1.Цель и задачи духовно-нравственного  развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

1.Цель и задачи духовно-нравственного  развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Основная педагогическая цель — воспитание, со­циально-педагогическая поддержка становления и разви­тия высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Программа духовно-нравственного  развития и воспитания обучающихся обеспечивает:

— организацию системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся использовать на практике полученные знания и усвоенные модели и нормы поведения;

— формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;

— формирование у обучающихся активной деятельностной позиции.

Целью реализации программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ТНР является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ТНР реализуется посредством:

духовно-нравственного воспитания — педагогически организованного процесса усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение ими системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации;

духовно-нравственного развития — осуществления в процессе социализации последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности обучающихся оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Программой духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ТНР ставятся следующие задачи:

В области формирования личностной культуры:

— формирование способности к духовному саморазвитию и нравственному самосовершенствованию на основе нравственных установок и моральных норм;

— воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России и внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

— формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности обучающихся формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

— формирование нравственного смысла учения;

— формирование основ морали — осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

— формирование у  обучающихся базовых национальных ценностей, приобщение их к национальным и этническим духовным традициям;

— формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

— формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, нести ответственность за их результаты;

— формирование осознанного отношения к ценности человеческой жизни.

В области формирования социальной культуры:

— формирование основ российской гражданской идентичности;

— воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

— формирование патриотизма и гражданской солидарности;

— формирование навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, другими обучающимися в решении общих проблем;

— формирования доверия к другим людям;

— развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

— становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

— формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

— формирование толерантности (уважения к языкам, культурным традициям, истории и образу жизни представителей народов России).

В области формирования семейной культуры:

— формирование отношения к семье как основе российского общества;

— формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

— формирование представлений о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

— знакомство с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.