6.Структура и содержание программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

6.Структура и содержание программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Основные направления духовно-нравственного воспитания осуществляются через уклад школьной жизни, который организован педагогическим коллективом, родителями, учреждениями дополнительного образования и включают различные виды деятельности детей: урочную, внеурочную, внеклассную, внешкольную, семейную, на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России. Схема структуры программы выглядит следующим образом (см. Таблицу 1).

Урочная деятельность. Урок – место разнообразных коллективных действий, переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления необходимо соотносить свои действия и действия других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать другим и самому принимать помощь. На уроках дети коллективно   переживают чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчение от неудач ошибок. В воспитательном отношении все учебные предметы, изучаемые в школе, важны. Разнообразие предметов дает возможность каждому ребенку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. У одного острый ум, у другого умелые руки, третий особо ловок, изящен, отлично владеет своим телом движениями, четвертый особенно восприимчив к прекрасному, пятый наблюдателен. Эти сильные стороны личности ребенка проявляются прежде всего в учебном процессе, когда каждый ребенок в какой-то  области становится более знающим и умеющим. Поэтому в соответствии с требованиями Стандарта методологической основой урока является личностно-деятельностная технология обучения, которая предполагает:

-поддержку индивидуальности ребенка;

-предоставление каждому ученику работать в присущем ему темпе;

-успешность деятельности;

-обучение в зоне « ближайшего развития»

-предоставление права выбора деятельности, партнера, средства обучения;

-создание возможности для реализации творческих способностей;

-демократический стиль взаимодействия.

Урочную деятельность осущесвляет учитель. Он сам выбирает формы и методы работы по программе духовно – нравственного развития и воспитания, согласно планированию воспитательной работы.

Пути реализации личностно-деятельностного обучения:

  • усиление роли продуктивной, творческой деятельности;
  • организация уровневой дифференциации;
  • изменение функций контроля и оценки учебной деятельности;
  • отказ от инструктивного стиля руководства учителя и др.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта внеурочная деятельность организуется по  направлениям развития личности:

  • духовно-нравственное
  • научно-познавательное
  • спортивно-оздоровительное,

которые отражены в  программах внеурочной деятельности:

«Добрая дорога детства»

«Азбука  здоровья»

«Звуковичок»

«Развитие речи»

«Логопедическая ритмика»

Внеклассная деятельность определена в соответствии со школьной программой воспитания младших школьников, которая реализует все направления духовно-нравственного воспитания воспитателями ГПД через направления :

  • Познавательное
  • Духовно-нравственное
  • Художественно-эстетическое

которые отражены в разделах данной программы:

«Я и мир вокруг»

«Дружим с русским языком»

«Дружим с математикой»

«Жизнь без опасностей»

«Уроки хорошего поведения»

«Умелые руки не знают скуки»

Цели и задачи программы воспитательной деятельности для 1-4 классов «Воспитание школьника»

Цель воспитания – сформировать ценностные отношения к нормам культурной жизни.

Задачи воспитания:

  1. Представить социально-психологическое явление ценностных отношений к нормам культурной жизни;

2.Раскрыть реальные пути содействия ценностным отношениям;

  1. Осмыслить проживание ценностных отношений, как нечто значимое для себя.

В рамках воспитательной внеклассной  деятельности еженедельно проводятся часы общения. Обучающиеся начальных классов  посещают группу продлённого дня, школьные творческие занятия.

На занятиях используются разнообразные виды деятельности, дифференцированные методы, различные средства изучения: сюжетно-ролевые, деловые, подвижные, настольные игры, театрализация, физкультминутки и динамические паузы, загадки и др. Применяются инновационные технологии (Мультимедийный проектор; компьютер, подключенный к сети интернет; презентации).

Наиболее распространенным методом ведения занятий является беседа. На занятиях используется наглядность.

Для закрепления знаний применяются настольные игры и подвижные игры, викторины, конкурсы, праздники и т.д.

Взаимодействие с семьей.

Родители (законные представители) обучающихся имеют право участвовать в воспитательно-образовательном процессе школы, принимать участие в работе Управляющего совета.

Программа предусматривает следующие виды и формы работы с семьей:

  • День открытых дверей;
  • Общешкольные и классные родительские собрания;
  • Индивидуальные консультации, проводимые специалистами по вопросам воспитания;
  • Организация выставок творческих работ;
  • Просвещение через размещение информации на сайте школы;
  • Создание информационных стендов;
  • Привлечение к совместным общешкольным мероприятиям.

Взаимодействие с городскими службами и организациями.

Совместная профилактическая деятельность с представителями государственной инспекцией безопасности дорожного движения, полиции, пожарной охраны, комиссии по делам несовершеннолетних,   психолого-медико-педагогической комиссии:

  • встречи;
  • беседы;
  • практические занятия;
  • консультации;
  • экскурсии;
  • тренинги.