8.Формы и мероприятия по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

  1. Формы и мероприятия по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, где каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

— в содержании и построении уроков;

— в способах организации совместной деятельности взрослых и обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

— в характере общения и сотрудничества взрослого и обучающегося;

— в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности обучающихся;

— в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;

—  в личном  примере обучающимся.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, средств массовой информации, традиционных российских религиозных объединений.

Ведущая ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательной организации.

Основными формами организации работы в процессе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ТНР выступают: беседа; чтение книг; экскурсии; просмотр кинофильмов; путешествия по историческим и памятным местам; сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания; творческие конкурсы и фестивали; туристско-краеведческие экспедиции; участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам; посильное участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями; участие в подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания; встречи с ветеранами и военнослужащими; участие в подготовке и проведении национально-культурных праздников; участие в театральных постановках, литературно-музыкальных композициях, художественных выставках, отражающих культурные и духовные традиции народов России; участие в мероприятиях, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, приобретение опыта ролевого нравственного взаимодействия; посильное участие в благотворительности, оказании помощи нуждающимся, животным; участие в проведении открытых семейных праздников, в выполнении презентаций (совместно с родителями/законными представителями), творческих проектов, раскрывающих историю семьи, укрепляющих преемственность между поколениями; встречи с представителями разных профессий, проведение праздников труда, ярмарок; организация детских фирм; проведение экологических акций; шефство над памятниками культуры и т.д.

 

Полное наименование программы по воспитательной работе для 1-4 классов «Воспитание школьника» составлена на основе программы Щурковой Н.Е. «Программа воспитания школьника», М.: Педагогическое общество России.

Концептуальные основы программы.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы.

В современном мире подвижна социальная жизнь, вносящая свои коррективы в содержание деятельности че­ловека. Воспитание школьника обус­ловлено требованиями времени и социально-психологичес­кой ситуации, порожденной общественно-историческим из­ломом.

Воспитание – целенаправленное введение ребенка в контекст современной высокой культуры во имя будущей способности ребенка свободно и счастливо жить в обществе, участвовать в развитии общественной жизни, сохранении и развитии культуры.

Педагог-профессионал организует деятельность детей. В процессе данной деятельности ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром на уровне культуры и обретает социально-психологические новообразования, соответствующие человеку современной культуры. Организованная педагогом деятельность и есть субстанция воспитания, тело процесса воспитания, доступное для восприятия и оценки.

Там, где нет деятельности, нет процесса воспитания, поскольку только в активной деятельности обретает ребенок культурные новообразования. Но она, эта деятельность, обеспечивается профессиональной деятельностью педагога – поскольку его волнуют именно эти новообразования, которые диктуют ему современные достижения культуры. Они и выступают продуктом воспитания.

Сознание определяет социальные связи человека с людьми и окружающим его миром. Поэтому среди всех видов деятельности первое место занимает деятельность ценностно-ориентированная, направленная на осмысление ценности окружающих явлений и предметов в мире для человека на земле. В организации воспитательного процесса осмысление играет ведущую роль, но никак не исключает познавательную, преобразовательную, художественную деятельность и общения, а также их аналоги – самопознание, самовыражение, самовоспитание, самоанализ, внутренний диалог.

Любая разновидность деятельности, целенаправленно организуемая, порождает какие-то новообразования в личностной структуре человека. Однако характеристики таких новообразований определяются не самой деятельностью, но – её содержанием. Если деятельность – тело воспитания, то содержание деятельности – душа этого тела. И, хотя присутствие разновидовой деятельности чрезвычайно важна для развития детей, но качество этого развития зависит окончательно от социального качества содержания деятельности

Программа воспитания – это определение содержания деятельности детей (чем именно наполняется организуемая деятельность) во имя достижения воспитательного результата, то есть, воспитательной цели.

Программа очерчивает границы обязательного наполнения организуемой деятельности и определяет, что именно педагог должен получить как продукт своей профессиональной работы. Поэтому программа необходима педагогу. Но программа, очерчивая требуемые временем и культурой новообразования, столь же отвечает нуждам ребенка: лишь постигая богатства культуры, он развивается сам и становится способным к созидательной деятельности и социальной жизни.

У педагога и ребенка одно и то же содержание деятельности. Их совместная предметная деятельность наполнена духовными образованиями как отражением объекта деятельности в сознании. Но именно это содержание – желаемое педагогом и проецируемое воспитательной программой — и является содержанием воспитательного процесса. И потому совместная деятельность детей и педагога служит как критерием воспитанности детей (меры их культуры), так и критерием профессионального мастерства педагога.

Вот почему вопрос содержания воспитания является ключевым вопросом воспитания. И это значит, что создание программы воспитания есть ключ к организации воспитания.

Центральная идея созданной программы состоит в разрешении противоречия между индивидуальной свободой взрослеющего школьника и социальной необходимостью, ограничивающей свободу каждого члена общества. Разрешение этого противоречия производится через сопряжение общего и частного, единого и особенного, главного и второстепенного, коллективного и индивидуального. Путь к свободе индивидуальности пролегает через приобщение ребенка к интересам общества, других людей, всего человечества. «Присвоенные» интересы расширяют внутренний мир ребенка — в тем большей мере, чем шире палитра «присвоенных» объектов мира.

В процессе активной деятельности формируются в личностной структуре ребенка отношения к объектам окружающей действительности. Ансамбль социальных отношений составляет ядро личности и характеристику ребенка как носителя данных отношений. Поэтому, с точки зрения содержательной, воспитание может быть определено как целенаправленное формирование системы отношений к миру.

Житейско-обыденное представление о личности как совокупности некоторых личностных качеств не может служить базой для конструирования программы воспитания. Качества личности проистекают из реального отношения человека к определенному объекту – педагог отыскивает, отбирает, выделяет объект, отношение к которому обусловливает веер разнообразных отношений. Привычное отношение к определенному объекту во всех его формах проявления именуется в обыденной практике качеством.

Из великого множества отношений к беспредельному количеству объектов мира (явления, предметы, события, процессы, ситуации, деяния) программа воспитания производит отбор наиболее общих и существенных для жизни общества и человечества объектов, отношения к которым в своей практической реализации носит жизнеобеспечивающий характер.

А так как любое отношение к объекту реальности рождается на основании знаний об объекте деятельности, то в процесс формирования отношений обязательно встраивается осмысление объекта, открываемого ребенком и осваиваемого им, – знания об этом объекте. И, следовательно, процесс целенаправленного формирования отношений обязательно предполагает познание мира как на уровне представлений, так и на уровне понятийном. Таким образом, широкий процесс развития личности охватывает и вовлекает в свое содержание научное образование, осуществляемое через процесс обучения. Процесс обучения – сильнейший фактор становления отношений к миру и центральный элемент школьного воспитания. И педагог всегда озабочивается вопросом качества обучения детей в школе.

Программа воспитания должна выделить существенные знания о существенных для личностного развития ребенка объектах. Понятно, что они должны быть самого общего характера, чтобы охватывать всю безмерную совокупность объектов мира.

Решающим фактором подготовки к социальной жизни на уровне культуры выступит непосредственная практика взаимодействия школьника с реально разворачиваемым для него миром «здесь и сейчас», когда формируемые отношения находят свое реальное ежемоментное выражение и обретают свою привычность. Для осуществления действенности отношений необходимы соответствующие умения. Программа должна очертить строго необходимые умения взаимодействия с определенными объектами отношений – оспособить школьника жизненно важными умениями для свободного волеизъявления личностных отношений.

Ни в коем случае нельзя трактовать выделенные отношения, знания и умения как простую суммарную совокупность. Отношение – целевое новообразование, а знания и умения – средство формирования и проявления отношения.

В основу программу положены следующие принципы:

Избранные принципы заложены в основу строения Программы:

▪ первый принцип – ценностный – выступил основанием для определения содержания программы;

▪ второй – линейно-концентрический – очертил конструкцию программы;

▪ третий – целостности – указал педагогу на способ работы по данной программе.

Ценностный принцип предписывает характер отбора и определения ценностных отношений как содержания воспитательного процесса.

Пространство воспитательного процесса – это пространство всей жизни ребенка. Формирование личности протекает ежемоментно в течение самой жизни. Множество факторов оказывает влияние на его личностное становление. В их числе стихийные, негативные, асоциальные, антисоциальные. Профессиональная деятельность педагогов, фокусируя пёстрый веер социальных отношений, направляет внимание ребенка на объекты наивысшей значимости для жизни человечества. Они отражены в крайне абстрагированных категориях, называемых ценностями: «человек», «жизнь», «общество», «природа», «Я».

Отношения к этим ценностям, выработанные историческим ходом развития жизни человечества, и составляют содержательный стержень программы воспитания, потому что они в своей системе вбирают, вмещают в себя все частные ценности жизни и, следовательно, ценностные отношения современной культуры.

Встраивание в структуру личности наивысших ценностей (обобщающих всю совокупность ценностей) априорно определяет восприятие ребенком окружающего мира, в том числе и явлений негативного плана, и становится гарантом гуманистической позиции школьника в разнообразных ситуациях жизни.

Так, воспитываемое уважение к человеку обеспечивает этику поведения, доброжелательность, ответственность, добросовестность в труде, дисциплинированность, доброту, внимательность…, а также сопротивление жестокости, нечестности, подлости…

Формирование любви к природе наделяет школьника бережным и заботливым отношением к флоре и фауне, способностью сопереживать младшим братьям нашим на земле, желанием приумножать богатства природные, наслаждаться красотой природы…, а также способностью сопротивляться бездумной корысти, экологическим преступлениям, уничтожению красоты…

Формирование ценностного отношения к жизни порождает чуткость и деликатность, внимательность и защищенность, бескорыстную помощь, нежность… а также готовность защищать жизнь, помогать обездоленным, созидать блага для улучшения жизни на земле…

Линейно-концентрический (спиралеобразный) принцип – очерчивает способ структурирования материала программы по возрастным группам при психолого-педагогическом учете возрастных особенностей развивающихся школьников — последовательное расположение каждого блока для каждого возрастного периода

Линейное расположение ценностных новообразований на протяжении школьных лет жизни учащихся обеспечивает образование новых ценностных отношений и неуклонное расширение поля этих ценностных отношений. Школьник продвигается вперед в овладении способами человеческого устройства жизни, границы её в каждом возрастном периоде раздвигаются, отвечая его потребностям и растущему интеллекту.

Концентрическое структурирование программы обеспечивает углубление тех же самых основ жизни и ценностных отношений, но от возраста к возрасту более высокого уровня осмысления ценностей и их практического воплощения в соответствии с возрастом и уровнем развития учащихся.

Ни одно качество личности не формируется разом, полностью и окончательно. Но развивается вместе с развитием самого ребенка, обретающего физические и духовные силы с возрастом. И имеет свои возрастные модификации.

И любовь к человечеству имеет свои предварительные образования: приветливость – доброжелательность – дружелюбие – уважение.

Линейно-концентрический принцип программы воспитания в своей реализации придает особую педагогическую аранжировку воспитательному процессу как восхождению ребенка к идеальному образу достойного человека – разумеется, в его индивидуальном варианте. Каждый учебный год становится духовным обновлением и обретением новых способов жить достойно.

Поступенчатое движение «вперед и вверх» наделяет школьника способностью быть «человеком» — «личностью» — «социальным субъектом» — «индивидуальностью», будучи, конечно же, особью и индивидом, но – культурой и социумом преображенной особью и вочеловеченным индивидом. Столь же поступенчато развивается каждое отношение у меняющейся личности школьника.

Принцип целостности – продиктован сложной психологической природой отношения. С одной стороны, отношение как будто не существует: его разом не увидишь, его не измерить, не зафиксировать, оно не доказуемо и предметно не ощутимо. С другой стороны, пластика, мимика, слова, действия, реакции, поведение в целом – всё вкупе выдает существование отношения.

Поэтому при всей непредметности, нематериализованности формы существования отношения, оно не только не присутствует – оно являет собою постоянную социальную ауру и, как воздух, питает личность.

Окружающая жизнь направляет своё влияние на становление единого гармоничного отношения по психологическим каналам: рациональному, эмоциональному и поведенческому. Точно так же должно быть направлено педагогическое воздействие. Подчеркнем ещё раз эту сложность воспитательного процесса: «отношение» есть, и «отношения» нет в реальной материальной практике человека. Оно, отношение, не имеет прямой разовой формы выражения, оно как связь субъекта с объектом интегрирует в себе разум, эмоции, действия субъекта. Оно интегративно, складывается и рождается из этих трех компонентов.

2 . Нормативные документы

1.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21.12.2012;

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН №373 от 06.10.2009 зарегистрирован Минюст №17785 от 22.12.2009); Приказ Министерства образования РФ от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373;)

3.Приказ Министерства образования РФ от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373;

  1. Постановления Главного государственного санитарного врача от 29.12.2010 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ» ;

6.Письмо Минобрнауки №03-296 от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС».

 

Региональный уровень:

Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области №1199 от 16.06.2011 «Об утверждении методических рекомендаций по составлению учебных планов для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области на 2011-2012 учебный год »

Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области №1106 от 21.05.2012 «О дополнениях в методические рекомендации по составлению учебных планов для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области на 2011-2012 учебный год»

Приказ департамента образования и науки Кемеровской области от 19.06.2013г.  №1202 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Кемеровской области в 2013 – 2014 учебном году».

Уровень образовательного учреждения:

Устав Муниципального казенного  образовательного учреждения «Начальная школа – детский сад № 235» ;

Положение о воспитательной  работе.

  1. Цели и задачи программы воспитательной работы для 1-4 классов «Воспитание школьника»

Цель воспитания – сформировать ценностные отношения к нормам культурной жизни.

Задачи воспитания:

  1. представить социально-психологическое явление ценностных отношений к нормам культурной жизни;

2.раскрыть реальные пути содействия ценностным отношениям;

  1. осмыслить проживание ценностных отношений, как нечто значимое для себя.

 

  1. Содержание программы воспитательной работы

«Воспитание школьника»

Программа воспитательной работы разделена на 3 направления и имеет 6 разделов.

 

Направление Раздел Классы Кол-во часов в неделю
Познавательное

 

 

 

 

«Я и мир вокруг» 1-4 1
«Жизнь без опасностей» 1-4 2
Духовно-нравственное «Уроки хорошего поведения» 1-4 1
Художественно-эстетическое «Умелые руки не знают скуки» 1-4 2

 

На изучение раздела «Я и мир вокруг» отводится в 1 классе- 32 часа (1час в неделю, 32 учебные недели), во 2-4 классах по 34 часа (1час в неделю, 34 учебные недели).

На изучение раздела «Жизнь без опасностей» отводится в 1 классе- 64 часа (2 часа в неделю, 32 учебные недели), во 2-4 классах по 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).

На изучение раздела «Уроки хорошего поведения» отводится в 1 классе- 32 часа (1час в неделю, 32 учебные недели), во 2-4 классах по 34 часа (1час в неделю, 34 учебные недели).

На изучение раздела «Умелые руки не знают скуки» отводится в 1 классе- 64 часа (2 часа в неделю, 32 учебные недели), во 2-4 классах по 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).

Направление I. Ценностное отношение к природе.

Природа как все сущее, весь мир в многообразии его форм; Вселенная.

Природа, как совокупность естественных условий жиз­ни человека, окружающая среда обитания человека.

Природа живая, как растительный и животный мир; как совокупность представителей флоры и фауны. Нежи­вая природа. Связь живого и неживого.

Единство и гармония природы. Жизнь природы как симфония жизни: созвучие многообразных голосов приро­ды; созвучие противоположных мелодий стихии; сочетание противоречивого.

Целостность и прерывистость природы; единый круг жизни; взаимосвязь всего существующего; нарушение свя­зи, как причина гибели природного явления.

Взаимодействие человека и природы: природа как ис­точник средств существования человека; защита человека от природной стихии; приспособление человека к природ­ным явлениям; использование природного сырья; употреб­ление даров природы как средств существования; культи­вирование природы.

Общение человека с природой; «вочеловечивание при­роды»; терапевтическое воздействие природы на человека; способность человека к восприятию природы («видеть» и «слышать»), красота природы; законы красоты, извлечен­ные человеком в процессе изучения природы; ритм, гармо­ния красок, пропорциональное соотношение, композици­онный центр — как простые основы красоты.

Сопряжение жизни природы и жизни человека циви­лизованного мира. Экологические проблемы. Участие каж­дого человека в решении проблем экологии.

Забота человека о природе: умение беречь, защищать, преумножать достояния природы. Отношение к природе как условию жизни человека на Земле.

Человек как продукт природы; общие закономерности природы в течение жизни человека.

Культуру поведения надо воспитывать. Подрастающее поколение необходимо вооружить такими умениями, навыками и привычками, которые облегчают установление контактов, помогают в создании атмосферы доброжелательности. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности, точности. Воспитание навыков и привычек начинается в семье, но также важна систематическая работа по этому направлению в школе, начиная с первого класса.

Важность проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения на современном этапе не вызывает сомнения. Уважительное отношение подрастающего поколения к символам и эмблемам своего государства является показателем сформированности у него гражданственности и патриотизма. Чем раньше мы начинаем знакомить детей с самой разной символикой, тем способнее они к ее восприятию.

Раздел «Я и мир вокруг» включает знакомство с русскими народными праздниками. В нашу жизнь вновь вошла традиция праздновать народные праздники, такие как Масленница, Пасха, Рождество. На занятиях обучающиеся узнают об их обычаях, традициях-о том, как они отмечаются, знакомятся с играми, атрибутами. Также на занятиях предлагаются темы, посвященные календарным событиям, таким, как 9 Мая, 14 февраля, 1 апреля и другие.

 

 

Для формирования ценностного отношения к природе в программу воспитания включен раздел «Я и мир вокруг».

Цель раздела: Расширить кругозор учащихся, закладывать фундамент культурного и этического отношения к тому огромному миру, который нас окружает, обучить детей различным формам общения, осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Задачи:

  1. 1. развитие эмоциональной регуляции поведения, умения жить в коллективе;
  2. 2. повышение уверенности в своих силах;
  3. 3. формирование коммуникативных навыков, позитивной моральной позиции;
  4. 4. воспитание бережного отношения ко всему, что окружает.

 

 

Для формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказания помощи пострадавшим в программу воспитания включен раздел « Жизнь без опасностей».

Цель общества, всей системы воспитания и обучения становится формирование личности, безопасной прежде всего для себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на добро, созидание и развитие и способной к защите себя, социума и природы от внешних угроз.

    В начальной школе у младших школьников наряду с развитием представлений о научной картине мира идет формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность, опираясь на полученные знания. Учащиеся учатся адекватному и безопасному поведению в окружающем их мире, учатся понимать причины возникновения опасных ситуаций и способы их предупреждения.

Цель: Формировать умения предвидеть возможность экстремальных ситуаций, выработать навык их правильного анализа и адекватного поведения, грамотных действий в тех условиях, которые могут быть на жизненном пути.

Задачи:

  1. формирование устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил личной безопасности;
  2. ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях; изучение методов и приемов защиты.
  3. 3. воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности перед обществом и природой.

 

Направление II. Ценностные отношения к нормам культурной жизни и духовно- нравственное воспитание.

Гигиеническая культура и приобщение к ней. Уход за своим телом. Культура питания. Культура сна. Уход за одеждой и жилищем. Гигиена девочки и гигиена мальчи­ка. Культура поведения во время болезни.

Физическая культура, приобщение к физической куль­туре детей. Походка, пластика, ритмика, физические уп­ражнения для совершенствования организма. Водные и воздушные процедуры.

Культура телодвижений. Язык тела. Сила и гибкость мужского тела. Грациозность и легкость женского тела.

Культура поведения человека: научение и приучение. В общественных местах. В художественных заведениях. С незнакомыми людьми. Со стариками, малышами, инвали­дами, больными. На лоне природы. Наедине с собой. В об­щении с книгой. Поведение мужчин по отношению к жен­щинам.

Экологическая культура и приобщение к ней. Природа как источник эстетического наслаждения. Способы обще­ния человека с природой. Общение человека с животными. Уход человека за животными. Поведение животных.

Культура умственного труда. Книга как источник зна­ний. Познание как константа жизни человека. Культура чтения. Отношение человека к книге. Культура восприятия информации и ее воспроизведения. Культура передачи ин­формации. Культура дискуссии, диалога и монолога. Уче­ние и самообразование. Культура речи. Культура письмен­ной фиксации знаний. Культура постановки и разрешения проблем. Развитие памяти. Развитие воображения.

Культура физического труда. Труд как создание мате­риальных ценностей, их сохранение и приумножение. Труд

как способ украшения среды обитания. Труд как помощь другому человеку. Труд как обеспечение средств существо­вания. Труд как заработок средств существования. Труд — забота и труд — работа.

Экономическая культура. Деньги как эквивалент чело­веческого труда. Уважение финансовых средств другого че­ловека. Бережливость и щедрость. Иждивенчество малы­шей и стариков. Экономическая помощь родителям. Бла­годеяние как материально-экономическая помощь.

Правовая культура. Неприкосновенность личности. Как принцип человеческих взаимоотношений. Органы правовой защиты. Правонарушения и преступления, их последствия для жизни человека и окружающих людей.

Духовная культура. Соотношение материального и ду­ховного как средства и содержания жизни. Духовность как «вочеловечивание» мира. Поиски смысла жизни и вечные вопросы жизни, стоящие перед человеком.

 

Для формирования ценностных отношений к нормам культурной жизни и духовно- нравственного воспитания в программу воспитания включен раздел «Уроки хорошего поведения».

Цель: развивать навыки этических норм поведения; выработать навык  правильного и адекватного поведения, грамотных  действий в различных ситуациях.

Задачи:  

  1. формирование статуса человека, школьника;

2.овладение различными видами деятельности: учебной, трудовой, разговорной, читательской;

3.приобретения навыка делового личностного общения в учебном коллективе и вне его;

  1. 4. воспитание нравственного человека.

 

Направление III. Художественно-эстетическое воспитание младшего школьника.

В системе воспитания трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического, эстетического. Воспитание детей в традициях народного ремесла всегда было связано с изготовлением необходимых и полезных вещей быта, приобщением к полезному труду.

Теория и практика современного дизайна для детей и детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей. Роль декоративно-прикладного искусства в становлении некоторых традиционных видов художественного ручного труда обучающихся, в их трудовом, нравственно-эстетическом и патриотическом воспитании неоценима.

 

Для формирования художественно-эстетического воспитания и трудовой деятельности младшего школьника в программу включен раздел «Умелые руки не знают скуки».

Цель: Развивать творческие способности детей, воспитывать творческую личности, проявляющую интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

Задачи:

  1. формирование представлений о необходимости труда в жизни людей и потребности трудиться; формирование способов познания окружающего через изучение конструкций предметов, основных свойств материалов, принципов действия ручных инструментов; формирование потребности трудиться в одиночку, паре, в группе;
  2. расширение и обогащение практического опыта детей, знание о производственной деятельности людей, о технике и технологии; развитие любознательности, наблюдательности, фантазии, воображения, творческого технического и художественного мышления, ловкости, глазомера пространственных представлений, координации движений;
  3. воспитание уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности; воспитание трудолюбия, выработка терпения, усидчивости, сосредоточенности.

 

  1. Формы организации работы на воспитательных занятиях.

На занятия по разделам «Уроки хорошего поведения» и «Я и мир вокруг» отводятся по одному часу в неделю в каждом классе.

На занятия по разделам  «Жизнь без опасностей», «Умелые руки не знают скуки» отводятся по два часа в неделю в каждом классе.

Из года в год материал для занятий усложняется. Знания и навыки, полученные детьми в 1 и 2 классах, расширяются в 3 и 4 классах.

В воспитательную работу включены общешкольные мероприятия, которые проводятся на протяжении всего учебного года.

На занятиях используются следующие формы организации воспитательной работы:

-индивидуальные (индивидуальная беседа, оказание индивидуальной помощи и т.д.;

— групповые;

-коллективные ;

-массовые (линейка, воспитательное мероприятие, охватывающее несколько классов).

  1. Методы, технологии применяемые на воспитательных занятиях.

На занятиях используются разнообразные виды деятельности, дифференцированные методы, различные средства изучения: сюжетно-ролевые, деловые, подвижные, настольные игры, театрализация, физкультминутки и динамические паузы, загадки и др. Применяются инновационные технологии (Мультимедийный проектор; компьютер, подключенный к сети интернет; презентации).

Наиболее распространенным методом ведения занятий является беседа. На занятиях используется наглядность.

Для закрепления знаний применяются настольные игры и подвижные игры, викторины, конкурсы, праздники и т.д.

  1. Планируемые результаты воспитательной работы.

В процессе изучения программы у обучающихся начальной школы будут сформированы:

  • личностные УУД;
  • регулятивные УУД;
  • познавательные УУД;
  • коммуникативные УУД;
  • предметные УУД.

 

 

 

 

 

Раздел «Я и мир вокруг» 1-4 класс

Личностные универсальные учебные действия:

  • осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе;
  • осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);
  • любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников.

 

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • принятие и сохранение информационных знаний, планирование своих действий в соответствии с ними;
  • осуществление внутреннего контроля по результату;
  • различение способа и результата действия;
  • оценивание правильности выполнения действия, внесение коррективов.

 

Познавательные универсальные учебные действия:

  • развитие познавательных интересов, любознательности;
  • формирование умения находить нужную информацию из различных источников;
  • формирование познавательных действий, способствующих созданию мотива деятельности и выхода детей в собственную деятельность.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • взаимодействие (сотрудничество) с соседом по парте, в группе;
  • обеспечение социальной компетентности и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • участие в коллективном обсуждении проблем.

 

Предметные учебные универсальные действия:

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
  • осознание целостной окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье-сберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества;
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Раздел «Жизнь без опасностей» 1-4 класс

Личностные универсальные учебные действия:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
  • развитие личностных качеств, которые обеспечивают его собственную безопасность в различных жизненных ситуациях;
  • формирование внутренней дисциплины по безопасности жизнедеятельности.

 

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • предвидение возникновения опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
  • применение полученных теоретических знаний на практике — принятие обоснованных решений и выработка плана действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
  • анализ явления и события природного, техногенного и социального характера, выявление причин их возникновения и возможные последствия, проектирование модели личного безопасного поведения.

Познавательные универсальные учебные действия:

 

  • знание об опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • знание о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • знание о здоровом образе жизни;
  • знание об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
  • знание о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
  • формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);
  • формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);
  • формирование умения работать в парах и малых группах;
  • формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

Предметные универсальные учебные действия:

  • работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
  • знание правил движения пешеходов по загородной дороге;
  • знание обязанностей пассажиров; правила посадки в транспортное средство и высадки из него;
  • знание правил поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте;
  • знание правил безопасного поведения на улицах и дорогах;
  • знание правил безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, понятия об ориентировке на местности;
  • знание опасных животных и насекомых, правил безопасного поведения и меры защиты;
  • знание об опасности водоёмов зимой, мер предосторожности при движении по льду водоемов;
  • знание правил поведения на пляже, правил купания в оборудованных и необорудованных местах, основных правил поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке, о способах и средствах спасения утопающих, об основных спасательных средствах;
  • знание правил безопасного поведения в лесу, в поле;
  • знание возможных опасных ситуаций при движении по открытой местности, правил поведения во время дождя, грозы, снегопада;
  • знание ядовитых растений, грибов, ягод, правил поведения при встрече с опасными животными и насекомыми.

 

Раздел «Уроки хорошего поведения» 1-4 класс

Личностные универсальные учебные действия:

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • развитие доверия и внимательности к людям, готовности к дружбе, оказанию помощи, способности сочувствовать и сопереживать чувствам других людей, понимания взаимосвязи между поступками и их последствиями.
  • формирование мотивов деятельности, системы ценностных отношений учащихся к себе, другим, объектам познания.

 

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • принятие и сохранение информационных знаний; планирование своих действий в соответствии с ними;
  • осуществление внутреннего контроля по результату;
  • различие способа и результата действия;
  • оценивание правильности выполнения действия, вносить коррективы.

 

 

 

 

Познавательные универсальные учебные действия:

  • развитие познавательных интересов, любознательности;
  • формирование умения находить нужную информацию из различных источников;
  • формирование познавательных действий, способствующих созданию мотива деятельности и выхода детей в собственную деятельность.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • формирование коммуникативных действий учащихся;
  • умение договариваться с партнером, распределять роли, устанавливать очередность действий, находить общее решение.
  • формирование у учащихся умения слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению, задавать вопросы;
  • отстаивание своей точки зрения, логическое обоснование своих выводов.

 

Предметные учебные универсальные действия:

  • овладение основными правилами речевого этикета и нормами культуры поведения;
  • умение ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание по отношению к взрослым и к своим сверстникам;
  • умение вести себя в соответствии с общечеловеческими нормами.

 

Раздел «Умелые руки не знают скуки» 1-4 класс

Личностные универсальные учебные действия:

  • формирование мотивационной основы художественно-творческой деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • формирование интереса к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • формирование познавательного интереса к новым способам исследования технологий и материалов;
  • понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

 

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • принятие и сохранение учебно-творческой задачи;
  • планирование своих действий;
  • осуществление итогового и пошагового контроля;
  • адекватное восприятие оценки учителя;
  • различие способа и результата действия;
  • внесение коррективов в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;
  • выполнение учебных действий в материале, речи, уме.

 

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществление поиска нужной информации из различных источников;
  • формирование умения высказываться в устной и письменной форме;
  • формирование умения анализировать объекты, выделять главное;
  • формирование умения осуществлять синтез (целое из частей);
  • формирование умения проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;
  • формирование умения строить рассуждения об объекте;
  • формирование умения обобщать; проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • формирование умения допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • формирование умения учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • умение формулировать собственное мнение и позицию;
  • формирование умения договариваться, приходить к общему решению;
  • формирование умения соблюдать корректность в высказываниях;
  • формирование умения задавать вопросы по существу;
  • формирование умения использовать речь для регуляции своего действия;
  • формирование умения контролировать действия партнера.

 

Предметные универсальные учебные действия:

  • получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
  • усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
  • приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
  • использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, технологических и организационных задач;
  • приобретение первоначальных навыков в совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
  • приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных задач.

 

  1. Методические рекомендации проведению воспитательных занятий.
  • Средняя продолжительность занятия 20-25 минут. Такой временной регламент связан с местом занятия в режиме дня и его основным функциональным назначением – стать формой полезного активного отдыха, подготовить организм к дальнейшей учебной нагрузке.
  • Не копировать урок ни с позиции содержательной начинки занятия, ни с позиции его структурных компонентов, ни со стороны способов деятельности.
  • Создать условия для смены видов деятельности, отличных от учебной, обеспечивая продуктивный отдых.
  • Обеспечивать непринужденную и доброжелательную обстановку, способствующую раскрепощению и снятию напряжения.
  • Выстраивать каждое занятие как вид коллективной деятельности.
  • Без принуждения вовлекать учащихся в процесс занятий, педагогически целесообразно чередуя ролевой функционал участников.
  • Всячески поддерживать и поощрять детское соучастие и инициативу в подготовке и проведении занятия.
  • Умело организовывать психологический настрой на занятии, пробуждая интерес, любопытство, удивление детей, возбуждая радостное ожидание предстоящего события.
  • Привлекать детей к участию в определении целей и задач занятия, стремиться обеспечить каждому ребенку личностное восприятие педагогического замысла.
  • Гибко выстраивать структурные части занятия, своевременно улавливать изменения в настроении детей и вносить необходимые коррективы.
  • Завершать каждое занятие его коллективным анализом, в том числе и с позиции соответствия его содержания и формы личностному ожиданию каждого участника.
  • Давать эмоционально привлекательный педагогический анонс следующего занятия вместе с запуском недельной подготовки к нему.

Уже в вышеизложенных требованиях присутствует педагогическая ориентировка на отношение к воспитательному занятию как досуговому. Она еще более усиливается и рельефно обозначается при вводе дополнительных требований, соответствующих досуговым ожиданиям. К ним относятся:

  • Игровое оформление предлагаемых видов деятельности.
  • Опора на методы собственно досуговой деятельности, такие, как:

— театрализация;

— состязательность;

— экспромт и импровизация;

— равноправный духовный контакт всех участников.

  • Яркая, неординарная формообразующая оболочка.
  1. Материально-техническое обеспечение воспитательных занятий.

В комплект материалов для воспитательной работы с обучающимися входят:

1.Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности 1-4 класс, М.:Просвещение , 2012

2.Т.М. Геронимус. Рабочая тетрадь по технологии 1-4 класс, М.: Просвещение , 2012

Комплект методических материалов и пособий для воспитателя включает:

  • программно-нормативные документы;
  • тематическое планирование;
  • предметные и курсовые методические пособия;
  • методические рекомендации по изучению отдельных вопросов, организации учебной работы.

Технические средства обучения:

1.Ноутбуки- 9шт

  1. Проекционная система
  2. Компьютеры в учебных кабинетах- 4шт
  3. Телевизоры-5шт

5.DVD-проигрыватели -5шт.

6.Магнитофоны-5шт

Примеры работ при использовании компьютера:

— поиск дополнительной информации в Интернете для ответа на продуктивные вопросы;

– создание текста доклада;

-фотографирование макро- и микроскопических объектов (например, памятников истории и культуры);

–статистическая обработка данных исторических исследований (количественный анализ событий, отдельных фактов и т.п.);

– создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов исследовательской и проектной деятельности.

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Технические средства на в воспитательной работе широко привлекаются также при подготовке проектов (компьютер).

Диагностика личностного развития обучающихся начальной школы.

 

Класс Задачи Форма диагностики
1-4 классы необходимость  выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело»), которые помогут учителю грамотно организовать взаимодействие с детьми Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  детей.

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
  • индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

 

Диагностическая программа изучения

уровней проявления воспитанности младшего школьника.

 

Основные отношения и показатели воспитанности Признаки и уровни, формирующихся качеств
1. Отношение к обществу. Патриотизм.
1. Отношение к родной природе 5 – любит и бережёт природу, побуждает к бережному отношению других,
4 –  любит и бережёт природу;
3 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
2 —  участвует в деятельности  по охране природы  нехотя, только под давлением со стороны;
1 – природу не ценит  и не бережёт, ломает природные объекты
2. Гордость за свою страну 5 –интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
4 – интересуется историческим прошлым,  самостоятельно изучает историю ;
3 —  любит слушать рассказы взрослых и  одноклассников  по истории,
2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших,
1 – не интересуется историческим прошлым, высказывает негативные оценки.
3. Служение своему Отечеству. 5 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других,
4 – находит дела на службу  малому Отечеству;
3 – участвует в делах на  службу малому Отечеству, организованных другими людьми с  желанием;
2 – участвует в делах на службу малому Отечеству, организованных другими людьми под давлением со стороны;
1 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству.
4. Забота о своей школе 5 –  организует дела на пользу школе; классу,
4 —  участвует в делах класса и привлекает других,
3 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса,
2 – в делах класса участвует при побуждении,
1- в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.
2. Отношение к умственному труду. Любознательность.
1. Познавательная активность 5 —  сам много читает, знает, обсуждает с друзьями узнанное;
4-  сам много читает;
3 –  читает только в рамках заданного на дом,,
2 —  читает под присмотром взрослых  и учителей,
1 – читает недостаточно, на побуждение взрослых не реагирует
2. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности 5 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
4 —  стремится хорошо учиться,
3 – учится средне, особого интереса к учёбе не проявляет
2 – учится при наличии строгого контроля,
1 – плохо учится даже при наличии контроля
3. Саморазвитие 5 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей,
4 – есть любимое полезное увлечение,
3 – нет постоянного полезного увлечения, временно увлекается, но потом бросает дело,
2 – нет полезного увлечения, во внеурочной деятельности участвует при побуждении со стороны учителя,
1 – во внеурочной деятельности не участвует.
4.Организованность в учении 5- работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам,
4 – работу на уроке, домашние задания выполняет аккуратно,
3 – недостаточно внимательно и аккуратно выполняет уроки и домашние задания, но сам
2 – работу на уроке и домашние задания выполняет под контролем,
1 – на уроках невнимателен, домашние задания не выполняет
3. Отношение к физическому труду. Трудолюбие.
1. Инициативность и творчество в труде 5 – находит полезные дела в классе, школе, организует товарищей .
4 – находит полезные дела в классе, школе,  выполняет их с интересом,
3 – участвует в полезных делах, организованных другими
2 – участвует в полезных делах по принуждению,
1 – не участвует в полезных делах даже по принуждению.
2. Самостоятельность в труде 5 – хорошо трудится, побуждает к труду товарищей,
4 – сам трудится хорошо, но к труду товарищей равнодушен,
3 –  участвует в  трудовых операциях, организованных другими, без особого желания,
2 – трудится при наличии контроля,
1 – участие в труде не принимает.
3. Бережное отношение к результатам труда 5 – бережёт личное и общественное имущество, стимулирует к этому других,
4- бережёт личное и общественное имущество,
3 —  сам не ломает, но  равнодушен к разрушительным действиям других,
2 – требует контроля в отношении к личному  и общественному имуществу,
1 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.
4. Осознание значимости труда. 5 – осознаёт  значение труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам,
4 – осознаёт  значение труда, сам находит работу
3 – сам работает хорошо, но к труду других равнодушен,
2 – не имеет чёткого представления о значимости труда, нуждается в руководстве
1 —  не умеет и не любит трудиться.
4. Отношение к людям. Доброта и отзывчивость.
1. Уважительное отношение к старшим 5 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны других,
4 – уважает старших,
3 – уважает старших, но на  неуважительное  отношение  со стороны других не обращает никакого внимания,
2 —  к старшим не всегда уважителен, нуждается в руководстве,
1 – не уважает старших, допускает грубость.
2. Дружелюбное отношение к сверстникам 5 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость,
4 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам,
3 – сам уважение проявляет, но к грубости других равнодушен,
2 – проявляет дружелюбие при побуждении со стороны взрослых,
1 – груб и эгоистичен.
3. Милосердие 5 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным, привлекает к этому других,
4 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным
3 – помогает слабым, беспомощным при организации  дела другими людьми,
2 – помогает слабым, больным  при условии поручения
1 – неотзывчив, иногда жесток.
4. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми 5 —  честен, не терпит нечестности со стороны других
4 – честен в отношениях,
3 – в основном честен, но иногда допускает «обман во благо»
2 – не всегда честен,
1 – нечестен.
5. Отношение к себе. Самодисциплина.
1.Развитие доброй воли 5 – проявляет добрую волю и старается развивать её, поддерживает проявление доброй воли  сверстниками;
4 – проявляет добрую волю, стремиться развивать её;
3 —  развивает волю в организованных взрослыми ситуациях,
2 – силой воли не обладает ,
1 – не стремится к развитию  доброй воли;
2. Самоуважение. Соблюдение правил культуры поведения. 5 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других,
4- добровольно соблюдает правила  культуры поведения,
3 – достаточно культурен, но иногда допускает  нетактичность
2 – нормы правила поведения соблюдает при наличии контроля,
1 – нормы и правила поведения не соблюдает.
3. Организованность и пунктуальность 5 —  своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других,
4- своевременно и качественно выполняет свои дела;
3 – дела выполняет добросовестно, но не всегда  своевременно,
2 – при выполнении дел и  заданий нуждается в контроле,
1 – начатые дела не выполняет.
4. Требовательность к себе 5 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках,
4 – требователен к себе,
3 – не всегда требователен к себе,
2 – мало требователен к себе,
1 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.