение индивидуальных карт развития обучающихся с учетом:

ü  уровня речевого развития;

ü  степени сформированности познавательных процессов;

ü  личностного развития.

Заполнение «Индивидуальных реабилитационных  карт младших  школьников»,

«Речевых карт».

Определить особенности организации образовательного процесса для   обучающихся с нарушениями речи в соответствии с индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и степенью  выраженности. 1. Создание и выбор:

ü  коррекционных программ;

ü  методик, методов, приемов коррекционного обучения;

ü  комфортного режима обучения.

2. Взаимодействие школы  с различными учреждениями:

ü  Управлением социальной защиты населения Новоильинского района;

ü  Отделом опеки и попечительства Новоильинского района;

ü  комиссией по делам несовершеннолетних Новоильинского района (далее КДН);

ü  наркологическим диспансером.

1.Утверждение  режима обучения.

2. Набор эффективных методик, методов и приёмов обучения:

ü  в системе «учитель-ученик-

родитель-учитель-логопед»

 

ü  профессиональное взаимодействие специалистов.

Создать условия, способствующие успешному освоению обучающимися основной образовательной программы. 1. Подбор кадрового потенциала по критериям:

ü  образование;

ü  уровень квалификации;

ü  опыт работы.

2. Разработка системы методического обучения, с учетом имеющихся внутренних ресурсов и возможностей социального партнерства.

3. Просветительная деятельность:

ü  консультации;

ü  индивидуальные беседы;

ü  круглые столы;

ü  тематические выступления;

ü  родительские собрания;

 

4. Формирование учебно-методического комплекса:

ü  программы;

ü  комплект учебников;

ü  учебные пособия;

ü  информационно-коммуникационные ресурсы.

5. Обеспечение здоровьесберегающих технологий:

ü  динамические паузы;

ü  физкультминутки для снятия усталости глаз и расслабления мышц;

ü  витаминизация.

6. Включение обучающихся в деятельность:

ü  урочную

ü  внеурочную;

ü  внеклассную;

ü  внешкольную.

7. Обеспечение материально-технической базой.

1. Кадровое обеспечение.

2. Программно-методическое обеспечение.

3. Информационно-коммуникационное обеспечение.

4. Материально- техническое обеспечение.

5. Здоровьесберегающий режим.

6. Утверждение программ коррекционной направленности.

 

Осуществить индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь обучающимся с учётом индивидуальных возможностей, психического и физического развития. Занятия специалистов в соответствии с:

ü  рекомендациями городской ПМПК;

ü  рекомендациями школьной ПМПк;

ü  результатами диагностического обследования.

Индивидуальные карты развития школьников.
Разработать и реализовать индивидуальные и групповые учебные планы и планы занятий с обучающимися.. 1. Корректировка индивидуальных и групповых учебных планов.

2. Введение в воспитательно-образовательный процесс коррекционно-развивающую направленность.

Утверждение:

ü  учебного плана;

ü  рабочих учебных программ;

ü  программ коррекционной работы.

Обеспечить возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам 1.      Включение в режим дня коррекционные занятия со специалистами.

2.      Включение обучающихся в деятельность:

ü  урочную;

ü  внеурочную;

ü  внеклассную;

ü  внешкольную.

Утверждение:

ü  режима дня;

ü  расписания уроков и занятий.

Реализовать систему мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ. Социализация обучающихся:

ü  социально-педагогическая;

ü  социально-культурная;

ü  социально-бытовая;

ü  коррекционно-развивающая.

Определение:

ü  социально-средового статуса;

ü  навыков самообслуживания.

Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям), взаимодействовать с представителями медицинских, социальных, правовых структур. 1. Выработка совместных мероприятий со специалистами по основным направлениям работы школы.

2. Консультативная помощь по вопросам выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения.

3. Проведение:

ü  индивидуальных бесед;

ü  консультаций;

ü  тематических выступлений;

ü  родительских собраний;

4. Сотрудничество с родителями (законными представителями),  общественными организациями, медицинскими, социальными, правовыми структурами.

Пакет рекомендаций.

 

 

Содержание программы

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
  • Принцип учета индивидуальных особенностей. Всем детям определенного возраста свойственно иметь индивидуальные (отличительные) особенности. Индивидуальность ребенка характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт, которые заметно отличают данного ребенка от других детей. Кроме того, к  индивидуальным особенностям относятся ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, интересы, склонности, способности, темперамент, характер. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности.
  • Принцип деятельностного подхода. Данный принцип задает направление коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка.
  • Принцип нормативности развития (Р.В. Овчарова). Этот принцип заключается в учете основных закономерностей психического развития и значения последовательности стадий развития для формирования личности ребенка. Данный принцип постулирует существование некоторой «возрастной нормы» развития, своеобразного эталона возраста. Согласно этому принципу коррекционная работа осуществляется по следующей схеме: что есть; что должно быть; что надо сделать, чтобы было должное.

Теоретико-методологической основой Программы коррекционной работы является взаимосвязь трех подходов:

  • нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;
  • комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребенке;
  • междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределенную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка. Эта деятельность отражает, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинских работников, педагогов и психологов, а с другой – интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса.

Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-медико-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении осуществляется на основе локального документа «Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме».

Направления работы:

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи обучающимся по программе в условиях коррекционного образовательного учреждения;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционного общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержания:

Диагностическая работа включает:

  • своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
  • раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
  • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
  • изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
  • анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Задачи Планируемые результаты Виды и формы

деятельности

Сроки Ответственные
Медицинская диагностика
Определить состояние физического и психического здоровья детей. Выявление состояния физического и психического здоровья детей. Изучение истории развития обучающихся; проведение беседы с родителями (законными представителями);

наблюдение:

ü  учителей начальных классов,

ü  специалистов различных направлений.

Сентябрь. Учитель начальных классов,

медицинский работник,

педагог-психолог.

 

Психолого-педагогическая диагностика
Провести углубленную диагностику обучающих

ся.

Получение объективных сведений об обучающихся на основании диагностической информации специалистов разных профилей. Диагностирование; заполнение диагностических документов специалистами:

ü  протокол обследования ПМПк;

ü  индивидуальная карта развития;

ü  речевая карта.

ü  речевой профиль

Сентябрь,

май

Педагог-психолог,

учитель-логопед, воспитатели.

Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении.

Выявить резервные возможности обучающих

ся.

Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающихся. Разработка коррекционной программы. Сентябрь, октябрь. Педагог-психолог,

учитель-логопед.

Социально-педагогическая диагностика
Определить уровни организованности и компетен-ции; выявить особенности эмоционально-волевой и личностной сфер обучающих

ся.

Получение объективной информации об организованности обучающихся, умении учиться, особенностях личности, уровне компетенций.

Выявление нарушений в поведении:

гиперактивность

замкнутость;

обидчивость.

Анкетирование; наблюдение;

проведение беседы с родителями (законными представителями); посещение семей; составление характеристик.

Сентябрь, май. Учитель начальных классов,

педагог-психолог, воспитатели

 

Для диагностики речевого развития обучающихся школы учителя-логопеды используют «Проект методики обследования детей с тяжёлыми нарушениями речи», который содержит структуру методики логопедического обследования, речевые пробы и систему их оценки, речевые карты обучающихся 1 – 4 классов.

Цель проекта методики обследования: выявить особенности речевого развития младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи: качественной и количественной оценки нарушения, получить и проанализировать структуры дефекта речевого профиля; систематизировать работу учителя-логопеда.

Задачи проекта методики обследования:

  • выявить развитие фонематического восприятия;
  • определить состояние артикуляционной моторики;
  • выявить степень сформированности слоговой, звуковой структуры слова;
  • выявить уровень сформированности звукопроизношения;
  • определить уровень сформированности языкового анализа и синтеза;
  • определить количественный и качественный состав активного и пассивного словаря;
  • выявить уровень владения значением лексических единиц;
  • выяснить характер лексических ошибок;
  • выявить уровень владения грамматическими средствами в самостоятельной речи;
  • выявить уровень понимания грамматических единиц и конструкций;
  • выяснить характер грамматических ошибок;
  • выявить уровень сформированности связной речи.

Коррекционно-развивающая работа включает:

  • выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
  • организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития речи и трудностей обучения;
  • системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
  • коррекцию и развитие высших психических функций;
  • развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
  • социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

 

Задачи Планируемые

результаты

Виды и формы

деятельности

Сроки Ответствен-ные
Психолого-педагогическая работа
Обеспечить педагогическое сопровождение обучающихся. Составление планов, программ. Осуществление педагогического мониторинга достижений школьников; разработка:

ü  индивидуальных коррекционных программ;

ü  воспитательных программ;

ü  плана работы с родителями (законными представителями) по формированию толерантных отношений.

Сентябрь. Учителя нач. классов, педагог- психолог.
Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение обучающихся. Позитивная динамика развиваемых

параметров

Формирование групп для проведения коррекционной работы; составление расписания занятий; отслеживание динамики развития ребёнка. Сентябрь,

 

 

 

октябрь-май.

Педагог-психолог,

учитель-логопед.

Лечебно-профилактическая работа
Создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей по работе с детьми с ТНР; внедрение здоровьесберегающих технологий; организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни. Реализация профилактических образовательных и коррекционных программ. В течение года Медицинский работник;

учитель начальных классов, учитель физической культуры

 

 Организация коррекционной логопедической работы:

Цель: оказание логопедической помощи детям с проблемами в речевом развитии.

Задачи логопедической работы:

  • постановка правильного звукопроизношения;
  • коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи у младших школьников;
  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ;
  • разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей обучающихся.

Виды организации коррекционных логопедических занятий: групповые, фронтальные  и индивидуальные занятия.

Индивидуальные логопедические занятия 2-3 раза в неделю. На индивидуальных занятиях с обучающимися проводится:

  1. дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
  2. артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
  3. пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
  4. постановка звуков различными способами;
  5. автоматизация звуков в речи;
  6. дифференциация звуков в речи;
  7. развитие фонематического восприятия, навыков языкового анализа и синтеза слов;
  8. обогащение словарного запаса;
  9. развитие лексико-грамматического строя речи;
  10. совершенствование связной речи;
  11. устранение и преодоление нарушений письменной речи (устранение искажений окончания слов при чтении, замен букв; дифференциация букв на письме, формирование образа предложения, закрепление умений применять изученные орфографические правила на практике).

Для закрепления сформированных звукопроизносительных умений, обогащения лексического запаса, развития грамматического строя речи, совершенствования связной речи, а также закрепления навыков правописания и чтения воспитателем ГПД во время логочаса проводится целенаправленная работа с обучающимися по заданиям логопеда. Задания воспитателю для работы о школьниками и отчёт воспитателя о результатах работы фиксируется в тетради для взаимосвязи логопеда с воспитателем.

Коррекционная логопедическая работа проводится со всеми обучающимися. После диагностического обследования формируются группы.

Групповые занятия проводятся не менее 2-3-х раз в неделю:

  • Занятия предупреждению и преодолению дисграфии.
  • Занятия по предупреждению и преодолению акустической дисграфии.
  • Занятия по предупреждению и преодолению оптической дисграфии.
  • Занятия по предупреждению и преодолению аграмматической формы дисграфии.
  • Занятия по предупреждению и преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
  • Занятия по преодолению дислексии.
  • Занятия по преодолению и коррекции дизорфографии.

Учителями-логопедами разработаны программы:

Рабочая коррекционно-развивающая программа по предупреждению и преодолению дисграфии, дислексии и дизорфографии для обучающихся 1 – 4 классов.

Цель программы: предупреждение и преодоление ошибок письменной речи у обучающихся с ТНР.

Задачи программы:

  1. Развитие и совершенствование неречевых психических функций, участвующих в процессе чтения и письма.
  2. Развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте чтения и письма.
  3. Развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи, оптико-пространственных представлений, графо-моторных навыков.
  4. Выработка прочных навыков грамотного чтения и письма.
  5. Развитие устойчивого положительного интереса к урокам русского языка, чтения, развития речи.

Программа рецензирована О.А. Поповой, старшим преподавателем кафедры управления образованием, педагогики и психологии МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации».

Программа коррекционного курса «Произношение».

Целью программы коррекционного курса «Произношение» является формирование у обучающихся внятной, выразительной устной речи и полноценной готовности к усвоению письменной речи.

В процессе реализации коррекционного курса «Произношение» решаются следующие задачи:

  1. Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания,  речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской).
  2. Обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова).
  3. Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова.
  4. Формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
  5. Профилактика нарушений чтения и письма.

Программа внеурочной деятельности коррекционного курса «Произношение».

        Целью программы в коррекционной направленности является воспитание у обучающихся внятной, выразительной устной речи и полноценной готовности к усвоению письменной речи.

Программа нацелена на решение задач формирования у обучающихся следующих составляющих речевой компетенции:

  • Произносительной стороны речи.
  • Языкового анализа и синтеза.
  • Сложной слоговой структуры слова.
  • Фонематического слуха.

Также задачами курса являются:

Обучающие задачи:

  1. Развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету.
  2. Приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка.
  3. Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка.
  4. Развитие мотивации к изучению русского языка.
  5. Развитие творчества и обогащение  словарного запаса.
  6. Совершенствование общего языкового развития учащихся.
  7. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие задачи:

  1. Воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь.
  2. Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие задачи:

  1. Развивать  смекалку и сообразительность.
  2. Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности   выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.

Рабочая программа коррекционной внеурочной деятельности «Логопедическая ритмика».

Цель программы внеурочного коррекционного курса «Логопедическая ритмика»: — преодоление речевого нарушения путем развития и кор­рекции неречевых и речевых психических функций и в конечном ито­ге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи логопедической ритмики определяются как оздорови­тельные, образовательные (познавательные), воспитательные в результате решения оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство рав­новесия, правильная осанка, походка, грация движений.

В процессе реализации внеурочного коррекционного курса «Логопедическая ритмика» решаются следующие задачи:

  1. Развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики.
  2. Развитие дыхания и голоса.
  3. Развитие восприятия, различения и воспроизведения ритмов, реализующихся в различном темпе.
  4. Воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки, умения сочетать систему движений (речевых, общих) с музыкой различного темпа и ритма.
  5. Воспитание умения вносить коррективы в характер выполняемых движений в соответствии с заданной установкой (с характером темпа и ритма музыкального произведения).
  6. Коррекция речевых нарушений средствами логопедической ритмики.

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ТНР в освоении  адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования, специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий образования, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ТНР;

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для обучающихся с ТНР, со всеми его участниками —  сверстниками, родителями (законными представителями).

Учителя-логопеды организуют индивидуальные и тематические консультации для педагогов и родителей по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи школьников, что предполагает издательство школьного коррекционно – логопедического журнала «Советы логопеда», тематические и практические родительские собрания в рамках «Школы для родителей», изготовление информационных папок – передвижек, оснащение «Речевого уголка», ведение «Экрана звукопроизношения».

Основные направления коррекционной работы в сфере развития жизненной компетенции для детей с ОВЗ

Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение. Продуктивность такого дозированного расширения и усложнения среды жизнедеятельности ребенка с ОВЗ можно обеспечить только с учетом его особых образовательных потребностей. При разработке содержания компонента жизненной компетенции принципиальным является определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребенку — может стимулировать, а не подавлять его дальнейшее развитие.

Соотношение компонентов жизненной компетенции и академического должно:

  • соответствовать требованиям социума к результатам воспитания и образования ребенка;
  • отражать специфику разработки каждой содержательной области образования;
  • отвечать характеру особых образовательных потребностей детей;

Таким образом, специальный образовательный стандарт задает структуру основной образовательной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.

Детям с ОВЗ при благоприятных семейных условиях требуется систематическая специальная педагогическая помощь для формирования жизненной компетенции. Для этого устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи и соответствующие им специальные требования к результатам обучающихся всех категорий с ОВЗ, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • овладение навыками коммуникации;
  • дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
  • осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

  Направления работы Требования к результатам
1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания ребенка в школе, представлений о своих нуждах и правах в организации обучения. Умение адекватно оценить свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приеме мед. препаратов, осуществлении вакцинации.
Умение ребенка обратиться ко взрослому при проблемах в жизнеобеспечении (умение обратиться ко взрослому за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений)
Умение обратиться ко взрослому при затруднениях в учебном процессе (умение сформулировать запрос о помощи)

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Все дети с ОВЗ к моменту поступления в школу обладают  ограниченным опытом активных и разнообразных контактов с социальной средой, соответственно — могут страдать социально-бытовые навыки. Особое положение ребенка с ОВЗ в своей семье и особое отношение к нему со стороны окружающих могут  приводить к «гиперопеке», что также задерживает и даже нарушает развитие его социально-бытовых навыков, формирование умения активно и самостоятельно их использовать. Это особенно характерно для детей, воспитывавшихся до школы исключительно в условиях семьи.

Направления коррекционной работы Требования к результатам
Формирование активной позиции ребенка и веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания: дома и в школе, стремления к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту Овладение навыками самообслуживания, стремление к самостоятельности
Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды, покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды, поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т.д.), предназначения окружающих в быту предметов и вещей.  Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному Умение включаться в разнообразные повседневные дела
Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми Умение ориентироваться в пространстве школы и попросить о помощи в случае затруднений
Умение ориентироваться в расписании занятий
Формирование желания участвовать в устройстве праздника, понимания значения праздника дома и в школе, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными. Стремление ребенка участвовать в подготовке и проведении праздников

Овладение навыками коммуникации

Направления работы Требования к результатам
Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребенка житейских ситуациях

 

 

Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную)
Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свою просьбу, пожелание и т.д.
Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность и т.д.
Умение получать и уточнять информацию от собеседника
Освоение культурных форм выражения своих чувств

Дифференциация и осмысление картины мира

Все дети с ОВЗ к моменту поступления в школу обладают ограниченным опытом активных и разнообразных контактов с окружающим миром. Складывающаяся у этих детей картина окружающего может быть недостаточно полной и подробной, либо слишком общей и исключительно вербальной. Представления о мире могут быть фрагментарными и стереотипными, ограниченными конкретными привычными ситуациями, что рождает искажение и однозначность в понимании происходящего. Картина мира может быть недостаточно упорядоченной во времени и пространстве, что препятствует освоению представлений о закономерном развитии событий, взаимосвязи человека с целостным и изменчивым миром.

Направления коррекционной работы Требования к результатам
Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия ребенка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности

 

Адекватность бытового поведения ребенка  с точки зрения опасности/безопасности
Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации.
Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др.
Формирование внимания и интереса ребенка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой Развитие любознательности и наблюдательности
Способность  включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность
Развитие способности ребенка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др. Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения

Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей

Все дети с ОВЗ к моменту поступления в школу обладают  ограниченным опытом активных и разнообразных контактов с социальной средой. Картина социального мира  может быть недостаточно полной и примитивной, либо слишком общей и исключительно вербальной. Представления о социуме могут быть ограничены конкретными привычными ситуациями, что рождает упрощение и однозначность в понимании происходящего. Социальный мир ребенка может быть недостаточно дифференцированным и организованным, что препятствует освоению представлений о возможных социальных ролях самого ребенка.

Направления коррекционной работы Требования к результатам
Формирование знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и не знакомыми людьми. Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса
Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения. Умение применять формы выражения своих чувств   соответственно ситуации, социального контакта

Оценка результатов развития жизненной компетенции ребенка

Для оценки результатов развития жизненной компетенции ребенка используется метод — экспертной группы. Она объединяет представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребенком (учитель, учитель – логопед, воспитатель, психолог).

Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребенка в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ поведения и динамики его развития в повседневной жизни ребенка, результаты анализа должны быть представлены в форме отчета.  Количественная оценка служит не столько для характеристики самого ребенка, сколько для выработки ориентиров экспертной группы в описании динамики развития жизненной компетенции. Результаты проведенного экспертной группой анализа могут быть обобщены в индивидуальном профиле развития жизненной компетенции ребенка по основным образовательным областям и заданным линиям.  Отчетность по каждому ребенку по уровню сформированности жизненной компетенции  заслушивается на совещании при завуче в начале и конце года (сентябрь, май).