4.Условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

4.Условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Основные направления духовно-нравственного воспитания осуществляются через воспитательно-образовательную деятельность, организованную педагогическим коллективом, родителями, учреждениями дополнительного образования и культуры. Система работы включает различные виды деятельности:урочную, внеурочную, внеклассную, внешкольную, семейную, на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России
Реализация программы в соответствии с требованиями ФГОС предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
 в содержании и построении уроков;
 в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
 в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
 в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
 в личном примере ученикам.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.
В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего об¬разования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы:
Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ори¬ентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Вос-питательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, со¬держательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основ¬ное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор среди огром¬ного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следова¬ние примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценно¬стного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нрав¬ственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диало¬гу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реаль¬ную возможность следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным со¬держанием национальный воспитательный идеал. Особое зна¬чение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное вос¬приятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яр¬кие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе че¬ловека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогическогообщениея. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимы¬ми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогичес¬кой основе. Диалог исходит из признания и безусловного ува-жения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.
Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусмат¬ривает его организацию средствами равноправного межсубъ¬ектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогичес¬кого общения ребёнка со значимым другим. Содержанием того педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер.
Младший школьник включён в различные виды социальной, ин¬формационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые цен¬ности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жиз¬ни
предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возмож¬ности согласована.
Принцип системно-деятельностная организация вос¬питания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, ипешкольной, в том числе общественно полезной, деятель¬ности младших школьников. Интеграция содержания различ¬ных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется и на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? Семья? милосердие? закон? честь? И т. д. Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вмеете с педагогами, родителями, иными субъектами культур¬ной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
 общеобразовательных дисциплин;
 произведений искусства;
 периодической литературы, публикаций, радио- и теле¬передач, отражающих современную жизнь;
 духовной культуры и фольклора народов России;
 истории, традиций и современной жизни своей Родины, моего края, своей семьи;
 жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

 общественно полезной и личностно значимой деятель¬ности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
 других источников информации и научного знания.

ООП НОО реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов:
УМК «Школа России»
Ведущую роль в реализации программы играет образовательный процесс, реализуемый в ходе освоения основных предметных программ и программ формирования универсальных учебных действий.
Принципами построения УМК «Школа России» являются: приоритет воспитания в образовательном процессе, личностноориентированный и деятельностный характер обучения. Все предметы, включая и предметы эстетического цикла, работают на общий результат, формируя у ребенка единую современную картину мира и развивая умение учиться. Важное положение Стандарта — ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа. Эта задача решается средствами всех учебных предметов, среди которых особое место занимает курс «Окружающий мир», где формирование семейных ценностей является одной из основных задач. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как совместный проект, который реализуется
через взаимодействие взрослого и ребенка в семье. Условно его можно назвать «Познаем мир вместе». Этот проект включает в себя следующую совместную деятельность: классные часы, часы общения, проектную деятельность, чтение познавательной литературы, наблюдения, экологические действия, прогулки и путешествия и проектная деятельность.
Средовое проектирование
Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы, именно в этомпространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.
В школе организованы пространства, позволяющие учащимся:
• изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами;
• осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (тематически оформленные стенды, используемые в воспитательном процессе); эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни (специально оборудованный зал.);
• демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (наличие оборудованных помещений для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов).
Социальные проекты
В школе реализуются следующие социальные проекты:
Взаимодействие с ГИБДД г. Новокузнецка – сотрудничество с ГИБДД г. Новокузнецка по работе с обучающимися по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Проект предполагает участие сотрудников ГИБДД в родительских собраниях, детских праздников, классных часов , занятий внеурочной деятельности по программе «Добрая дорога детства».
Конкурсное движение – проект предполагает участие детей в очных и заочных федеральных, областных, муниципальных, городских и общешкольных конкурсах, выставках, олимпиадах.
Встречи – проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, как средство воспитания учащихся на личных примерах.
Искусство – проект предполагает реализацию программы посещения музеев, концертных залов, театров, выставок и т.д.
Календарь традиционных школьных дел и праздников
Iчетверть Торжественная линейка «Путешествие в страну знаний»
Турслет
Выставка «Подарки осени»
Познавательная игра «День урожая»
Игра –соревнование «Загадки лесовичка»
Экскурсия
IIчетверть Неделя театра
Школьный турнир «Трудный звук-ты наш друг»
Праздник «День рождения Деда Мороза».
Мастерская деда Мороза
Интеллектуальная игра «В царстве вежливости и доброты»
Новогодний утренник
III четверть
Познавательная игра «В гости к Носову Н.Н»
Игра-путешествие «В океане профессий» для 2-3 классов.
Интеллектуальный турнир «Самый умный»
Игровая программа «Рыцарский турнир»
Экологическая игра «День Земли»
Конкурсная программа «Ай, да девочки»
Прощание с букварем
IV четверть Интеллектуально-развивающая программа «Богатство нашего края».
Игра-викторина «Конкурс грамотеев»
Спортивно-познавательное мероприятие «Школа безопасных наук»
Мероприятия посвященные празднованию 70 летию победы»:
1. Конкурс рисунков «Война глазами детей»
2. Конкурс чтецов «Мы помним, мы гордимся»
3. Литературно – музыкальная композиция «В сердце ты у каждого — победа»