2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни МК ОУ «Начальная школа –детский сад №235».

2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни МК ОУ «Начальная школа –детский сад №235».

 

Программа формирования экологической культуры,  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся с ТНР — это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию обучающегося, достижению планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Модель организации работы по формированию у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования формируется с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья обучающихся:

— неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

— факторы риска, имеющие место в образовательных организациях, которые приводят к ухудшению здоровья обучающихся;

— чувствительность к различным воздействиям при одновременной инертности реакции на них, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, между начальным и существенным проявлением неблагополучных сдвигов в здоровье обучающихся;

— формируемые в младшем школьном возрасте правила поведения, привычки;

— особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у обучающихся опыта «нездоровья» (за исключением обучающихся с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием обучающимся состояния болезни главным образом как ограничения свободы;

— неспособность прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры,  ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, учителем – логопедом, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

При выборе стратегии воспитания экологической культуры, здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывать психофизиологические характеристики ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы коррекционного образовательного учрежднения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно — оздоровительной работы, рационального питания.

Одним из компонентов формирования экологической культуры, ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности экологической культуры, здоровья и здорового образа жизни.

Цель программы – формирование ответственного отношения к окружающей среде,  которое строится на базе экологического сознания.  Обеспечение системного подхода к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья младших школьников, способствующих познавательному и эмоциональному развитию детей, достижению планируемых результатов  освоения основной образовательной программы  начального общего образования.

Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации,  активную деятельность по  изучению  и охране природы  и осознанное формирование здорового и безопасного образа жизни.

 

Задачи формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с ТНР:

— формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

— формирование представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

— пробуждение желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения);

— формирование представлений о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

—  формирование представлений о правильном (здоровом) питании, его режиме, полезных продуктах и формирование установки на использование здорового питания;

—  знакомство с  правилами личной гигиены, формирование потребности их соблюдения;

— использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с ТНР с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом, преодоление дефицитарности психомоторного развития;

— формирование представлений о рациональной организации режима дня, умений соблюдать здоровьесозидающие режимы дня, в том числе речевой режим;

— формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества,   инфекционные заболевания, переутомление);

— становление умений противостояния вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих  веществ;

— формирование потребности обучающегося безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

— формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

— формирование представлений о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

— формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;

— формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с ТНР реализуется по следующим направлениям:

  1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательной организации с целью реализации необходимых условий для сбережения здоровья обучающихся.
  2. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности при использовании программного материала, формирующего у обучающихся с ТНР установку на безопасный, здоровый образ жизни, предусматривающего обсуждение проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
  3. Организация физкультурно-оздоровительной работы, направленной на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья в различных формах (на уроках физкультуры, в секциях, при проведении динамических пауз на уроках, при проведении дней здоровья, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
  4. Формирование экологической культуры в процессе усвоения элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культурах народов России, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю; приобретения первоначального опыта участия в природоохранной деятельности (в школе и на пришкольном участке, в ходе экологических акций и т.д.); совместной экологической деятельности родителей (законных представителей), обучающихся и педагогов образовательной организации, обеспечивающей расширение опыта общения с природой.
  5. Просветительская работа с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья обучающихся направлена на повышение уровня их знаний в форме проведения родительского лектория, привлечения родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований, ведения Дневников здоровья с обучающимися с ТНР, прошедшими саногенетический мониторинг и получивших рекомендации по коррекции различных параметров здоровья.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни самостоятельно разрабатывается образовательной организацией на основе программы, разработанной для общеобразовательной организации, с учетом специфики образовательных потребностей обучающихся с ТНР.

 

Программа создается в тесной связи с программой коррекционного обучения, духовно – нравственного воспитания и системой внеурочной деятельности в рамках учебного плана, так как здоровье и формирование экологической культуры понимается как совокупность нескольких составляющих: физического, психического, духовного и социального развития.

В МК ОУ «Начальная школа – детский сад № 235 » все задачи воспитания и обучения детей с нарушениями речи выполняют учителя-логопеды, учителя начальных классов, воспитатели, педагог-психолог,  музыкальный руководитель,   воспитатель   ИЗО-деятельности, инструктор  физкультуры,      врач-невропатолог,  врач-педиатр, старшая медсестра,  инструктор   лечебной   физкультуры,   физиомедсестра,   медсестра массажа, младшие воспитатели.

Коррекция речевых нарушений и связанных с ними особенностей развития обучающегося, воспитанника осуществляется в процессе обучения и воспитания на всех уроках, внеклассных  и других мероприятиях в условиях соблюдения речевого режима и обеспечивает формирование и полноценное развитие речи обучающихся, воспитанников, устранение у них дефектов устной речи, письма, чтения.

Учебная нагрузка обучающихся,  воспитанников не превышает норм предельно допустимых нагрузок, определенных действующим законодательством. В учебном плане учреждения количество часов, отведенных на преподавание отдельных дисциплин не ниже количества часов, определенных Базисным учебным планом.

 Строго соблюдается режим  занятий обучающихся,  воспитанников:

  • продолжительность учебного года, учебной недели, сроки проведения и продолжительность каникул устанавливается годовым календарным графиком, утвержденным директором;
  • режим работы МК ОУ предусматривает на школьном отделении – 1 класс — пятидневная рабочая неделя (понедельник — пятница — с 08.00 до 17.00 часов). Выходные дни: суббота, воскресенье и праздничные дни; 2, 3, 4 классы — шестидневная рабочая неделя (понедельник — пятница с 08.00 до 17.00 часов; суббота с 08.00 до 11.00 часов) — выходные дни: воскресенье и праздничные дни; во вторую половину дня организованы группы продлённого дня.
  • учебный год начинается с 01 сентября и заканчивается 31 мая. Продолжительность учебного года на школьном отделении в первом классе 32-33 недели, в последующих – 34-35 недель ( в соответствии с годовым календарным графиком) . Продолжительность каникул на школьном отделении в течение учебного года не менее 30 календарных дней, летом 12 календарных недель. Для обучающихся в первом классе в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

 Режим занятий

Продолжительность учебной недели:

— по 5-дневной учебной неделе занимаются -1 -4 классы

Регламентирование образовательного процесса на день.

Школа  работает в одну  смену.

Начало уроков в 8.00, продолжительность уроков  — 40 минут;

Для 1-х классов применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки. В сентябре, октябре -3 урока по 35 минут каждый, в ноябре – декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 40 минут каждый).

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков — по созданию здоровьесберагающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно — оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями) и должна способствовать формированию у обучающихся ценности экологической культуры, здоровья, сохранению и укреплению.

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

 

 

Здоровьесберегающая инфраструктура

 

Рациональная организация учебной и внеучебной

деятельности обучающихся

Эффективная организация

Физкультурно-

оздоровитель-

ной работы

Реализация

дополнительных

образовательных

программ

 

Просветительская

работа с родителями

(законными представителями)

 

Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения:

 

Здоровьесберегающая инфраструктура МК ОУ «Начальная школа – детский сад № 235 »:

  • соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
  • наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
  • организация качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
  • оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
  • наличие помещений для медицинского персонала;
  • наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха:

  • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках) учащихся на всех этапах обучения;
  • использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
  • введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
  • строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
  • индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей психофизического развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования.

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.

Эффективная организация физкультурно — оздоровительной работы

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,направленная на обеспечение рациональной организации речевого, двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся информирование культуры здоровья, профилактика гиподинамии:

  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, логоритмики);
  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно — двигательного характера на ступени начального общего образования;
  • организацию занятий по лечебной физкультуре;
  • организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
  • регулярное проведение спортивно — оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителя физической культуры, а также всех педагогов.

 

Реализация дополнительных образовательных

 программ предусматривает

Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:

  • внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности экологической культуры, здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;
  • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;

Программы, направленные на формирование ценности экологической культуры, здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:

  • интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
  • проведение часов здоровья;
  • факультативные занятия;
  • проведение классных часов;
  • занятия в кружках;
  • проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т.п.;
  • организацию дней здоровья;
  • самостоятельная работа с различными источниками информации позволяющими накопить  фактический материал,  раскрыть сущность проблемы;
  • количественный эксперимент (опыты по измерению величин,  параметров,  констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники,  технологии;  опыты, иллюстрирующие  количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать  структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.

 

Просветительская работа с родителями

(законными представителями)

Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:

  • лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;
  • приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно — методической литературы;
  • организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

 

Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания.

Направления   формирования  здорового образа жизни Задачи формирования  здорового образа жизни Виды и формы здоровье сберегающих  мероприятий
Формирование ценностного отношения к экологической культуре, здоровью и

здоровому образу жизни.

Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью).

Обеспечение заинтересованного отношения педагогов, родителей к здоровью детей, к экологической обстановке.

Беседа (урочная, внеурочная, внешкольная).

Урок  физической культуры (урочная).

Подвижные игры (урочная, внеурочная, внешкольная).

Спортивные соревнования,  игровые и тренинговые программы  (внешкольная).

Краеведческие викторины.

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры ОУ. Организация качественного горячего питания учащихся.

Оснащение кабинетов (в т.ч. медицинского), физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем (медицинским, спортивным, игровым).

Укрепление материально-технической базы.

Комплектование необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися  (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

Рациональная организация образовательного процесса. Повышение эффективности учебного процесса, снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Обеспечение возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельности  в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию).

 

Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования.

Организация физкультурно-оздоровительной работы Обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Организация занятий по лечебной физкультуре; динамических перемен, физкультминуток на уроках.

Организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования.

Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Реализация дополнительных образовательных программ. Включение каждого учащегося в здоровьесберегающую деятельность. Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.

Создание общественного совета по здоровьесбережению.

Просветительская работа с родителями (законными представителями). Включение  родителей  (законных представителей) в здоровьесберегающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы, экологическое воспитание. Лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей.

Приобретение для родителей  необходимой научно-методической литературы.

 

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения

Обеспечение безопасности участников образовательного процесса.

В МК ОУ «Начальная школа – детский сад № 235» вопросы безопасности решаются комплексно.  Они включают в себя систему мер по следующим направлениям:

Обеспечение антитеррористической защищённости: для реализации задач по этому направлению разработаны инструкции, проводятся занятия, в том числе и практические, по рациональным действиям учащихся и сотрудников школы в опасных ситуациях.

Обеспечение охраны сооружений и территории образовательного учреждения, включает в себя:

  • физическую охрану объекта;
  • инженерно-техническое обеспечение безопасности.

Охрана объекта осуществляется в соответствии с разработанными и утверждёнными инструкциями и правилами. Кроме того МК  ОУ обеспечена «тревожной кнопкой», при помощи которой осуществляется экстренный выезд наряда милиции для принятия мер к задержанию лиц, создающих угрозу личной безопасности учащихся и сотрудников и (или) угрозу хищения, повреждения, уничтожения имущества школы.

Обеспечение пожарной безопасности и электробезопасности.

Регламентируется системой государственных стандартов, норм и правил по предупреждению пожаров, созданию условий по эвакуации людей из горящих зданий.

С целью профилактики подобных случаев в школе создан противопожарный  режим, т. е. правила поведения участников образовательного процесса, порядок содержания помещений и территории, обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности, разработаны меры, которые предусматривают:

  • наличие огнетушителей различных модификаций;
  • ежегодное проведение замеров сопротивления изоляции токоведущих частей силовой и осветительной электросети;
  • оснащение здания школы автоматической пожарной сигнализацией и техническая поддержка её функционирования.

Организация мероприятий по гражданской обороне.

  • обучение учащихся и сотрудников способам защиты от опасностей;
  • оповещение об опасности, возникающей в этих случаях;
  • обеспечение детей и сотрудников средствами индивидуальной защиты.

Для реализации этих задач разработан план основных мероприятий, включающий в себя занятия и тренировки по действию в условиях возникшей ЧС, направленные на максимально возможное уменьшение их риска.

 

Профилактика правонарушений:

Профилактическая работа ведётся по разным направлениям:

  • своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, их социальная реабилитация;
  • изучение правил дорожного движения с целью профилактики ДТП, совместные акции с сотрудниками ГИБДД;
  • совместные мероприятия с органами опеки и попечительства, подразделениями органов внутренних дел;
  • привлечение в кружки.

 

Профилактика и противодействие незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ.

Осуществляется совместно со специалистами, в соответствии с разработанными планами классных часов, родительских собраний, открытых мероприятий; театрализованных представлений.

 

 

Организация питания обучающихся.

Обучающиеся, воспитанники учреждения обеспечиваются питанием в соответствии с утвержденными нормами и методическими рекомендациями по организации питания. При организации питания руководствуется санитарно — эпидемиологическими требованиями, предъявляемыми к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов, к условиям, срокам хранения особо скоропортящихся продуктов, к организации рационального питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

Обучающиеся, воспитанники МК  ОУ «Начальная школа – детский сад № 235 » обеспечиваются двухразовым бесплатным питанием.

В рацион питания включены натуральные продукты с учетом основных пищевых качеств (кисломолочные продукты, масло, рыба. Свежее мясо и мясные продукты, фрукты овощи, яйцо, хлебобулочные изделия).

Проводится систематически «С» витаминизация 3-х блюд. Контроль за качеством питания возложен на медицинскую сестру.

Проводится контроль  сырой и готовой продукции, оставляется проба готовой продукции, ведется журнал контроля за состоянием здоровья работников пищеблока. Питание проводится циклическому меню, согласованному с начальником территориального отдела управления Роспотребнадзора.

Помещение спортивного назначения и спортивная площадка.

В школе работает помещение спортивного назначения, имеется спортивная площадка. Помещение спортивного назначения оснащено необходимым оборудованием для проведения уроков физкультуры и внеклассных занятий по физкультуре и спорту. Имеются: гимнастические снаряды (гимнастические маты), легкоатлетические снаряды (канат, планка для прыжков в высоту), оборудование и инвентарь для игр в баскетбол (корзины, мячи) и волейбол (сетка, мячи), гимнастические стенки, гимнастические скамейки,   гимнастические палки, обручи, скакалки, степы, футбольные мячи, гантели, теннисные мячи и ракетки, мягкие модули. При использовании оборудования в помещении спортивного назначения неуклонно соблюдаются санитарно- гигиенические нормы и правила техники безопасности. Спортивная площадка включает в себя: футбольное поле, площадку для игр, гимнастическая стенка. При занятиях на  спортивной площадке соблюдаются все санитарно- гигиенические нормы и правила техники безопасности. В помещении спортивного назначения имеется аптечка .

 

Здоровьесберегающая инфраструктура  образовательного учреждения.

Состояние  и содержание зданий и помещений школы находится в соответствии с гигиеническими нормативами.  Помещение  спортивного назначения    в полной мере соответствует нормативам.  В  медицинском кабинете произведен ремонт в соответствии с требованиями СаНПиНа. Оснащение медицинского кабинета и кабинета физиотерапии: УФО-тубус, УФО – переносной соответствуют гигиеническим требованиям.

Помещения для питания обучающихся  оборудованы  необходимым инвентарем  и соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.

Ведется  постоянный контроль за организацией горячего питания в школе. Для детей, занятия с психологом, логопедические занятия.

Медицинские осмотры школьников проводятся перед плановыми профилактическими прививками, углубленные медицинские осмотры с участием узких специалистов осенью и весной, инвалидам и опекаемые   раз в год.

С целью профилактики простудных и респираторных заболеваний и укрепление защитных сил организма осуществлялась витаминизация третьих блюд (обогащение аскорбиновой кислотой).

Для снятия психоэмоционального напряжения, укрепления защитных сил организма проходят  занятия с детьми. Это – самомассаж по точкам основных рефлексогенных зон, речевая и пальчиковая гимнастика.

С целью оздоровления учащихся в условиях школы использовались не медикаментозные методы:

  • Методы мышечного расслабления (4 раза в день в течение 3-4 минут).
  • Снятие статического и зрительного утомления оздоровительные минуты на уроках, использование траекторий перекрещенных линий 3-х цветов по которым дети «бегают» глазами.
  • Повышение резистентности организма – оздоровительный бег.

Режим работы медицинского кабинета: с 8.00 до 17.00.

Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов:

Общее количество работников, обеспечивающих здоровьесбережение в школе:

медицинская сестра , фельдшер,  1 учитель физкультуры (высшее образование,  высшая категория; педагог-психолог (высшее образование, высшая категория), 2 логопеда (высшее образование,1 высшая  категория, 1 без категории.

Специалистами, обеспечивающими здоровьесберегающее направление в школе на протяжении 4-х лет осуществляется психолого – медико – педагогическое сопровождение обучающихся. Все специалисты, обеспечивающие здоровьесбережение являются членами ПМПк школы.

Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Использование возможностей УМК «Школа России» при формировании экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни через образовательный процесс.

Как известно,  воспитание  в  широком  смысле слова — это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания.  Обучение же — это процесс взаимодействия учителя и  обучающегося,  в  ходе  которого осуществляется образование человека.

На уроке решаются три задачи:  образовательная,  воспитательная и развивающая.

Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к  природе, основанного на гуманизме.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована с помощью предметов УМК «Школа России»

Система «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни, экологическую культуру. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми  проблем, связанных с безопасностью жизни,  укреплением собственного физического, нравственного и  духовного здоровья, активным отдыхом, проблемы экологии.

В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?»,  «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».

Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира (с использованием методов экологического воспитания)
Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания.  Экологически образованная личность,  зная какой вред природе приносят те или иные действия,  формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос об их правомерности.  Если человек экологически образован,  то нормы и правила экологического  поведения будут иметь под собой твердое

основание, и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у учеников в курсе «Ознакомление с окружающим миром»(1 класс,  I — IV).  Однако наиболее полное развитие они, конечно, должны получать в курсе «Окружающий мир».

Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи  между неживой и живой природой,  между различными компонентами живой природы (растениями,  животными), между природой  и  человеком.  Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом  им  также  помогают экологические связи. Их изучение способствует развитию логического мышления,  памяти, воображения, речи.

Постоянное внимание  учителя  к  раскрытию  экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету.

При описательном  же  изучении курса интерес у школьников постепенно снижается,  это происходит неизбежно,  даже в том случае,  если учитель привлекает занимательные факты,  загадки, пословицы и т.д.,  поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении природоведения раскрываются разнообразные и достаточно  сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается,  познавательные задачи,  поставленные  перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса.

Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой.  Причем, человек рассматривается как часть природы,  он существует внутри природы и неотделим  от  нее. Связь между человеком и природой проявляется,  прежде всего, в той многообразной роли,  которую природа играет в  материальной и духовной жизни людей.  Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь  может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха,  воды,  уничтожение  растений, животных  и  другое).

Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом  содержания,  как  урока изучения нового материала, так и обобщающего урока.

Первое важнейшее условие — экологическое воспитание  учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала,  с учетом преемственности,  постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 3 классу.

Второе непременное условие — надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по  охране местных природных ресурсов.  Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых  растений,  уборка валежника,  охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.

Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого  ученика.

При выполнении  упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика,  соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют  разделы,  темы учебников, художественные тексты,

упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация»  показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Haveyoueverbeenonapicnic? (3 кл.), подвижным играм (Welikeplayinggames), участию в спортивных соревнованиях  (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.). Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (Myfavouritemascot.Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики.

Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности,  как на уроке, так и во внеурочной работе. 

Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям  решается средствами всей системы учебников «Школа России»,  в течение всего учебно-воспитательного процесса.

Рациональная организация учебной и внеучебной

деятельности обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива

над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к орга­низации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках).

 

Вопросы здоровьесбережения регулярно обсуждаются педагогами:

Мероприятие Тема
МО

 

Дозировка домашних заданий.

Различные виды домашних заданий.

«Эффективность урока: качество или здоровьесбережение?»

Требования к психолого-педагогическим и гигиеническим условиям проведения урока.

Система профилактики    вредных привычек.

Формирование практических навыков проведения артикуляционной гимнастики, по профилактике нарушений осанки; знакомство с простейшими методами психической саморегуляции и предупреждения неврозов.

Индивидуальный и дифференцированный подход к домашним заданиям – залог сбережения здоровья учащихся.

Здоровьесбережение и современные педагогические технологии.

Влияние экологического фактора на здоровье детей.

Педагогический совет Оптимизация учебной нагрузки учащихся через нормирование домашней работы.

Загруженность учащихся – влияние на здоровье.

Здоровьесберегающая профессиональная позиция педагога.

«Организация работы школы по безопасности образовательного пространства»

Гуманизация отношений участников педагогического процесса.

Интеграция воспитательных усилий школы, семьи и общества по сохранению здоровья учащихся.

Детский травматизм и его предупреждение.

Экологическое воспитание в школе и дома.

 

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.  Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения  учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения:  в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений  знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает

возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах.

Особую актуальность имеет учебный материал,  связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.

В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения,     в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

В школе имеется 1 компьютерный класс, мультимедийный проектор.

Режим использования компьютерной техники  и ТСО осуществляется строго в соответствии с нормами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические  требования к условиям и организации  обучения в общеобразовательных   учреждениях», гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам, персональным электронно – вычислительным машинам и организации работы – СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, правилами работы учащихся со школьным ноутбуком СМРС. Используются здоровьесберегающие технологии В.И. Ковалько: самомассаж,  комплексы упражнений для глаз, инструкцию правильной посадки за компьютером, самомассаж нижних конечностей, общие разминки, музыкальные разминки, танцевальные разминки, разминки для глаз, комплекс упражнений для предупреждения зрительного утомления и близорукости.

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные осо­бенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности.

В используемой в школе системе программы «Школа России» учтены психологические, речевые и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход  детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности  в дошкольном возрасте) к учебной.

Среди разнообразных направлений, концепций, теорий возможных путей преодоления школьной неуспеваемости можно выделить дифференцированный подход. Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы.

Индивидуальный и дифференцированный подход при организации учебной деятельности реализуются через задания разного объема, разной трудности, разной степени оказания помощи, опосредованной конструкциями, карточками. При этом учитываются и особенности, свойственные детям разных типологических групп, и особенности общего и речевого развития, памяти, интересы и склонности детей, а так же продвижение ребенка в овладении программным материалом.

Говоря о дифференцированном подходе в обучении детей с нарушениями речи, важно обозначить критерии эффективности его осуществления:

  • Создание для ученика ситуации успеха и уверенности;
  • Сотрудничество учителя и ученика;
  • Создание ситуации, в которой ученик сам выбирает задания различного уровня трудности;
  • Возможность выбора учителем форм контрольной процедуры;
  • Учет временного фактора в зависимости от индивидуальных особенностей ученика;
  • Тематический учет знаний;
  • Использование метода малых групп;
  • Логическая обусловленность и своевременность контроля;
  • Гарантирование ученику права на повышение оценки;
  • Соблюдение принципа гуманизации при осуществлении контроля;
  • Поощрение ученика;
  • Соответствие целей контроля целям образовательного процесса.

 

Система физкультурно-оздоровительной работы

 в МК ОУ «Начальная школа-детский сад №235»

Пояснительная записка

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.

Сложившаяся система включает:

Работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры).

Состав учащихся разнообразен по своему составу: учащиеся с тяжёлыми нарушениями речи, учащиеся со сложными дефектами.

Данные учащиеся имеют помимо перечисленных дефектов и другие отклонения в состоянии здоровья: задержку физического развития, часто болеющие, нарушения опорно-двигательной системы, дети инвалиды.

Организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования.

Физическое воспитание является неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы школы для детей.

Приоритетные задачи для уроков физкультуры: коррекция и компенсация нарушений физического развития; развитие двигательных возможностей в процессе обучения;

формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков; развитие основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре; укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.

Программой уроков физической культуры предусмотрено ведение уроков по 4 разделам: легкая атлетика, гимнастика, подвижные игры, спортивные игры. Каждый раздел решает свои задачи.

Учитывая то, что урок физической культуры является основной формой физического воспитания в школе, он имеет ряд особенностей:

  • усиление коррекционной направленности средств физического воспитания с учётом адекватности их взаимодействия на конкретные двигательные нарушения;
  • повышение роли процесса физического воспитания в равностороннем, гармоничном развитии детей с особыми нуждами (за счёт развития речи, мышления, познавательной активности параллельно с развитием и коррекцией двигательной сферы);
  • структура уроков не должна быть постоянной в зависимости от раздела программы и задач урока.

Занятия строятся таким образом, чтобы наибольшие физические нагрузки учащиеся выполняли между 20 и 35 минутами урока. Заключительная часть продолжается до 10 минут.

В заключительную часть включены подвижные игры на концентрацию внимания, сообщение теоретических сведений, опрос, заданий на дом, подведение итогов. Моторная плотность уроков физической культуры составила от 30% до 40%, на уроках гимнастики, 50% -60% на подвижных и спортивных играх. Большое значение при проведении уроков физкультуры имеют нестандартные приёмы. Каждый приём несёт оздоровительное значение и применяется на определённом этапе урока.

Организация часа активных движений (динамической паузы).

Динамическая пауза проводится в оздоровительных целях. При проведении ежедневной динамической паузы не менее 30 минут отводится на организацию двигательно активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале. В 1-м классе в I четверти динамическая пауза проводится после 3 урока, далее между уроками и внеурочной деятельностью в середине учебного дня продолжительностью не менее 40 минут.

Организация динамических перемен, физкультминуток на уроках.

Физкультминутки проводятся во время занятий как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемый продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим для органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мелких мышц кистей. Являются обязательными для всех классов.

Задачи: снять психическое напряжение у учащихся путём переключения на другой вид деятельности; добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений; возбудить у детей интерес к занятиям физическими упражнениями; сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.

Проводятся в течение 2-3 минут в момент проявления у учащихся признаков утомления.

Преподавателями школы составлено несколько комплексов физминуток из 3-4 упражнений. Каждый комплекс включает в себя упражнения на дыхание, формирование правильной осанки, расслабление и растягивание мышц, находящихся в статическом положении, упражнения, направленные на ликвидацию застойных явлений в организме. Каждое упражнение повторяется не менее 4-6 раз. Дополнительным условием проведения физкультминуток является соблюдение воздушного режима.

В школе разработан целый комплекс разнообразных упражнений по артикуляционной гимнастике, гимнастика для пальчиков рук, гимнастика для глаз.

Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.

Преподавателями физической культуры разработана система проведения спортивных мероприятий во внеурочное время. Данная работа проводится в целях повышения двигательной активности учащихся, для вовлечения их в повседневную физкультурно-оздоровительную работу. Задачами данной работы является расширение двигательного опыта по средствам овладения новыми двигательными действиями и применение их в различных по сложности условиях; воспитание инициативности, самостоятельности, дисциплинированности, чувства ответственности и др.; содействие развитию психических процессов и обучение основам саморегуляции; популяризация здорового образа жизни среди детей и родителей; профилактика заболеваний учащихся.

Данная система реализуется по 4 направлениям:

  • Работа с родителями.
  • Проведение дней здоровья.
  • Проведение спортивных праздников и соревнований.
  • Совместная работа учителем физкультуры ( с инструктором по ФК).

Индивидуальный массаж.

Индивидуальный массаж проводится как элемент утренней гигиены, для ускорения пробуждения всего организма ото сна, предваряя утреннюю зарядку, и после гимнастических и спортивных упражнений для снятия излишнего возбуждения, для восстановления равновесия и спокойствия.

Массаж складывается из нескольких компонентов: массаж области ушей и глаз – способствует мобилизации функции этих органов чувств, массаж затылочной области – положительное действие на вестибулярный аппарат, профилактически действует при головных болях. Массаж коленного сустава и стопы нормализует тонус нервной системы, способствует снятию болей в ногах, профилактически действует при плоскостопии.

Проведение спортивных праздников и соревнований.

Цель соревнований – привлечь учащихся, учителей, родителей к активной совместной  спортивной работе; выявление самого спортивного класса во всех возрастных группах.

В эстафетах принимают участия все классы школы. В программу эстафет включаются все проводимые упражнения в течение учебного года. Победитель определяются в каждой возрастной группе. Среди учащихся младших классов большой популярностью пользуются Весёлые старты.

       Совместное проведение внеклассных мероприятий. Традиционным стало проведение внеклассных мероприятий между классами.

Цель данных мероприятий: укрепление интереса к занятиям физической культурой;

создание благоприятных двигательно-игровых условия для самопроизвольной реализации детьми младшего школьного возраста  их естественного двигательного потенциала; облегчение протекания адаптационного периода; прослеживание динамики физического развития.

Совместное проведение пропаганды экологического воспитания и здорового образа жизни в семье. В целях пропаганды экологической культуры и  здорового образа жизни организована совместная работа с родителями. На каждом совместном мероприятии присутствуют родители.

В конце каждого совместного мероприятия родители получают консультации руководителей физвоспитания, учителей физкультуры, медицинских работников, психолога по совершенствованию физического оздоровления детей, ежегодно проводятся совместные родительские собрания, на которых преподаватели физкультуры рассказывают о результатах физического развития обучающихся.

Проведение диагностики уровня физического развития обучающихся. Диагностика уровня физического развития проводится два раза в год и позволяет отслеживать динамику физического развития.

 

Совместная работа медицинских работников

с учителем физической культуры.

Формы работы:

  • Врачебно-педагогический контроль при организации и проведении процесса физического воспитания.
  • Медицинский осмотр.
  • Наблюдение учащихся в процессе урока физкультуры и физкультурно-оздоровительных мероприятий.
  • Профилактика травматизма.
  • Рекомендации по распределению физических нагрузок.

 

 

 

 

Оздоровительная гимнастика

Младший школьный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.

Ребенок должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.

В младшем школьном возрасте должна быть развита способность, переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. От того, как будет организована работа с детьми, зависит – его здоровье.

В разделе оздоровительная гимнастика представлены различные здоровьезберегающие технологии: коммуникативные игры, суставная гимнастика, стретчинг, подвижные игры,  точечный самомассаж, дыхательные упражнения, релаксационная гимнастика, гимнастика на фитболах.

Оздоровительная гимнастика с элементами  стретчинга доступна детям любой категории: с ослабленным здоровьем, с низким уровнем развития физических качеств, с проблемами в эмоционально-волевой сфере, с низкими адаптивными возможностями.

Содержание

Цель: Развитие  физических, коммуникативные качеств, укрепления здоровья детей, приобщению их к здоровому образу жизни.

Задачи:

Оздоровительные:

-Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

-Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательных упражнений, самомассажа;

-Формирование правильной осанки, укрепления свода стопы, гигиенических навыков.

Образовательные:

-Формирование физических двигательных умений и навыков ребенка в   соответствии с его индивидуальными особенностями;

-Расширение кругозора, уточнение представлений о своём теле, уважительное отношение к физической культуре, создание положительной основы для формирования привычки к здоровому образу жизни.

Воспитательные:

-Воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.

Ожидаемые результаты:

-Повышение уровня физической подготовленности, развития физических и  коммуникативных качеств у детей  имевших низкий уровень их развития;

-Стабилизация эмоционального фона у детей;

-Снижение заболеваемости;

-Потребность в ведении здорового образа жизни.

Разделы программы

Коммуникативные игры – это игры на развитие коммуникативных навыков детей (передача информации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия).

Задачи:

Способствовать установлению отношений взаимопонимания, уважения, партнерства между детьми.

Мышечно-суставная гимнастика — это предварительный комплекс упражнений, который подготавливает организм и позволяет в дальнейшем легче освоить основные  упражнения стретчинга.

Задачи:

-Развивать гибкость, делать тело человека сильным, красивым;

-Разрабатывать и укреплять суставы, освобождать их от отложения солей;

-Делать позвоночник более гибким;

-Повышать жизненный тонус, улучшать  настроение и  давать  прилив бодрости и активности,

Стретчинг – комплекс упражнений для растягивания определённых мышц, связок и сухожилий. Благодаря ему, увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность.

Задачи:

-Способствовать повышению двигательной активности;

-Способствовать снижению мышечного напряжения, повышению эластичности мышц;

-Улучшать настроение, поднимать самооценку, создавать ощущение комфорта и спокойствия в целом.

Подвижные игры – это  активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Задачи:

— Способствовать формированию быстроты, выносливости, координации движений.

— Активизировать  дыхание, кровообращение и обменные процессы.

— Оказывать  благотворное влияние на психическую деятельность.

Точечный самомассаж – это одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные точки  собственного тела, повышает свой жизненный тонус, избавляется от усталости и спасает себя от возможных заболеваний. Иными словами, самомассаж – это возможность человека помочь самому себе.

Задачи:

— Воздействовать через биоактивные точки  на внутренние органы, вызвать ощущения легкости, радости.

— Способствовать повышению функциональных возможностей организма;

— Способствовать снижает утомление и быстрому восстановлению сил после физических и умственных нагрузок.

Дыхательные упражнения — комплекс упражнений позволяющий задействовать значительную часть легких, благодаря чему в кровь поступает больше кислорода.

Задачи:

— Способствовать более быстрому восстановлению организма после физических нагрузок;

— Содействовать снижения утомляемости и повышению концентрации внимания.

— Способствовать повышению иммунитета.

Релаксационная гимнастика – метод физического воздействия на мышечный тонус с целью снятия повышенного нервно-психического напряжения, выравнивания эмоционального состояния, улучшения самочувствия и настроения.

Задача:

— Способствовать снятию напряжения мышц после физической нагрузки.

 

В процессе занятий оздоровительной гимнастики у детей(обучающихся) развиваются следующие УУД:

Личностные:

  • Ценностно-смысловая ориентация обучающихся;
  • Нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные:

  • Умение выражать свои мысли, адекватно воспринимать и передавать информацию;
  • Организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию;
  • Умение учитывать позиции партнёра.

Регулятивные:

  • Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
  • Способность принимать и сохранять цель и задачу, планировать действия по её реализации

Познавательные:

  • Способность воспринимать и анализировать сообщение;
  • Умение использовать знаково — символические средства, действия моделирования

Организация образовательного процесса

Оздоровительная гимнастика проводится групповым способом, 2 раза в неделю, по 40-50 минут, для детей 7-12 лет, занятия групповые по 10-15 человек в группе.

Оздоровительная гимнастика  разработана   согласно  основным педагогическим принципам:

Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления в течение всего курса занятий.

Принцип постепенности.  Предполагает постепенное повышение требований, предъявляемых организму в процессе занятий.

Принцип доступность. Упражнения разучиваются  от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.

Принцип чередования нагрузки. Сочетание адекватной нагрузки и полноценного восстановления.

Принцип наглядности. Предполагает построения занятий с широким использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой и двигательной.

Принцип сознательности и активности. Предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.

Структура оздоровительной гимнастики

Оздоровительная гимнастика  состоит  из  трёх  частей: вводной, основной  и  заключительной.

  1. Вводная часть (5-7 минут).

Осуществляется начальная организация занимающихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Подготовка организма ребёнка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в последующей (основной) части занятия.

В содержание вводной части входят: подвижные  коммуникативные игры,  специальные упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.

 

  1. Основная часть (15-20 минут).

В этой части используются упражнения суставной гимнастики, корригирующей гимнастики, стретчинга, фитболы, оказывающие физиологическое воздействие на организм ребёнка, воспитываются  физические качества детей.

Подвижная игра – также составляющая основной части занятия. Подбор их осуществляется в зависимости от сложности предыдущих действий.

Заканчивается основная часть серией дыхательных упражнений способствующих более быстрому восстановлению организма и несущих оздоровительный характер.

III. Заключительная часть (5-8 минут).

В заключительной части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и перехода к другим видам деятельности. Выполняются упражнения на релаксацию в игровой форме, проводится самомассаж, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика.

 Примерное тематическое планирование

Количество часов в неделю: 2 часа

Кол-во часов Наименование  тем Вид занятия
1 Вводное.

Знакомство с оздоровительной гимнастикой

Беседа, практическое занятие
2 Корригирующая гимнастика. Специальные упражнения (И.П- лежа на спине) Практическое занятие
2 Корригирующая гимнастика с элементами хатха-йоги. Специальные упражнения (И.П- лежа на животе) Практическое занятие
2 Корригирующая гимнастика. Специальные упражнения (И.П- лежа на спине и животе) Практическое занятие
2 Корригирующая гимнастика. Специальные упражнения (И.П- лежа на спине и животе). Практическое занятие
4 Корригирующая гимнастика. Специальные упражнения (И.П- лежа на спине и на четвереньках).Стретчинг. Практическое занятие
2 Корригирующая гимнастика.Специальные упражнения (И.П- сидя на полу, ноги перед собой).Стретчинг. Практическое занятие
2 Корригирующая гимнастика.Специальные упражнения (И.П- Лёжа на спине и сидя на полу, ноги перед собой) Практическое занятие
2 Корригирующая гимнастика.Специальные упражнения (И.П- Лёжа на животе, на спине и сидя на полу, ноги перед собой). Мышечно-суставная гимнастика. Практическое занятие
1 Упражнения на расслабление мыщц, дыхательные и на укрепление осанки Практическое занятие
1 Корригирующая гимнастика. Специальные упражнения (И.П- стоя на коленях, сидя на пятках).Стретчинг. Практическое занятие
1 Корригирующая гимнастика. Специальные упражнения (И.П- стоя на четвереньках и стоя на коленях, сидя на пятках).Стретчинг. Практическое занятие
1 Корригирующая гимнастика.Специальные упражнения(И.П- стоя).Мышечно-суставная гимнастика Практическое занятие
1 Корригирующая гимнастика.Специальные упражнения (И.П- стоя на коленях, сидя на пятках, стоя).Стретчинг. Практическое занятие
1 Корригирующая гимнастика.Специальные упражнения (Чередуя И.П). Практическое занятие
6 Корригирующая гимнастика Специальные упражнения  с использованием фитбола. Релаксационная гимнастика. Практическое занятие
1 Акробатические упражнения (мост, ходьба из положения мост). Мышечно-суставная гимнастика. Практическое занятие
1 Выставление одного, двух и т.д. пальцев, работа одним пальцем, другие в кулаке. Круговые движения кистями и пальцами рук в одну и другую стороны.

Поочерёдное сгибание и разгибание пальцев рук.

Игры пальчиками   по столу всеми пальцами и поочерёдно или по стене, если в классе нет столов; или игра в человечка- указательный и средний палец бегают по столу, по руке, догоняют друг друга)

Выполнение фигур пальцами (круг, очки, домик и т.д.)

Комплекс упражнений (пальчики «здороваются – большой палец соединяется по очереди с другими, сцепление пальцев «цепочка», повторение упражнения на поочерёдное сгибание и разгибание рук)

Практическое занятие
1 Игры на развитие пластики «Я маг – волшебник» (упражнения на гибкость) Практическое занятие

Просветительская работа с родителями (законными представителями)

Работа с родителями является неотъемлемой частью экологического и физического воспитания обучающихся.

Цель:

  • Популяризация занятий спортом и физкультурой.
  • Развитие основных физических качеств: силу воли, выносливость и т.д.
  • Создание единого коллектива: ученик, учитель, родитель.
  • Пропаганда экологического воспитания и здорового образа жизни.

Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по вопросам экологии, охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

  • проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
  • привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
  • создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.

Традицией школы стало проведение соревнований «Мама, папа, я – спортивная семья», семейных спартакиад, дней пропаганды здорового образа жизни, дней открытых дверей, краеведческие, валеологические викторины.

 

Направления Виды деятельности Результат
Лекционная работа Организация лекций для родителей по экологическому воспитанию, ЗОЖ, с приглашением школьных педагогов, медицинских работников, психолога, администрации школы, специалистов в области здоровья. На этих занятиях родители повышают свой теоретический уровень.
Применение полученных на лекциях знаний, их практическая отработка. Проведение мониторингов динамики здоровья и психофизического состояния учеников (учителя, совместно с родителями, могут проводить занятия в виде тренингов, праздников «Здоровья»…) Родители вместе с детьми включаются в школьные мероприятия, идет процесс самосовершенствования, что может послужить примером для детей.
Организация общешкольных, городских, районных мероприятий. В таких мероприятиях принимают участие представители от родительской общественности всех классов, либо родители детей одной возрастной группы, вместе с детьми (спортивные мероприятия, «Мама, папа, я — спортивная семья», пресс-конференции по ЗОЖ, дискуссии…) экологические марафоны, субботники. Такой опыт работы помогает строить партнерские взаимоотношения с родителями в решении общего дела.
Индивидуальная работа с родителями. Консультирование, беседы, посещение ребенка на дому, общение по телефону… Изменение сознания родителей в положительную сторону к ЗОЖ, стимуляция интереса, приобщение к ЗОЖ.

В школе издаются информационные листовки с информацией по вопросам экологического воспитания, ЗОЖ, практические советы для родителей по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, охране жизни и здоровья детей.

 

Планируемые конечные результаты программы:

  • создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
  • высокая мотивация всех участников воспитательно-образовательного процесса к формированию экологической культуры и здорового образа жизни;
  • создание системы мероприятий по устранению и профилактике вредных привычек обучающихся;
  • эффективное взаимодействие образовательного учреждения с другими социальными институтами по сохранению и укреплению здоровья школьников;
  • снижение хронической заболеваемости в школе;
  • приведение уровня учебных нагрузок к нормативам, согласно требованиям СанПиН;
  • создание надлежащих санитарно-гигиенических условий через укрепление материально-технической базы учреждения;
  • стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
  • сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
  • активизация интереса детей к занятиям физической культурой;
  • рост числа обучающихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;
  • высокий уровень сплочения детского коллектива;
  • активное участие родителей в делах класса;
  • создание здоровьесберегающей среды в школе;
  • обеспечение правильного сбалансированного рациона питания обучающихся;
  • приобретение школьниками навыков культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • сформирование экологически грамотной и воспитанной личности.

В качестве оценивания компетенций обучающихся в области охраны и укрепления здоровья выступают планируемые личностные результаты обучения:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимообусловленности физического, психического и социального здоровья, важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья,
  • образования, труда и творчества;
  • о роли экологического воспитания в обществе;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Ожидается, что в результате освоения программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни выпускники начальной школы будут знать:

  • правила дорожного движения;
  • правила безопасного поведения при следовании железнодорожным, водным и авиационным транспортом, обязанности пассажира; особенности жизнеобеспечения дома (квартиры) и основные причины, которые могут привести к возникновению опасной ситуации;
  • правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоёма;
  • меры пожарной безопасности при разведении костра;
  • правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях, которые  могут возникнуть дома, на улице, в общественном месте; опасные погодные явления, наиболее характерные для региона проживания;
  • основные термины и понятия, относящиеся к здоровью и здоровому образу жизни;
  • основные  правила безопасности при использовании электроприборов и других бытовых приборов, препаратов бытовой химии;
  • рекомендации по соблюдению мер безопасности при купании, отдыхе у водоёмов;
  • порядок и правила вызова милиции, «скорой помощи», пожарной охраны;
  • ориентироваться на местности;
  • действовать в не благоприятных погодных условия;
  • экологическую обстановку в регионе проживания;
  • действовать в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживания;
  • по оказанию первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечении из носа, попадании  инородного тела в глаз, ухо или нос, при отравлении  пищевыми продуктами.
  • У учащихся будут сформированы индивидуальные навыки здорового образа жизни, а также убеждения о пагубном влиянии вредных привычек на личное здоровье.

Оценка и коррекция развития личностных результатов осуществляется обучающимися, педагогами и родителями (законными представителями) в течение всего периода обучения в школе.