Использование возможностей УМК «Школа России» при формировании экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни через образовательный процесс в школе для детей с тяжелыми нарушениями.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад №235»

 

зам.дир по УВР Мамонова Е.В

 

Использование возможностей УМК «Школа России» при формировании экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни через образовательный процесс в школе для детей с тяжелыми нарушениями.

Как известно,  воспитание  в  широком  смысле слова — это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания.  Обучение же — это процесс взаимодействия учителя и  обучающегося,  в  ходе  которого осуществляется образование человека.

На уроке решаются три задачи:  образовательная,  воспитательная и развивающая.

Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к  природе, основанного на гуманизме.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована с помощью предметов УМК «Школа России»

Система «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни, экологическую культуру. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми  проблем, связанных с безопасностью жизни,  укреплением собственного физического, нравственного и  духовного здоровья, активным отдыхом, проблемы экологии.

В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?»,  «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».

Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира (с использованием методов экологического воспитания)
Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания.  Экологически образованная личность,  зная какой вред природе приносят те или иные действия,  формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос об их правомерности.  Если человек экологически образован,  то нормы и правила экологического  поведения будут иметь под собой твердое

основание, и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у учеников в курсе «Ознакомление с окружающим миром»(1 класс,  I — IV).  Однако наиболее полное развитие они, конечно, должны получать в курсе «Окружающий мир».

Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи  между неживой и живой природой,  между различными компонентами живой природы (растениями,  животными), между природой  и  человеком.  Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом  им  также  помогают экологические связи. Их изучение способствует развитию логического мышления,  памяти, воображения, речи.

Постоянное внимание  учителя  к  раскрытию  экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету.

При описательном  же  изучении курса интерес у школьников постепенно снижается,  это происходит неизбежно,  даже в том случае,  если учитель привлекает занимательные факты,  загадки, пословицы и т.д.,  поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении природоведения раскрываются разнообразные и достаточно  сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается,  познавательные задачи,  поставленные  перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса.

Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой.  Причем, человек рассматривается как часть природы,  он существует внутри природы и неотделим  от  нее. Связь между человеком и природой проявляется,  прежде всего, в той многообразной роли,  которую природа играет в  материальной и духовной жизни людей.  Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь  может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха,  воды,  уничтожение  растений, животных  и  другое).

Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом  содержания,  как  урока изучения нового материала, так и обобщающего урока.

Первое важнейшее условие — экологическое воспитание  учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала,  с учетом преемственности,  постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 3 классу.

Второе непременное условие — надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по  охране местных природных ресурсов.  Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых  растений,  уборка валежника,  охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.

Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого  ученика.

При выполнении  упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика,  соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют  разделы,  темы учебников, художественные тексты,

упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация»  показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Haveyoueverbeenonapicnic? (3 кл.), подвижным играм (Welikeplayinggames), участию в спортивных соревнованиях  (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.). Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (Myfavouritemascot.(2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики.

Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности,  как на уроке, так и во внеурочной работе. 

Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям  решается средствами всей системы учебников «Школа России»,  в течение всего учебно-воспитательного процесса.

  1. Рациональная организация учебной и внеучебной

деятельности обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива

над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к орга­низации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия

 

Вопросы здоровьесбережения регулярно обсуждаются педагогами:

Мероприятие Тема
МО

 

Дозировка домашних заданий.

Различные виды домашних заданий.

«Эффективность урока: качество или здоровьесбережение?»

Требования к психолого-педагогическим и гигиеническим условиям проведения урока.

Система профилактики    вредных привычек.

Формирование практических навыков проведения артикуляционной гимнастики, по профилактике нарушений осанки; знакомство с простейшими методами психической саморегуляции и предупреждения неврозов.

Индивидуальный и дифференцированный подход к домашним заданиям – залог сбережения здоровья учащихся.

Здоровьесбережение и современные педагогические технологии.

Влияние экологического фактора на здоровье детей.

Педагогический совет Оптимизация учебной нагрузки учащихся через нормирование домашней работы.

Загруженность учащихся – влияние на здоровье.

Здоровьесберегающая профессиональная позиция педагога.

«Организация работы школы по безопасности образовательного пространства»

Гуманизация отношений участников педагогического процесса.

Интеграция воспитательных усилий школы, семьи и общества по сохранению здоровья учащихся.

Детский травматизм и его предупреждение.

Экологическое воспитание в школе и дома.

 

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.  Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения  учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения:  в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений  знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает

возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах.

Особую актуальность имеет учебный материал,  связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.

В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения,     в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

В школе имеется 1 компьютерный класс, мультимедийный проектор.

Режим использования компьютерной техники  и ТСО осуществляется строго в соответствии с нормами СанПиН  правилами работы учащихся со школьным ноутбуком СМРС. Используются здоровьесберегающие технологии В.И. Ковалько: самомассаж,  комплексы упражнений для глаз, инструкцию правильной посадки за компьютером, самомассаж нижних конечностей, общие разминки, музыкальные разминки, танцевальные разминки, разминки для глаз, комплекс упражнений для предупреждения зрительного утомления и близорукости.

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные осо­бенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности.

В используемой в школе системе программы «Школа России» учтены психологические, речевые и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход  детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности  в дошкольном возрасте) к учебной.

Среди разнообразных направлений, концепций, теорий возможных путей преодоления школьной неуспеваемости можно выделить дифференцированный подход. Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы.

Индивидуальный и дифференцированный подход при организации учебной деятельности реализуются через задания разного объема, разной трудности, разной степени оказания помощи, опосредованной конструкциями, карточками. При этом учитываются и особенности, свойственные детям разных типологических групп, и особенности общего и речевого развития, памяти, интересы и склонности детей, а так же продвижение ребенка в овладении программным материалом.

Говоря о дифференцированном подходе в обучении детей с нарушениями речи, важно обозначить критерии эффективности его осуществления:

  • Создание для ученика ситуации успеха и уверенности;
  • Сотрудничество учителя и ученика;
  • Создание ситуации, в которой ученик сам выбирает задания различного уровня трудности;
  • Возможность выбора учителем форм контрольной процедуры;
  • Учет временного фактора в зависимости от индивидуальных особенностей ученика;
  • Тематический учет знаний;
  • Использование метода малых групп;
  • Логическая обусловленность и своевременность контроля;
  • Гарантирование ученику права на повышение оценки;
  • Соблюдение принципа гуманизации при осуществлении контроля;
  • Поощрение ученика;
  • Соответствие целей контроля целям образовательного процесса.