Требования, предъявляемые к педагогу при реализации индивидуального воспитания младших школьников с ТНР.

Требования, предъявляемые к педагогу при реализации индивидуального воспитания младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. зам.дир по УВР Мамонова Е.В, воспитатель ГПД Каширцева Надежда Кирилловна

         В педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей обучающихся и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в нашем учреждении   использована оптимизационная. Основой модели организации внеурочной деятельности обучающихся является работа группы продленного дня. Группа продленного дня создает благоприятные условия для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех ресурсов предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники. В этом случае координирующую роль выполняет воспитатель ГПД, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками  общеобразовательных учреждений; организует в классе коррекционно-образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

            Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно-ориентированного воспитания.                                   Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель ГПД постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, привычки своих воспитанников; умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности личностных качеств; сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; развивал самостоятельность, инициативу самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

              Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и индивидуального подходов, обязывает воспитателя учитывать не поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений.

             В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Хотя при массовом воспитании обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно, воспитатель, если он желает добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным.

             Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, воспитатель ГПД и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

            Особенно внимательно воспитатели ГПД следят за изменением главных личностных качеств – направленности ценностных ориентаций, жизненных планов деятельности и поведения, оперативно корректируют процесс воспитания, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей.

            Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным»  школьникам, нарушителям правил поведения. Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.

           Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю. Следовательно, его нужно сделать своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств.

            Таким образом, личностный подход обязывает воспитателей ГПД строить воспитательный процесс на основе учета главных личностных качеств – направленности личности, её жизненных планов и ценностных ориентаций, опираться на возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.