Теория и практика воспитания черт характера младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

авторы -составители: зам.дир по УВР Мамонова Е.В , учителя начальных классов Сметанина Ю.А, Петухова Е.В, Колынюк Е.В; воспитатели ГПД Каширцева Н.К, , Чайкина М.М,Никулина О.С

 

Рассматривая  проблемы детского характера,  необходимо учитывать, что ребенок от рождения нравственно нейтрален. Вот почему перед начальной школой стоит задача формирования у детей  нравственных и деятельностно — волевых черт характера, а перед психолого-педагогической наукой разработать научно-методические основы этого процесса.

Данное пособие раскрывает теорию, методику и технологию формирования черт характера младших школьников через призму изучения представлений и понятий о характерных чертах русского народа на материале гуманитарного чтения.

 Задача  в том, чтобы использовать имеющийся отечественный опыт, закладывая в программу воспитания те качества, которые в большей степени соответствуют характеру русского народа, менталитету человека, воспитывающегося в России, на русской культуре.

Пусть   напутствием   для   всех,   кто   имеет   дело   с   воспитанием   детей,   будет   высказывание

замечательного русского педагога К.Д. Ушинского:

«Посеешь поступок — пожнешь привычку; посеешь  привычку — пожнешь характер; посеешь характер — пожнешь судьбу».

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Характер человека как ценность

1.1. Характер. Черты характера, их сущность и

структура.

Понятие «характер» (от греческого «харассо» — острить, царапать, чертить) введено в обиход науки в значении «черта», «примета», «признак», «особенность». В справочной и научной литературе это понятие определяется как «индивидуально-своеобразное сочетание устойчивых и существенных психологических особенностей (свойств, качеств) человека, обуславливающих образ его поведения»: «целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам действительности»; «индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения».

Сущность характера отечественные ученые рассматривают с разных сторон: А.Ф. Лазурский видит ее в «наклонностях»: Б.Г. Ананьев и С.Л. Рубинштейн — в «направленности» личности; К.Н. Корнилов -в «жизненных установках: мировоззрении, интересах, моральных убеждениях, идеалах»; Б.М. Теплов — в целях и средствах достижения этих целей; А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев — в устойчивых отношениях к объективной реальности.

Зарубежные авторы рассматривают характер как «систему влечений, обуславливающих поведение, но не тождественных ему» (3. Фрейд); как «относительно перманентную форму, служащую про­водником человеческой энергии в процессе ассимиляции и социализации», как «продукт общения в раннем детстве, и, прежде всего, продукт социальных условий, способствующих его формированию».

В структуре характера, чаще всего, выделяются две группы черт.

К первой относятся черты, выражающие систему отношений человека к действительности и определяющие мотивы поступков, цели действий, задачи, которые он себе ставит. Здесь можно выделить следующие основные виды: отношение к другим людям, к трудовой деятельности и ее результатам, отношение к самому себе, к конкретной сфере значимых для человека жизненных ценностей. Многообразие отношений к действительности и индивидуально-своеобразные способы осуществления подобных отношений определяются ценностными ориентациями личности.

Ко второй группе относят волевые черты, связанные преимущественно с проявлением твердости, решительности, настойчивости, определяющими умение и готовность управлять своим поведением. В волевых поступках характер складывается и, одновременно .проявляется .Чувственной основой характера и внешней формой его выражения является темперамент- закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности .характеризующих различные стороны динамики психической деятельности .

Различия между темпераментом и характером синонимично различиям между врожденными и приобретенными свойствами, однако «различия в темпераменте не имеют этического значения, различия в характере образуют реальную проблему этики; они свидетельствуют об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить». Преобразуясь в процессе формирования характера, свойства темперамента могут перейти в черты характера.

Таким образом, характер есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, проявляющихся в деятельности и общении и обусловливающих типичный способ поведения человека в определяет как духовность, душевность, добронравие, благонравие, согласие с совестью, с долгом честного и чистого сердцем гражданина .

«Нравственное поведение» близко к понятию «нравственная деятельность», хотя и не тождественно Если нравственная деятельность есть форма и средство осуществления осознанно принятого этического решения, то поведение — это объективация школьником не только его сознательной воли, но и неосмысленных компонентов морального сознания, а также подсознания. «Когда человек совершает тот или иной поступок, — писал Гегель, — то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ его поведения является постоянной чертой его характера».

Важнейшими компонентами нравственного поступка являются мотив, действие и результат. Результат поступка чаще всего очевиден, сложнее установить истинные мотивы поступков и определить их нравственную ценность .

В числе мотивов — убеждения и установки, т.е. состояние готовности поступать соответствующим образом.

Поступок — акт нравственного самоопределения, в котором человек проявляет себя личностью в отношении к людям, самому себе, к труду и обществу. Нравственный поступок выражает единство мотива   и   последствий,   целей   и  средств  и   соответствует  нравственным   принципам  личности человека и общества. Поступок является компонентом нравственной деятельности. Человек   не   может   быть   личностью,   если   не   проявляет   нравственно  деятельностно-волевой характер что означает направленность на формирование нравственного качества поведения. Нравственная деятельность, по мнению К.К. Платонова, — поведение, обусловленное нравственными ориентирами и принципами, регулирующими отношения людей в данном обществе; одна из форм деятельности.

Установки на автоматически повторяющиеся формы поведения, осознанные ранее и не требующие обязательного размышления при каждом поступке, — есть привычка. Таким образом, поступок является и основой формирования привычки, и выражением черт характера. А коль это так, задача семьи и школы — организовать «посев» поступков и на этой основе формировать характер детей.

1.2. Взаимосвязь национального и общечеловеческого в характере.

Представление о том, что все народы отличаются друг от друга своим психическим складом, имеют особый национальный характер уходит корнями к трудам античных историков и географов (Ксенофонт. Страбон и др.). которые, описывая народы, их окружающие, давали одним определение «миролюбивых», другим — «воинственных», третьих считали «изнеженными и развращенными». Мыслители прошлого полагали, что характер народа формируется и развивается под влиянием определенных общественно-исторических и индивидуально-своеобразных условий жизни и деятельности каждого отдельного человека. Конкретная эпоха формирует черты характера, типичные для представителей данной эпохи.

К диалектике общечеловеческого и национального в развитии характера народа обращались русские мыслители: В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.А .Добролюбов,.В.Станкевич, Н.Г.Чернышевский. Не утратили актуальности слова Н.В.Станкевича, считающего, что «Надобно стремиться к человеческому, свое будет поневоле. На всяком искреннем и непроизвольном акте духа невольно отпечатывается свое, и чем ближе это свое к общему, тем лучше… Кто имеет свой характер, тот отпечатывает его на всех своих действиях; создать характер, воспитать себя можно только человеческими началами. Выдумывать или сочинять характер народа из его старых обычаев, старых действий — значит хотеть продлить для него время детства: давайте ему общее человеческое и смотрите, что он способен принять, чего не достает ему»1.

Реалии действительности убеждают: общечеловеческое необходимо осмысливать в соотнесении с национальным. Диалектика национального и общечеловеческого — сущность национального харак­тера, его основа. В противном случае нужно было бы вести речь о национальном характере как совокупности исключительных свойств, присущих лишь одному народу: «Если тому или иному народу придать столь высокий смысл жизни, а другим столь низкий, то в результате можно легко оказаться на расистских, шовинистических позициях утверждения приоритета «избранных народов» по отношению к «неисторическим народам», призванным служить пьедесталом для первых»2. Наглядным примером могут служить заявления идеологов гитлеровской Германии насчет особых свойств арийской нации, определяющих господствующее положение ее на карте мира, проявления сионизма и других форм национализма у некоторой части нашего общества в настоящее время. Можно понять честных ученых в области национальной психологии, которые, не согласившись с откровенными лженаучными заявлениями по поводу обоснованности претензий отдельных народов на мировое господство, достоверность или фальшь которых проверить сложно, а принять и понять невозможно, отошли от дальнейшего решения данной проблемы, что послужило поводом серьезного недоверия в академических кругах к любым исследованиям национального характера. Среди ученых до сих пор нет единого мнения по вопросу существования самого явления «национальный характер»Одни ученые (В.П. Алексеев, Э.А.Баграмов, З.В.Сикевич и др.) отстаивают реальность «национального характера». Они делают попытки создания категориального аппарата с целью описания черт нации, включая туда самосознание этнической принадлежности, особенности традиций, быта, культуры и т.п.

Вторая группа ученых (П.М.Рогачев, М.А.Свердлин и др.) отвергает сам факт существования явления национального характера. По их мнению, нация состоит из различных классов и групп, каждая из которых имеет свой психический склад, поэтому общего для всей нации психического склада быть не может.

Третьи (И.С.Кон. А.В.Селиверстов и др.) полагают, что явление национального характера имеет двойственную природу: мифическую и реальную. Если рассматривать национальный характер как неизменную сущность, свойственную людям определенной нации, отличающую их от других этнических групп и выстраивающую линию социального поведения, то это, с научной точки зрения, миф. Но как любой социально-психологический миф, он строится на определенной реальноисторической основе, отражая общность выработанных и усвоенных в ходе совместного исторического развития психических черт и способов действия, закрепленных в самосознании народа — жизненно важном аспекте личной и групповой идентификации.

Таким образом, мнения сторонников каждого из трех обозначенных направлений позволили подойти к природе национального характера с точки зрения ее двойственности. Имея под собой социопсихическую основу, национальный характер может одновременно проявляться и как психическое явление и как система социокультурных норм.

Признавая факт существования национального характера, рассмотрим его сущность и структуру. В социально-философской и психолого-педагогической литературе национальный характер определя­ется как «совокупность относительно устойчивых психических свойств, являющихся общими для большинства представителей данной нации и отличающих ее от других наций», как «стержень национального самосознания, не наследуемый от предков, а приобретаемый в процессе воспитания, явственнее проявляющийся в групповых действиях, особенно в процессе межэтнического взаимодействия»0, как «отражение в психике представителей нации своеобразных исторических условий ее существования, совокупность некоторых особенностей духовного облика народа, которые проявляются в свойственных его представителям традиционных формах поведения, восприятия окружающей среды и которые запечатлеваются в национальных особенностях культуры и других сферах общественной жизни».

Предметом дискуссий является выявление структуры национального характера. В понятие «национальный характер» исследователи включают склад ума, характер реакции на внешний мир; исторически формирующиеся, традиционные, своеобразные массово-психологические свойства; привычки и поведение, ценностные ориентации, потребности и вкусы, систему психологических стереотипов.

Таким образом, понятие «национальный характер» в отечественной науке рассматривается как синтезирующая категория, объединяющая в себе духовные особенности народа, ценностные ориентации, на основе которых разворачиваются целенаправленные действия людей, проявляющиеся в исторических, социальных, экономических условиях жизни и скрепляющие людей в единую нацию — народ.

Общим в понимании «национального характера» в отечественной и зарубежной науке является рассмотрение его на уровне черт личности, то есть ценностей, интроецированных в личность в результате длительного процесса взаимодействия генотипа с культурой, взаимного их проникновения.

Это важно для вычленения совокупности основных черт характера русского народа и определения направления формирования их у младших школьников.

Раскрыть сущность характерных черт национального характера -значит исследовать диалектику проявления общечеловеческого в национальном, в конкретных социально-экономических и исторических условиях жизни данного народа, в его культуре и традициях. «Отнимите у современного человека медленно и трудно нажитой скарб обрядов, обычаев, всяких условностей, — и он растеряется, утратит свое житейское умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова», — писал В.О.Ключевский.

Точки зрения ученых о характерных чертах русского народа различны. Характер русского народа, по мнению отечественных философов 19-20 веков Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, В.С.Соловьева, В.В. Розанова. Н.О.Лосского. а также С.И.Гессена, выражается в таких чертах-качествах, как гражданственность, честность, милосердие, доброта, терпимость, способность к состраданию, сопереживанию: доброжелательность, потребность в общении, поиске смысла жизни; трудолюбие. В условиях крушения прежней государственной идеологии и отсутствия новых общезначимых социальных ориентиров все чаще стали рассуждать о менталитете россиян, истоках его формирования.

С точки зрения некоторых ученых, менталитет — определенное социально-психологическое состояние народа, его граждан, запечатлевшее в себе (в народном подсознании) результаты длительного и устойчивого воздействия этнических, естественно-географических и социально-экономических условий проживания субъекта менталитета.

К числу причин, послуживших источником для выделения характерных черт русского народа, относят специфику природно-климатического фактора, геополитические факторы, православие. От­носительная суровость природно-климатического фактора сформировала в русском народе навыки и привычки к упорному, напряженному труду, неприятию тунеядства. Геополитические факторы послужили причиной появления качеств отважного защитника Отечества. Православие как социально-религиозный источник этнической энергии способствовало развитию вольнолюбия, неприятия насилия.

Необъятные пространства России порождали смирение русской души, ее жертвенность, одновременно охраняя и давая чувство безопасности. Смирение русского человека, по мнению Н.Бердяева0, стало его самосохранением в необъятном пространстве. В душе русского народа есть такая же необъятность, безграничность и бесконечность, как в русской равнине. Природа России: непроходимые леса, безжизненные топи и болота — развивали в народе привычку к терпеливой борьбе с невзгодами и лишениями. По выражению В.О. Ключевского, «нет народа менее избалованного и притязательного, приученного меньше ждать от природы и более выносливого, чем русский народ»

Громадные границы государства, пространственная рассеянность населения, различие укладов, культур порождают историческую инерцию5, пассивное наблюдение большей частью населения за происходящими в стране событиями.

Русский народ поляризован. Россия соединяет в себе два мира, две части света: Восток и Запад. Поэтому в русской душе борются два начала, восточное и западное. Отсюда противоположные свойства, присущие народу: вольность, доходящая до анархии; жестокость, склонная к насилию; доброта. граничащая с бессребреничеством; обрядоверие и вечная склонность к правдоискательству: «обостренное сознание личности и безличный коллективизм, искание Бога и воинствующее безбожие: рабство и бунт».

Противоречивость русской души как нельзя лучше выражена в (.строках Ф.И. Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать — в Россию можно только верить».

Формируясь исторически, характер народа в каждый конкретный временной отрезок представляет совокупность социально-психологических черт, сумму детерминируемых ими поведенческих реакций, выступающих как определенная целостность, проявляющихся во всех сторонах жизне­деятельности данной человеческой общности.

К числу характерных черт русского народа относятся трудолюбие, терпеливость, терпимость, миролюбие, доброта, отзывчивость, сердечность, открытость, любовь к Отечеству, не имеющая ничего общего с национальным чванством, гостеприимство, тяга к коллективному, любовь к природе, веселый нрав, выражающийся в умении наслаждаться музыкой, пением — все то, что составляет

совокупность особенностей духовного облика народа.

Под   влиянием   сегодняшних   событий   в   области   экономики   и   политики   народный   характер эволюционизирует  в  сторону  приспособления  к  реалиям  рыночной  экономики.   Положительным моментом является осознание того, что в условиях рынка должны найти себя люди не только трудолюбивые, но предприимчивые, деловые, профессионально компетентные, умеющие быстро адаптироваться   к   изменяющимся   условиям,    способные   к   самостоятельному   выбору   сфер деятельности, принятию ответственных решений и саморегуляции поведения.

Таким    образом,    национальный   характер   понимается    нами   как совокупность   объективных, исторически   сложившихся   социально психологических  особенностей   народа,   проявляющихся  в  отношении к общечеловеческим ценностям в традиционных формах поведения, свойственных его представителям.  Черты    национального    характера    трактуются    как    социально-исторически    обусловленные    и видоизменяющиеся с течением времени существенные качества народа,  проявляющиеся через ценностные    ориентации,     на    основе    которых    развертываются    социальная  регуляция    и целенаправленные действия людей. Характерные черты народа получают своеобразное национальное выражение, обогащаясь за счет общего человеческого и обогащая общечеловеческое.

ГЛАВА ВТОРАЯ

Представления и понятия младших школьников о характере и характерных чертах русского народа

2.1.Сущность представлений и понятий и процесс

                                                        их формирования                                     

Воспитание характера школьников предполагает формирование у них представлений и понятий о характере вообще и характере русского народа в частности. Поставленная задача требует рассмотрения психолого-педагогической сущности представлений и понятий, степени их сформированности у младших школьников.

Слово «представление» несет на себе двойную смысловую нагрузку через значение двух элементов, из которых оно состоит: «ставить» и «перед», что означает: «отсутствующий в данный момент предмет ставится перед глазами, т.е. представляется». Представление это «наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий).

Различают единичные представления и общие. Единичные представления основаны на восприятии определенного предмета. Они более индивидуальны и конкретны по своей наглядности, чем общие. В единичных представлениях содержится известное обобщение», поскольку они являются суммированными образами многих восприятий отдельных признаков объектов. В этом заключается важная познавательная роль представлений как переходной ступени от восприятия к абстрактно-логическому мышлению.

Все представления в большей или меньшей степени содержат обобщения. Поэтому выделяются общие представления, относящиеся к целой группе предметов и явлений. Общее представление обобщает, но обобщенное содержание заключено в единичный образ. По мнению Е.Н. Кабановой-Меллер. «в формировании обобщенного представления важную роль играет знание о существенных признаках предметов и о вариациях, в которых выявляются эти признаки». В формировании общих представлений, отражающих ряд сходных предметов, важнейшую роль играет речь, называние одним   словом   целого   ряда   представление   —   образ,   или   вторичный   чувственно-наглядный   образ   предметов   и   явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств. Образы воспринимаются не просто как «копии   внешнего вида вещей… В образе неразрывно слиты    восприятие внешнего вида предмета, способ действия с ним, знание        и отношение человека к этому предмету». Образы могут являться носителями смысла текста. Итак, представление — это определенный уровень знания, совокупность сведений, информации о чем-либо, наглядный образ предметов или явлений (событий) действительности, отражающий с определенной долей обобщения характерные признаки предметов и явлений и отношение к ним. На основе  представлений  формируются  понятия.  Слово  «понятие»  происходит от славянского «пояти». что означает «взять», «уловить» важное в изучаемых предметах и явлениях. В справочной и научной литературе термин «понятие» определяется как «логически оформленная общая мысль о предмете»; «форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и от­ношения предметов и явлений; мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам». Таким   образом,   понятие   определяется   как   форма   мышления,   раскрывающая   существенные признаки предмета.

Образование понятий — сложный мыслительный процесс, характеризующийся переходом от чувственной ступени познания к абстрактному мышлению, от отражения мира в форме ощущений, восприятий и представлений к отражению его в понятиях.

Для анализа проблемы воспитания черт характера необходимо охарактеризовать процесс взаимосвязи и взаимообусловленности представлений и понятий.

В психологии этот процесс рассматривается через выделение существенных и несущественных признаков и их обобщения.

Различаются представление как непосредственная наглядность и понятие как мысль о существенных свойствах предметов. Связь между понятием и представлением в том, что слово -название предмета — заменяет определенный круг представлений.

В современных психолого-дидактических исследованиях освещаются различные направления формирования представлений и понятий у учащихся младшего школьного возраста. Сторонники эмпирической теории формирования научных понятий Б.Г. Ананьев, Л.В. Занков, М.В. Зверева АИ. Сорокина и др. придают важное значение непрерывному накоплению фактического материала в сознании детей посредством органов чувств, предварительно выявляя имеющийся до обучения личный опыт ребенка. Л.В.Занков пишет, что ребенок приходит в школу в какой-то степени эмпирически подготовленным, однако ввиду ограниченности личного опыта представления о фор­мируемом понятии различны часто неадекватны самой действительности . Увеличение удельного веса знаний, получаемых детьми вне стен школы (во время экскурсий и индивидуальных наблюдений за окружающей действительностью) играет решающую роль в осознанном усвоении формируемого понятия. Процесс формирования знаний идет от эмпирического познания (чувственного восприятия) к абстракции.

Сторонники этой теории говорят о необходимости накопления детьми фактического материала, достаточного для перехода познания ученика от чувственного восприятия к первоначальным абстракциям.

Иную теорию формирования научных понятий представляют В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин и др. Эти ученые считают, что умственные способности детей младшего школьного возраста неоправданно занижаются. В условиях современной начальной школы учащиеся обладают более широкими познавательными возможностями. В.В.Давыдов предлагает начинать формирование понятия непосредственно с его определения. Ученым выдвинуты логико-психологические требования к процессу формирования понятий у младших школьников способом выстраивания содержания от общего к частному, что позволяет раскрыть процесс происхождения теоретических знаний;

методом введения понятия при помощи системы учебных задач, что способствует первоначальному овладению содержательным общим способом с дальнейшим использованием его при безошибочном подходе к каждой частной задаче; групповой формой работы детей, позволяющей обострять понятийные противоречия через особым образом распределенное позиционное взаимодействие. Некоторые ученые (С.П.Баранов, И.Ф.Свадковский, А.В.Алексеева и др.) утверждают, что простое количественное накопление эмпирического материала не предоставляет возможности обеспечить осознанный переход от чувственного восприятия к абстрактному в познании ребенка и выступают за необходимость систематизации чувственных образов, что дает возможность младшим школьникам представить отражаемую’ сторону действительности в понятии. По мнению сторонников данного подхода, критерием качества чувственного опыта, созданного в сознании детей, является характер отражения действительности в нем.

Эта точка зрения вполне приемлема для решения задач формирования представлений и понятий о характере и чертах характера человека у младших школьников .

  В логике развития мышления, исходя из принципа педагогической целесообразности, выделяются уровни логической  оформленности знаний, лежащих в основе формирования представлений и понятий.

 

Первый    уровень    характеризуется    отражающее — ассоциативным  познанием,    невозможностью формулирования  признаков в виде суждений.  Единицей мышления является  конкретный образ (образ + символ).

 

Второй  уровень характеризуется  выделением одновременно существенных и  несущественных признаков. Единицей мышления является слово (символ + образ).

 

Третий   уровень   характеризуется   выделением   только   существенных   признаков.   Направление следования мысли осознаваемо. Единицей мышления является слово (общепринятый символ +образ).

В   процессе   формирования   представлений   и   понятий   большое   значение   придается   слову, взаимовлиянию слова, представления и понятия. По мнению Б.Г.Ананьева, ребенок представляет себе не только то, что сам видел, слышал, осязал, но и то, что было впечатлением других людей, но передается    ему    языком,    устной    или    письменной    речью.    Слово   является   для   человека специфическим раздражителем, способным вызвать представление. Введение слова, по данным исследователей, способствует убыстрению образования соответствующих представлений у детей в 8-10 раз.

Структуру знания о процессе формирования представлений и понятий у младших школьников и характеристику развития представлений и понятий можно выразить:

 

Логика и содержание поэтапного движения от восприятия к представлению и понятию

ЛОГИКА ДВИЖЕНИЯ.

1.Восприятие информации об отдельных предметах или явлениях. Выделение единичных представлений отдельных объектов

2.Общее    представление,    не   требующее    непосредственного    восприятия    конкретных предметов и явлений. Отражение ряда сходных признаков, заключенное в образ-символ.

3.Понятие — отражение общих существенных свойств, признаков изучаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними, выраженное словом — образом — мыслью.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТАПНОГО ДВИЖЕНИЯ.

1.«Диффузно-рассеянное»     восприятие     отдельных     признаков     изучаемых     явлений.

Употребление субъектом произвольного образа.

2.Выделение   одновременно   существенных   и   несущественных   признаков   изучаемых

явлений. Представления «размыты» и не всегда адекватны

3.Выделение   существенных   признаков.   Осознание   значений   и   связей   между   ними.

Появление адекватных суждений — мыслей об изучаемых явлениях

Таким образом, процесс формирования понятия есть движение от первичного конкретно-образного восприятия к вторичному чувственно-наглядному представлению-образу, от него к логическому оформлению мысли.

Связь между представлениями и понятиями идет по линии: восприятие информации и суммирование отдельных признаков явления в образ — обобщение в виде представления, отражающее сходные признаки изучаемого явления в виде образа-символа, — отражение общих существенных свойств и признаков явлений, выраженное словом-мыслью. Данные выводы можно рассматривать как теоретическую основу построения образовательного процесса формирования у младших школьников представлений и понятий о характере и характерных чертах русского народа.

 

2.2. Представления и понятия младших школьников

о характерных чертах русского народа как знаниевая   основа формирования характера.

Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность, внутри которой «формируются основные психологические новообразования этого периода: теоретические формы мышления, познавательные интересы, способность управлять своим по­ведением чувство ответственности и многие другие качества ума и характера школьника, отличающие его от детей дошкольного возраста»1.

Младший школьник переходит от игры к учению как к основному способу усвоения человеческого опыта, выраженного в форме научного знания.

Важное значение в жизни младших школьников приобретают их отношения друг с другом, со взрослыми, с учителями, а также чувства, возникающие на основе этих отношений. Для детей младшего школьного возраста характерна эмоциональная впечатлительность и отзывчивость. Самостоятельную ценность для них могут иметь лишь позитивные чувства, только их переживание может стать потребностью и привести, в свою очередь, к развитию новых потребностей. Именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном, о взаимоотношениях между людьми. Центральное личностное новообразование, которое возникает к концу младшего школьного возраста, можно охаракте­ризовать как возникновение нового этапа в развитии самосознания. Характерной чертой этого этапа является рождение рефлексии.

Процесс осознания себя как личности (черт характера, способностей, переживаний, мотивации поступков) сопровождается самооценкой, сравнением себя с другими. В этом процессе происходят глубокие качественные преобразования черт личности учащихся, переход их с одной ступени развития на другую, более высокую.

Учет вышеназванных особенностей служит основой для выбора возрастного аспекта построения целенаправленного учебно-воспитательного процесса по воспитанию основ нравственных черт характера.

Для начала потребовалось обосновать содержательный компонент характерных черт русского народа.

Содержательный компонент характерных черт русского народа составляют ценностные ориентации в отношении к общечеловеческим ценностям, таким, как здоровье, семья, знание, культура, мир, отечество, труд, доброта, выделенных педагогической наукой как приоритетные в воспитании школьников.

Определение сформированности представлений и понятий младших школьников о характерных чертах русского народа осуществлялось на основе выявленных связей между представлением и понятием, этапов и характеристики их развития. В качестве основных критериев приняты следующие: адекватность, полнота, умение связывать имеющиеся знания с окружающей жизнью. Адекватность рассматривалась как соответствие действительности, способность выделять существенные черты характера русского народа. Полнота определялась количеством и разнообразием верных признаков, характеризующих данное явление, связь с действительностью -переносом знаний на реальное поведение людей, появлением адекватных мыслей и собственных суждений о характерных чертах русского народа.

Программа начального этапа исследования предполагает выявление у детей представлений и понятий о характерных чертах русского народа, соответствующих общечеловеческим ценностям. При этом важно выяснить, как и какие ценности воспринимаются школьниками и отражаются в представлениях и понятиях о характерных чертах нашего народа.

Учитывая, что слова «народ», «национальный», «национальность», «характер» выражают наиболее существенные понятия в мыслительной деятельности носителей языка и включены в словари младших школьников как лексико-орфографический минимум наиболее употребительных в русском языке слов, на 76-81 % включенных в тексты учащихся начальных классов, учащимся предлагалось объяснить, как они понимают слова «характер», «национальный характер».

Учащиеся готовили задания для родителей по типу игры «Устами младенца». С этой целью словесно выражали понимание интересующих нас представлений и понятий. Приведем примеры некоторых ответов, сохраняя стилистику детской речи. «Характер — это когда я не балуюсь и слушаю маму и помогаю ей»: «Когда человек бывает злой, добрый и нормальный: ни злой, ни добрый»;

«Когда человек хороший и плохой»; «Это как бы мысли человека»; «Если он (характер) хороший,

значит человек добрый, его о чем-то попросили, и он сделает»; «Это когда человек никогда не

ругается».

Наиболее интересными, с точки зрения соответствия значения слова действительности, явились

следующие ответы: «Характер — это часть души человека и воспитанность»; «Это слово, которое

обозначает поведение или признаки человека»; «Это такие черты, они бывают разные».

Неожиданным, с точки зрения адекватности, явился ответ: «Это очень нужная вещь при женитьбе,

он нужен и тебе, и твоей будущей жене».

Предоставив учащимся возможность свободно высказаться (сказать или написать «что хочешь»), мы

увидели, что из общего количества опрошенных одна треть учащихся не дала ответа на вопрос, как

они   понимают   слово   «характер».   У  основной   массы  детей   рассматриваемые   представления

почерпнуты со слов учителя,  родителей,  из книг и т.д.  В нашем случае они конкретизируются

соответствующими     примерами,     ребенок     пытается     дать     объяснение,     пользуясь     своим

незначительным опытом или по догадке. Чаще всего высказывания детей о характере русского

человека и его чертах ограничивались словами: «плохой», «хороший», «добрый», «злой», то есть

тем арсеналом средств, которые ребенок усвоил с раннего детства.

Еще большие трудности испытывали учащиеся при раскрытии своих представлений о национальном

характере Абсолютное большинство учащихся с заданием не справилось, ничего не ответив. Часть

детей выделила небольшое число несущественных признаков, адекватно не отражающих сущность

рассматриваемых явлений.

Среди ответов по данному заданию были следующие: «это патриотический характер», «характер

человека», «иностранца», «президента», «директора», «артиста», «дедушки», «папы», «мальчика»,

«собаки», «твой характер», «поведение человека», «взаимопонимание», «бывает не у всех».

При определении национального характера встречались и уже знакомые по предыдущему заданию

высказывания: «Это веселый характер, добрый, грубый, злой», что свидетельствует о неразличении

абсолютным большинством младших школьников значений понятий «характер» и «национальный

характер».

Лишь  несколько человек выразили собственные суждения.  Сохраняя стилистику детской речи,

приведем примеры таких ответов: «Надо понимать, у каждого народа есть свой характер»; «Твердый

характер моего дедушки»; «У англичан он добрый, а у русских — не очень хороший». Последний из

приведенных  ответов  показывает,   как девочка,   недавно  побывавшая  с  родителями  в Англии,

присвоила стереотип суждений взрослых о русском народе.

Младший школьный возраст — возраст рисования. Отчасти поэтому для выявления имеющихся

представлений о характерных чертах русского народа используется рисунок..

Рисунок отражает образное мышление, поэтому мы рассматривали рисунок как метод изучения

представлений и понятий о характерных чертах русского народа.

Детям давалось задание представить характер героев любимых произведений устного народного

творчества и отечественных авторов в рисунках-иллюстрациях.

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

МЕТОДЫ ГУМАНИТАРНОГО ЧТЕНИЯ ПО

ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ О ХАРАКТЕРНЫХ

ЧЕРТАХ РУССКОГО НАРОДА.

Дополнение содержания гуманитарного чтения о характерных

чертах русского народа

Что такое гуманитарное чтение?

Гуманитарное чтение — это процесс читательской деятельности, который обеспечивает возможность для младшего школьника получить знания о человеке и его духовном мире.

В основе гуманитарного чтения лежит гуманитарное мышление, обращенное к человеку «как квинтэссенции мира». В качестве важнейшего средства формирования представлений и понятий в данном случае выступает

слово (текст) как единица языка и культуры.

Художественный  текст  является   посредником   между  человеком   и   культурой,   исходным   моментом  для преодоления  противоестественного разрыва между языком, культурой, общечеловеческими  ценностями и личностью ребенка. Среди этих ценностей значительный блок составляют представления о национальной культуре.

Решение этой задачи — формирования представлений  и понятий о характерных чертах русского народа является выражением воспитывающей функции обучения и требует дополнения содержания гуманитарного чтения нами с позиций «Основания воспитания и цель его, а следовательно, и главные его направления различны для  каждого народа и определяются народным характером», — отмечал К.Д.Ушинский. Изменения в общественном развитии внесли коррективы в традиционную систему воспитания в начальной школе. Школа отказалась от так  называемого «праздничного»  принципа отбора содержания, ушла от идеологизации  и политизации обучения. При этом решение задач воспитания в едином учебно-воспитательном процессе стало

недооцениваться, что подтверждается анализом состояния дел в научно-методической литературе и школьной практике.

Дополнение    содержания    гуманитарного    чтения,    привнесение    в    него    материала,    целенаправленно ориентированного на выявление общечеловеческого и национального в характере русского народа, построено

в русле концепции А. А. Леонтьева с учетом следующих принципов:

-личностно- ориентированного обучения и психологической комфортности;

-целостности содержания образования, культурно-ориентировочной функции знаний, опоры на культуру, одной из функций которой является отражение характера и свойств человека;

-деятельностного подхода к анализу учебной и жизненной ситуации.

 

При этом  необходимо выдерживать следующие критерии отбора материала:

—  предлагаемый для чтения материал должен соответствовать возрастным особенностям и интересам младшего школьника на данной стадии его развития как личности и как читателя;

—    характер   читательской   деятельности   должен   учитывать   особенности    восприятия   художественного произведения младшим школьником и ведущего типа деятельности данного возрастного периода;

-отбор содержания предлагаемого чтения должен обеспечивать интеграцию знаний о человеке, обществе с позиций единства общечеловеческих и национальных ценностей.

 

Дополнение содержания гуманитарного чтения возможно:

— за счет увеличения объема материала по темам, связанным с историей Отечества;

-путем нацеливания методического аппарата учебника на решение вопросов формирования представлений и понятий о характерных чертах русского народа;

-посредством введения тем, открывающих забытые страницы истории русского народа

-через использование     текстов     этнокультурологического содержания.

Применительно   к  младшему   школьному

  возрасту     отобраны   следующие

понятия-образы,    раскрывающие    особенности    национального    характера    русского человека:

-народ-патриот — любит отчий дом, свою Родину, знает ее историю, уважает традиции, охраняет границы Отчизны, стремится сохранить мир между всеми народами;

— народ-труженик — любит трудиться и ценит труд;

— народ-умелец — славится умелой и искусной работой;

— народ-богатырь — имеет крепкое здоровье, сильную волю;

— народ-сказитель — приумножает знания и опыт, сохраняет их и передает при помощи слова;

-народ-добрыня — ценит добро и сам совершает добрые дела.

Раскрыть все эти стороны национального характера помогают произведения русской литературы по истории отечественной культуры. Традиционно предлагаемый для начальной школы круг чтения произведений устного народного творчества (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы, поговорки) дополнен нами образцами древнерусской литературы, русской прозы и поэзии 19-20 вв. и раскрывает творчество народа-сказителя. В произведениях устного творчества разных народов отчетливо видно, что в человеке всегда ценились любовь к Отечеству, миру, труду, знаниям; храбрость, сила чувств и верность, неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло… Кроме русского фольклора целесообразно использовать произведения устного творчества и авторские сказки других народов. Поэтому в содержание гуманитарного чтения важно включать сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль. Внимание детей обращается на то, что многие черты характера принадлежат разным народам, но каждый раскрывает их на страницах своих произведений по-своему. Именно о таком проявлении нацио­нальных особенностей в художественном творчестве писал А.С.Пушкин: «Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно одному народу». Важно сформировать представления школьников о том, что, сочиняя сказки, слагая былины, люди желали сохранить и передать потомкам накопленные знания. Народное творчество всегда называлось «учебником жизни», из которого последующие поколения черпали мудрость и знания, необходимые для жизни.

Учащиеся приходят к выводу, что в сказке, как в зеркале, отражается тысячелетний исторический путь народа, стороны его характера.

Сравнивая между собой сказки, школьники отыскивают в них общее и специфическое.

Например, интересную работу можно провести, обсуждая имя героя сказок, наиболее распространенное в русском фольклоре: героев русских народных сказок чаще всего зовут Иванами. Имя символично, оно олицетворяет образ русского человека.

Дополнение из области ономастики (изучение собственных имен) отчасти; приоткрывает детям завесу тайны удачи, сопутствующей и Ивану царевичу и Иванушке-дурачку. Школьники узнают, что русское имя Иван пришло к нам из древнееврейского языка со значением «бог милует». Имя популярно у многих народов. Но звучит у всех по-разному: по-русски Ваня, по-английски Джон, по-немецки Ганс, по-французски Жан, по- итальянски Джованни, по-шведски Юхан, по-датски Йене, по-испански Хуан . по-арабски Юханна. Учащиеся задумываются над тем, что не случайно выбрал русский народ это имя для своего сказочного героя. Связь народов, как связь имен, нерушима и вечна.

Работа с произведениями фольклора позволяла расширить представления младших школьников о труде людей. В процессе чтении учащиеся приходили к мысли о том, что по орудиям труда можно судить о роде занятий народа. В сказках, например, упоминаются веретено, прялка, ткацкий станок, соха. плуг, серп и другие орудия труда.

Ученики узнают и о такой характерной особенности русского быта здоровье человека и все доброе в доме связывается с печью, возраст которой насчитывает около четырех тысяч лет. Причина такого долголетия русской печи — универсальность. Зимой и летом в ней пекут хлеб, готовят еду, которая остается теплой в течение суток; в печи греют воду, варят квас сушат продукты, одежду… Русская печь может выполнять роль бани. Ее тепло издревле выгоняло из человека хворь. Сама печь — теплая перегородка в доме. В сказках печь никому не могла причинить зла, поэтому некоторые герои не расстаются с ней.

Некоторые черты характера, которыми наделялись герои русских сказок, вызывали отрицательные эмоции младших школьников. Например, они не понимали, почему народ симпатизировал Емеле («ведь он ленивый, а щука все равно ему желания исполняла»). Выясняется, что именно в этом образе высвечиваются на страницах сказки самобытные народные представления о добре и зле. Герой русской народной сказки никому не желает зла, а люди вокруг него суетятся, ловчат, хитрят. И хотя всем очень хочется быть и знатными, и богатыми, удача сопутствует Емеле. На примере этого сказочного персонажа младшие школьники познают своеобразные, смешанные с оттенком иронии, представления народа о доброте.

Видение школьниками образов народа-патриота и народа-богатыря раскрывается через чтение произведений детской и «взрослой» литературы разных жанров. Так, читая отрывки из «Поучения Владимира Мономаха». «Домостроя», учащиеся узнают выраженную доступным образом вечную мысль — как жить по совести. Путем комментированного чтения сочинения великого князя киевского школьники делают выводы о том, что Владимир Мономах учил не совершать злые дела, творить добро близким, чтить старших, избегать лжи и гнева.

В результате всей этой работы школьники подходят к объяснению многих нравственных правил. Например, «иметь душу чистую и непорочную»: «делать хорошие дела»; «дружить со всеми»; «не обманывать никого, не предавать»; «язык воздержанный»: «когда ты хочешь сказать что-нибудь и не говоришь, чтобы не обидеть».

Смысл понятия «человеколюбец», встретившегося на страницах «Поучения», учащиеся первоначально видят в том, что «человек что-то любит», затем с помощью учителя переходят к пониманию значения данного слова в рамках социального «человеколюбия», основанного в «Поучении» прежде всего на размышлениях князя о воспитании справедливых отношений между людьми, умения «прощать зло другому», «любить человека».

Путем аналогии учащиеся от значения слова «человеколюбец» переходят к понятию «отечестволюбец», определяя его в значении: «того, кто любит семью, Отечество, а значит, Родину, землю, на которой ты родился». В заключение школьники делают вывод о том, что одним из таких людей был сам Владимир Мономах, призывавший укреплять единство Руси («дружбу между всеми»). Эти представления об образе народа-патриота могут быть обогащены в процессе знакомства с повестями «Словом о полку Игореве», «Задонщиной», историческими рассказами А.О.Ишимовой. «Историей Отечества для детей» З.В.Левицкой и другими.

Образ народа-патриота, отечестволюбца дополняется произведениями-размышлениями поэтов XX века А Ахматовой. Б.Окуджавы, В.Высоцкого и т.д. Прослеживая связь между событиями давно минувших лет и недавнего времени, дети приходят к выводу, что народ — отечестволюбец — такой народ, «кто любит Родину и не хочет войны», «хочет мира», «защищает землю», «любит свою семью», «хочет делать добро всем», «уважает народные традиции».

Образ  народа-богатыря  в  представлениях детей  являл  собою символ человека,  обладающего крепким  здоровьем,  сильной  волей,  большой  силой.   Представления  об этом  образе  младшие школьники получают в процессе анализа поступков героев, обращая внимание на их здоровье, волю, недюжинную силу. «Богатырь — народ, богатый здоровьем, а не деньгами», — приходили к выводу некоторые дети. Богатырский сон — «когда кто-то спит и ничего не слышит», — говорят учащиеся. Вместе с учителем школьники рассуждают , от чего зависит здоровье   человека: от правильного питания, свежего воздуха, постоянного движения. Интересно отметить, что младшие школьники меньше всего интересуются тем  , что ели-пили наши предки, не связывая здоровый образ жизни с питанием .    На помощь приходят сказки, хорошо знакомые каждому ребенку с раннего детства: «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь» и другие.

Школьники вспоминают, какие богатыри им известны, за что уважали в народе богатырей. Чаще всего учащиеся называют одного из трех известных богатырей: Илью Муромца или Алешу Поповича, реже — Добрыню Никитича. Садко чаще всего не причисляют к богатырям не называют и   Василия Буслаева. И лишь после упоминания имен этих богатырей , дети вспоминают, что видели фильмы с

одноименными   названиями   «Садко»,   «Василий   Буслаев».   Все   это   говорит   о   том,   что   мы ограничиваем представления учащихся начальной школы о героях былин, не знакомим их с такими образами, которые заняли весьма существенное место в былинном   эпосе. Например, былинного

героя Святогора дети, как правило называют вовсе, хотя в его образе наиболее полно отразилась народная мысль о том, какими недюжинными способностями должен обладать   славный защитник Руси-матушки. Чтобы   восприятия у детей были живыми и интересными, а представления яркими и наглядными, содержание материала может быть дополнено музыкальным оформлением (слушанием отрывков из оперы  Римского-Корсакова «Садко»; «Второй симфонии» А.П. Бородина,, названной Стасовым «Богатырской», особенно 1-я часть «Аллегро»), а также рассматриванием полотен В.М.Васнецова

«Богатыри». М А.Врубеля «Богатырь» и др.

Интересно провести параллель между словами «богатырь» и «сибиряк», напоминая о том, что с давних пор тех. кто живет в Сибири, приспособился к суровой природе таежного края, считают людьми, хорошего  здоровья, крепкого телосложения и сильной воли. Примером формирования у младших школьников представлении об образе народа-умельца на материале декоративно прикладного творчества может служить чтение на тему «Матрешка -русский

сувенир». Авторское раскрытие темы дано в приложении 1.

При работе с данным материалом важно правильно организовать , восприятие, чтобы не случилось то, от чего предостерегал педагогов  К.И. Чуковский: «Самое ценное содержание будет безнадежно погублено неудачной и неряшливой формой».

Таким образом, система чтения позволяет неоднократно обращаться к одним и тем же темам, раскрывающим представления о чертах характера русского народа, на материале произведений духовной и материальной культуры.

Задачу  формирования  элементов  национальной  культуры  можно решать  не только  на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка. В качестве примеров предлагаем несколько текстов этнокультурологического содержания.

Береза

Нельзя представить русскую землю без березы. Березе одинаково идет и алмазный зимний убор, и золотая парча осени, и весенний зеленый наряд.

Рябина

Я люблю скромное ветвистое дерево рябину. Люблю ее пестрые зеленые листочки. Они шелестят даже при легком ветерке. Есть что-то веселое, радостное, русское в этом дереве. (По И.Соколову — Микитову.)

Гжель

Под Москвой есть село Гжель. Мастера делают там белоснежные фарфоровые чайники, вазы, часы и украшают синей росписью. Эту роспись называют гжелью. Гжельцы перенесли синий цвет неба на белый фарфор. Гордится Россия трудом своих мастеров!

Степь

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики.  Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами.  В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни. Все  радостно  потянулось  к  солнцу.   Степь  проснулась  и  ожила.   Высоко  в  небе  затрепетали жаворонки, кузнечики подняли свою торопливую трескотню. (По А.Куприну.)

Русская печь

Русская печь дышала теплом и уютом. Зимой это было любимое место детей. Печь согревала их. Зимними вечерами дети слушали тут долгие сказки про ведьм, водяных, леших. С печи детвора наблюдала за проказами ягнят и телят, что спасались от лютой стужи в избе. Отдыхала печь молчаливо-величественная. Она сделала все, что нужно было людям. Теперь могла чуть вздремнуть. Из печи исходили потоки горячего воздуха. Казалось, что печь ровно и спокойно дышит. (По М. Алексееву.)

Наше Отечество

Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков наши отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном нам языке, и все в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку.

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина. (По К. Ушинскому).

В выпускном классе начальной школы можно использовать материалы учебника «Литература как предмет эстетического цикла» (авторы Г Н. Кудина, З.Н.Новлянская), в котором предусматривается урок на тему «Характер. Поступок». Материал данного урока может быть взят за основу разговора с детьми о том,  как характер народа складывается из отдельных человеческих черт. Прежде всего выясняется, что понимают младшие школьники под терминами, вынесенными в название темы урока, что в их представлении означает раскрытие характера человека, оценка его поступка. При этом характер рассматривается как ряд душевных свойств человека, которые обнаруживаются в его действиях . Дети делают вывод: поступок — это и есть действие и называют различные, как положительные, так и отрицательные, черты характера.

Выбор произведений для дальнейшего перехода от характера человека к характеру народа определяется заранее. Русский характер нельзя понять без А.С.Пушкина, поэтому вывод о том, что черты характера могут существовать в одном человеке в самых разных сочетаниях (умный злодей; безвольный, но добрый человек), делается на примере сказок А.С.Пушкина.

Донести до учеников мысль о том, что у народа, как и у человека , есть характер, помогают русские народные сказки, наполненные самобытным национальным духом. Характер народа раскрывается как духовный облик народа, проявляющийся через отношение к тому, что особенно дорого в жизни: к миру. Родине, человеку, труду, здоровью, знаниям , культуре и другим жизненно-важным ценностям. Изучая то или иное произведение, в котором органично переплетается общечеловеческое и национально-самобытное, учащиеся знакомятся с моделями различных жизненных ситуаций, подготавливая себя к встрече с подобными ситуациями в реальном мире.

В конце урока учащимся можно предложить назвать черты русскою народа и привести примеры поступков, в которых раскрывается народный характер. Младшие школьники достаточно точно характеризуют достоинства или недостатки разных черт характера: «Добрый человек помогает кому-нибудь»; «Если ребенок упадет, он поднимет его и пожалеет»; «Если птенец будет лежать зимой на снегу, он возьмет себе птенца домой, а потом вылечит и летом выпустит на волю». Дополнение гуманитарного чтения посредством введения тем, открывающих забытые страницы истории русского народа, возможно через ознакомление младших школьников с текстами, раскрывающими религию как часть культурного наследия россиян. То, что становится социально-культурной реальностью, не может не коснуться детей.

Проблемы религии требуют от педагога такта, мудрости, осторожности, однако при этом «не следует религию делать модой».

Пример такой работы, предложенный методистом О.В. Кубасовой, дан в приложении 2. Таким образом, дополнение содержания гуманитарного чтения направлено на формирование представлений о характерных чертах русского народа при условии накопления и активной переработки информации, синтезирующей знания о русском человеке и его духовном мире, и высвечивания признаков, характеризующих основные черты и ценности русского народа вокруг интегрированных образов-символов: народа-патриота, народа-труженика, народа-умельца, народа-богатыря, народа-добрыни. народа-сказителя.

Теперь предлагаем поговорить о тех методах проведения уроков гуманитарного чтения, которые помогут педагогу  сформировать у младших школьников представления о характерных чертах русского народа. Прежде всего в структуру урока предлагаем ввести специальные задания. Приведем примеры.

При разработке дидактико-методического аспекта гуманитарного чтения учителю необходимо обеспечивать следующее:

выявлять у учащихся сложившиеся представления о характерных чертах русского народа;

— направлять знания не только на расширение знаний, но и на обобщение имеющейся информации;

—   стимулировать ученика в ходе анализа  и обобщения  имеющихся знаний,  обеспечивая    ему возможность самовыражения;

— давать учащимся возможность выбора учебных заданий; -вооружать учащихся приемами работы с учебным материалом;

— обеспечивать субъектную позицию учащегося через содержание образовательного материала.

Развивающе-диагностирующие задания создают возможность естественного превращения ответов учащихся и форму истинных или ложных высказываний, позволяющих судить о ходе формирования у школьников представлений и понятии о характерных чертах русского народа, выступая в качестве обучающих и диагностирующих усвоение их школьниками.

ЗАДАНИЕ   «БЫЛИНЫ» Узнайте богатыря по его характеристике:

1.Родом из-под Мурома .Выпил ковш воды всех рек о озер Руси -матушки и почуял в себе силу богатырскую. Не стало у него с той поры других забот и интересов кроме защиты родной земли . Оберегал Русь до старых лет . Оттого ни дома себе ни простроил , ни семьи не завел.

2.Побратим Ильи Муромца. Он статен, высок, грамоте обучен, в бою смел и на пиру весел. Нравом спокойный, ласковый. Никого не заругает, никого зря не обидит. Освободил Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира, из плена Змея Горыныча.

3.Знаменитый купец — гусляр из Великого Новгорода. Имел гусли звонкие да голос, как ручей, чистый.   На себе познал истину: одному над народом верх не взять. Побывал на дне моря-океана у Морского царя, но не променял родную Русь   на   богатства   царя   водяного.   Вернулся   к  молодой  жене  да   милым детушкам.

4.Богатырь родом из старинного города Ростова, единственный сын попа соборного. Учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силы был небольшой, зато дерзостью да хитростью славился. Одолел   Тугарина   Змеевича   и   остался   в   Киеве   дружинником   у   князя Владимира.

5.Ростом богатырь выше темного леса, головой облака подпирает, скачет по горам — горы под ним шатаются, в реку заедет — вся вода из реки выплеснется. Тяжко богатырю от своей силы. За что рукой ни возьмется — все в крошки рассыпается, в блин расплющивается. Стал бы леса корчевать, да для него леса — что луговая трава. Стал бы он горы ворочать, да это никому не надобно.

Варианты ответов:

1.  Илья Муромец.

2.  Алеша Попович.

3.  Добрыня Никитич.

4.  Святогор.

5.  Садко.

При выполнении задания школьникам предлагается не только выбрать правильный вариант ответа, продемонстрировав тем самым знание былинных героев, но и постепенно самостоятельно объединять их черты в понятие «характер русского человека». Для этого используется метод беседы с элементами дискуссии. Дети отвечают на вопросы «Чем похожи богатыри друг на друга?». «Кто из них больше всех остальных напоминает сказочного персонажа и почему?» Дети называют качества, которыми наделил народ героев былин: любовь к родной земле, сила, смелость, храбрость, справедливость, смекалка.

ЗАДАНИЕ «ЗАНЯТИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН»

О каком занятии древних славян идет речь? Каких черт характера требует?

1.Чтобы подготовить землю под пашню, в первый год наши предки обдирали с деревьев кору, подсушивая деревья. В следующем — в один из зимних месяцев рубили. Было это     очень тяжело. Как только сходил снег, подсыхала почва, срубленные деревья  складывали  в огромные  костры  и  поджигали.  Потом очищали землю от корней, пней — корчевали. Именно о такой обработке земли, как  о  богатырском   подвиге,   рассказывается   в  одной   из  былин  об  Илье Муромце.

2. Глиняные сосуды сначала лепились руками. Позже появился гончарный круг, который ускорил изготовление изделий. После того, как изготовленные сосуды  подсыхали,  их обжигали  в специальных печах.  Обжиг был делом непростым.  Он требовал опыта и знаний,  иначе можно было одним днем зачеркнуть труд не одной недели.

3. С   незапамятных   времен   дерево   на   Руси   было   самым   любимым материалом.   Из  поколения  в  поколение  передавались  приемы  обработки дерева, умение разбираться в свойствах его пород. Из дерева возводили дома, строили  корабли, делали орудия труда,  изготовляли посуду.     Поверхность посуды украшалась резьбой, самым древним способом украшения изделий из дерева.

4 .Сбор диких ягод, грибов, трав не был простым развлечением. Он играл очень важную роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали они молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Не проходили мимо щавеля, дикой капусты и дикого лука, лопуха. В пору сокодвижения заготовляли березовый сок. Осенью собирали орехи, желуди.

5. Это занятие в те далекие времена было делом нелегким, сродни охоте. Оно требовало от людей большого труда, времени и, конечно, смелости — встречи с дикими хищными зверями не сулили добра. Ранней весной приходилось человеку пройти по лесу десятки километров, прежде чем можно было разыскать в тающем снегу отбросы диких пчел. Находя по этому признаку деревья с пчелиными гнездами, счастливец ставил на них свой знак и каждую осень выбирал из этого дупла мед. Собирать из чужого дупла мед и воск считалось тяжким преступлением. Виновных подвергали суровым наказаниям

Можно использовать и такие методы и приемы:

—  беседы об удивительных способностях русского человека приглядываться и прислушиваться ко всему,  что его окружало и ярко,  образно запечатлевать это в своем творчестве (на примере пословиц, поговорок, загадок, сказок с использованием элементов детского творчества);

—  чтение стихов о природе, любовь к которой также называется в числе характерных черт русского народа:

—    музыкальное   оформление   («Времена   года»   П.И.   Чайковского),   нахождения   учащимися   в музыкальном тексте истинно народной поэзии, основанной на традициях и обычаях русского народа. Развивая творческое воображение школьников, педагог  помогает услышать звонкие заливистые колокольчики  бешено  мчащейся  тройки,   шум  масленичного  хоровода,  узнать  песни  жнецов  и косарей.

Для этого целесообразно использовать словесное рисование услышанного, а также проводить

литературные викторины (приложение 2).

Упражнение «Черты характера» направлено на вычленение у младших школьников адекватных

признаков проявления конкретных черт характера человека и способствует узнаванию детьми

подобных черт в делах и поступках людей.  Задание также заключает в себе возможности по

обогащению словаря учащихся оценочной лексикой.

Школьникам   предлагается   к  первой   группе  слов,   куда  входят  определения  добрый,   смелый,

скромный терпеливый, терпимый, трудолюбивый подобрать значения из второй группы слов:

— делает хорошее другим;

-любит трудиться:

-не знает страха, отважный;

-стойко переносит боль, неудачи, страдания;

— не хвастает:

— умеет без вражды относиться к чужому мнению, характеру.

Затем записать получившиеся предложения.

Предлагается также вспомнить, какие свойства человека передаются представителям животного

мира (на примере сороки, совы, муравья и т.д.). Работа в тетрадях проводится по образцу: Как

сова….: как сорока….; как муравей…..

Ребята задумываются над тем, почему сова является символом мудрости, почему именно она появляется на страницах учебника, где даются новые сведения, предлагаются задания повышенной трудности, например, чем вызвано ее появление на заставке к широко известной телеигре «Что? Где? Когда?» Анализируя свойства совы, отличающие ее от других птиц, обобщая имеющиеся знания об этом представителе животного мира, дети приходили к выводу: как сова видит ночью во тьме, так и знающий человек — вежда разбирается в трудностях.

Внимание детей обращается на то, что раньше люди понятие «веждество» изображали в виде совы. Но слово «вежда» в значении «образованный человек» ушло из употребления. Зато слово «невежда» -необразованный, малознающий человек — живо в языке до сих пор и окрашено, по выражению детей, в самые темные тона красок. «Человек всегда стремился к знаниям», — делают вывод дети и записывают в тетрадях, что говорят о невежде в народе: «Когда невежда поучает мудрого — это все равно, что слепец указывает путь зрячему». Пословицы и поговорки — правдивое художественное зеркало жизни русского народа — постоянные спутники уроков: «Мир освещается солнцем, а человек — знанием», «Знание приобретешь — не пропадешь», «Красна птица перьями, а человек знанием». «Знайка незнайку учит» — обобщают представления учащиеся, пользуясь заготовками домашнего задания.

По ассоциации с поговоркой учащиеся вспоминают невежду и хвастунишку Незнайку Н.Носова, злоключения которого происходят из-за неуважения к знаниям, труду, недооценивания товарищества, недостаточной скромности. Не забывают школьники и Виктора Перестукина, героя сказочной повести Л.Гераскиной, из-за своей лени попавшего в Страну невыученных уроков и на собственном примере убедившегося, к каким последствиям приводит отсутствие у человека знаний. При этом сценки из произведений об этих нерадивых героях могут быть разыграны в классе. Чтобы не произошло путаницы между понятиями «невежа» — невоспитанный человек и «невежда» -необразованный человек, возможно в классе инсценирование сказки в стихах А.Барто «Медвежонок-невежа».

Внимание ребят обращается на то, что одинаково плохо быть и невежей и невеждой. Знание и поведение связаны между собой незримой нитью. «Что знается, то и скажется» в человеке, в том числе и на примере поступков.

Знания, полученные во время уроков литературного чтения, углубляются и дополняются в процессе праздника на тему «Русское декоративно-прикладное творчество». Предварительно ребята изучают работу старейших промыслов, приносят из дома предметы, изготовленные русскими мастерами:

гжельскую посуду и сувениры, дымковские игрушки, жостовские подносы, матрешек из Семенова, Полхов-Майдана. Загорска, хохломские изделия, лаковые миниатюры Федоскино, кружевные платки и устраивают в классе выставку. Здесь же представляются ученические работы: рисунки, аппликации, лепка, изделия из глины, вышивка и др.

Рассматривание образцов декоративно-прикладного творчества сопровождается рассказом ученика-экскурсовода о том. где зародилась традиция изготовления данного предмета, откуда пошло название, из какого материала он сделан, как может быть использован, в чем причина долголетия замечательных творений мастеров земли русской.

В заключение праздника школьникам предлагается разгадать загадки и ответить на вопросы, связанные с культурными традициями народа. Например, «Какая игрушка послужила прототипом первой матрешки?». «Где ее родина?», «Когда люди покупают или дарят матрешку, что они хотят этим сказать?»

Для закрепления полученных знаний можно использовать и такой интересный метод работы как интеллектуальный марафон. Выполнению задания предшествует обращение к школьникам: «Наши предки умели ценить добро, труд, добрые дела и сложили об этом много пословиц и поговорок. Придумай свое продолжение к следующим поговоркам».

Час в добре побудешь,……………………………………………

Кто за худым пойдет,………………………………………………

Доброму человеку………………………………………………….

Не трудиться………………………………………………………..

Ученическое творчество традиционно является источником самовыражения, самораскрытия личности ребенка, характеризующимся мобилизацией всех усвоенных ранее знаний. Интересно проходят и сочинения на следующие темы: «За что можно уважать Ивана — крестьянского сына?» (по сказке «Бой на Калиновом мосту»), «За что уважали героиню сказки «Дочь-семилетка»?, «Почему в сказках добро побеждает зло?», «Почему хитрость берет верх над силой?» и многие другие.

Данные сочинения выступают в качестве развивающего метода и промежуточной диагностики. На   основе  дополнения   содержания   и   обновленных  методов  гуманитарного  чтения   создается знаниевая основа формирования характера у младших школьников — их представления и понятия о достоинствах характера русского человека.

Дальнейшее развитие у детей представлений и понятий о человеческом характере требует организации смысло-поисковой деятельности при решении проблемных ситуаций. Педагогическая проблемная ситуация рассматривается в русле частично-поисковой деятельности детей (М.Н Скаткин. И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский). Она создается путем активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении вопросов, требующих актуализации знаний, анализа умения видеть за отдельными фактами явление, имеющее для школьников практическую значимость.

Определение «эмоциогенный» дается, исходя из определения понятий «эмоция» и «гены». Эмоция (от лат. — возбуждать, волновать) -особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Ген (от гр. — рождающийся, рожденный) — составная часть сложных слов, обозначающая «происходящий от чего-либо».

Проблемные эмоциогенные ситуации рассматриваются нами как ситуации, актуализирующие знания и активизирующие чувства, закладывающие основы самостоятельного мышления и способствующие формированию адекватных понятий и оценок черт характера человека и доведению оценок до сведения учащегося на языке переживаний.

Если использовать в учебно-воспитательном процессе проблемные ситуации, то это положительно влияет на развитие эмоциональной стороны личности ребенка. Это очень важно для общего развития младшего школьника, так как эмоции и познавательные процессы взаимосвязаны между собой. Как и познавательные процессы, эмоции являются отражением реальной действительности, но в отличие от познавательных процессов, отражающих объективно существующие предметы и яв­ления в форме представлений и понятий, эмоции и чувства (высший продукт развития эмоций) отражают их не сами по себе, а в отношении к ним человека, что выражается в форме переживаний. Эмоции и чувства всегда возникают как субъективный отклик на что-то, воздействующее на человека, поэтому они тесно связаны с моментом анализа. По мнению С.Л. Рубинштейна, «всякая реальная эмоция обычно включает в себя единство аффективного и интеллектуального, переживания и познания». На этой основе проблемные эмоциогенные ситуации помогают творче­скому осмыслению знаний, применению их в жизни, переводу знаний во внутреннюю позицию школьника. В свою очередь эмоциональная активность детерминирует активность мыслительной деятельности.

Проблемные эмоциогенные ситуации, вызывая личное переживание ученика, его эмоциональную

активность,   способствуют  раскрытию  обсуждаемой  жизненно  значимой   проблемы   и   принятию

индивидуального способа ее решения.

При создании проблемных эмоциогенных ситуаций необходимо обеспечить чувственную основу

развития представлений о характерных чертах русского народа и нравственных суждений детей,

понимание ими значения характера в жизни и поступках человека.

Конечно,    выбор    проблемных    эмоциогенных    ситуаций    осуществляется    в    соответствии    с

особенностями младшего школьного возраста, уровнем уже сформированных у них представлений о

характерных чертах русского народа.

В методике проведения этого вида учебной работы следует обратить внимание на

следующее:

1.  акцентировать внимание детей на анализе и оценке поступков, скрытых за действиями людей;

2.  стимулировать школьников к обдумыванию мотивов поступков и проявлений в них черт характера;

3.   привлекать внимание учащихся к внутреннему миру переживаний людей близких, знакомых, незнакомых:

4.  учить младших школьников оценивать доброту, сострадание, открытость, терпимость и другие позитивные черты характера;

5.   раскрывать   проявление   характера   у   сверстников,   что   обеспечивает   понимание   характера человека.

Приведём примеры отдельных ситуаций.

СИТУАЦИЯ 1

Мальчик подошел к продавцу мороженого и попросил угостить его одной порцией. Продавец не дал.

Он жадный?

Ход   рассуждений   выводит   на   понимание  учащимися   проблемы:   «продавец   на   работе»,   «он

отчитывается за  каждую порцию»,  «отвечает за свою работу»,  «его могут уволить за плохую

работу».

Рассуждая, учащиеся выходят за пределы данной ситуации, оценивая поступки человека другой

профессии — рабочего:  «рабочему нельзя ничего уносить с завода: его обзовут вором»;  «если

продавец хочет угостить, он должен сам заплатить».

СИТУАЦИЯ 2

Ученица на уроке прикладного искусства сделала поделку из природного материала. Подошла подружка и попросила подарить. Ученица отказалась, но предложила научить подружку саму сделать такую поделку. Какие черты характера проявились у ученицы?

Как правило, у детей представление о человеке, который не делится или ничего не дает, как о жадине, превалирует. Наводящий вопрос педагога: «Можно ли назвать жадной девочку, если она дарит совет, как сделать поделку», — помогает учащимся прийти к выводу о том, что не нужно торо­питься думать о ком-то плохо только потому, что тебе в чем-то отказали.

СИТУАЦИЯ 3

Мальчик раздал друзьям коллекцию камней, которую взрослый человек, его отец, с большой любовью начал собирать задолго до рождения сына. Правильно ли поступил мальчик? Какие черты характера проявились у мальчика в отношении к папе? К другу?

«Не правильно! — дружно заключают дети, отвечая на первый вопрос. — Коллекция папина».. Как    сына,    школьники    характеризуют    мальчика    следующими    словами:    «невнимательный», «недобрый», «нечестный». Как друга, нередко называют «добрым».

Оценивая поступок мальчика, необходимо подвести учащихся к пониманию правильных мотивов поступка.

СИТУАЦИЯ 4

Девочке на день рождения подарили конструктор «Пего», а она тут же отдала его подружке. Какая черта характера проявилась у именинницы?

Оценивая поступок девочки, одни говорят, что девочка «добрая». Другие отвечают, что девочку доброй не назовешь: «Подарки надо всегда ценить. Если уже есть такой, не говорить, а сохранять, как будто его нет». Ученики рассуждают о том, что, желая быть доброй по отношению к подружке, девочка обидела того, кто принес в подарок «Пего».

СИТУАЦИЯ 5

На школьном дворе ученики вместе с учителями посадили ранней весной молодые пушистые елочки. Все лето заботились ребята о своих любимицах, как за детьми малыми ухаживали: поливали водой, да не по одному ведру выливали под каждое деревце. И стали елочки приживаться, новые росточки пустили, нежные, изумрудные. Прошла осень, приближался Новый год. И вот тут-то и случилось несчастье. Утром наступившего нового года увидели ребята,  как чья-то ‘безжалостная рука за одну ночь срубила   почти   все   елочки   и   тут  же   их   бросила.   Девочки   плакали.   Мальчики   смотрели   на  безжизненные деревца молча. Сердце каждого ребенка сжималось от боли и отчаяния.

Сначала детям предлагается подумать и ответить, какими чертами характера должен обладать

человек, совершивший расправу над елочками. Обсудив произошедшее, дети ищут пути выхода из

этой ситуации: «Надо посадить новые елочки», «Можно привезти из леса», «Попытаться достать

семена».

Равнодушных в классе нет. Все дружно начинают, вспоминать, когда и где встречались с подобными

случаями   в  жизни,   противостояли  ли  злу,   что  сделали  сами,  чтобы  больше  было деревьев,

радующих сердце и глаз,  питающих нас свежим воздухом,  а значит,  заботящихся о здоровье

человека.

Анализ данной ситуации подтверждает, что знание по природе своей объективно, «надличностно»,

его усвоение не может быть сведено к запоминанию или механическому заучиванию; знание должно

приобрести   личностный   смысл,    который   выражает   «отношение   человека   к   осознаваемым

объективным явлениям»

Таким образом, дополнение содержания гуманитарного чтения в единстве с методами и приемами,

направленными  на  активную  переработку  смысловой   информации  о  проявлении  характера  в

художественных текстах и жизненных ситуациях, активизирует мыслительную деятельность ребенка,

направленную на формирование таких понятий как народ-труженик, народ-умелец, народ-патриот,

народ-богатырь, народ-добрыня, народ-сказитель.

Формирование у младших школьников представлений и понятий о характерных чертах русского

народа не является конечной целью. Стратегия состоит в том, чтобы заложить основу воспитания

таких же черт у детей, поскольку личностное принятие черт, являющих собой социальную ценность,

побуждает детей к самовоспитанию.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

РУССКАЯ МАТРЕШКА

В 90-х годах XIX в. в Москву в игрушечную мастерскую А. Мамонтова «Детское воспитание» привезли из Японии фигурку добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукуруму раскрывался, в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Эти фигурки понравились и взрослым, и детям и стали прообразом нашей матрешки.

Первая русская матрешка была выточена токарем В. Звездочкиным и расписана по эскизам художника С. Малютина.

Матрешка состояла из 8 фигурок и изображала девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца.

В 1900 г. с закрытием мастерской «Детское воспитание» в Москве и открытием учебно-показательной мастерской в Сергиевом Посаде (г. Загорск) Московской области начинается массовое производство матрешек. Первоначально мастера пытались изменить форму матрешки, но фигурки в виде древнерусского шлема или конуса не находили спроса. Поэтому до нашего времени выпускается матрешка традиционной формы.

Впервые мир увидел русских матрешек на Всемирной выставке в Париже (1900 г.), затем они появились на ежегодных Лейпцигских ярмарках, где труд народных мастеров был оценен по заслугам: матрешки расходились тысячами.

Мастера Сергиева Посада с участием матрешек обыгрывали целые сюжеты из русских народных сказок, комедий (например, «Ревизор» Н.В. Гоголя).

Разнообразие матрешек было довольно велико. В 1911 г. в мастерской насчитывался 21 вид матрешек только по росписи, не считая размеров и количества вкладышей (изготовляли матрешек от 2 до 24-местных). Как исключение, в 1913 г. 48-местная матрешка была сделана для выставки игрушек в Петербурге.

В 70 км от Москвы, в музее игрушки Сергиев Посад (г. Загорска), посетители и сейчас смогут увидеть первых матрешек — восьмиместные фигурки, наряженные в простонародный городской костюм: сара­фан или юбку с кофтой, передник, платок. В руках куклы держат петуха, серп или хлеб. В начале XX в. производство матрешек наладилось в Нижегородской губернии Семеновского района, где издавна существовал токарный промысел. Здесь матрешек изготовляют и сейчас. Семеновские мастера придали матрешке несколько иную форму и сделали своеобразную роспись. Загорская матрешка плотная, приземистая; верх плавно переходит к утолщающемуся низу фигурки. Она более округла, в сарафанчике, кофточке с вышивкой, платке, переднике, вышитом узором или цветами.

Семеновская — более стройная, вытянутая; относительно тонкий верх резко переходит в утолщенный низ. Колорит росписи сочетает яркие цвета: малиновый, лимонный, фиолетовый, зеленый. На ее пе­редничке всегда букет ярчайших цветов. Непохожа она на загорскую и чертами удлиненного лица с высоко поставленными глазами, дугообразными бровями, ртом — «бантиком», (ярким) малиновым румянцем. У семеновской матрешки — конкретные детали: руки, сарафан (кофта). Семеновский промысел дошел и до села Полхов — Майдан, что в 100 км от Мурома, где точили удлиненные, маломестные или даже совсем неразъемные матрешки с маленькой длинной головой (более похожие на кегли). Лицо полховмайданской матрешки несколько лукаво, в окраске одежды господствует малиновый и фиолетовый цвета. Передняя часть сарафана украшена цветами, которые нередко чередуются с красными точками ягод. Цвета грубоваты и резки, но необыкновенно декоративны и своеобразны. Характерной особенностью этих матрешек является изображение на голове полушалка с цветами.

Заслуженной славой пользуется искусство изготовления матрешек, которым занимаются мастера Нижегородской области. Оно основано на виртуозном умении токарей вытачивать из дерева кукол, помещающихся до 40-50 одна внутри другой.

Плавно, ровно круглится форма матрешки, медленно перетекает из одного объема в другой, сужаясь и утолщаясь без резкой границы. Изысканно положена на нее цветовая роспись, сдержанно выражен орнамент, деликатно прорисованы способом выжигания детали.

Мастера  применяли  выжигание  с раскраской,   использовали декоративно-орнаментную  роспись, живописные приемы с тоновой проработкой, вводили позолоту и лакирование изделия. Люди покупали или дарили матрешку, вкладывая в покупку или подарок особый смысл. В народе считалось, что матрешка приносит удачу, мир в семью, счастье. Отсюда и имена, которые давались матрешкам: Пава. Голубка, Любушка, Милочка и другие.

Как красят матрешек в Полхов-Майдане

1.   Сначала обмазывают фигурки крахмалом, сваренным жидко, как кашка.

2.  Игрушки сушат, и они становятся белее снега.

3.     Крахмалят до трех раз.  Краска ложится на такой грунт хорошо, совсем не впитывается и нисколько не теряет своей яркости.

4.       Затем   перышками   или   кисточками   начинают   их   разрисовывать.   Краски   эти   особые, хозяйственные, анилиновые, которыми окрашивают ткани. Отсюда их пронзительные, яркие цвета.

Как делают хохлому золотой

1.  Выточат деревянную заготовку (белье).

2.    Покрыв жидкой   глиной,   придадут красновато-коричневый цвет.

3   Нанесут льняное масло.

4   Натрут алюминиевым порошком — изделие становится серебристым.

5.  Покроют еще раз льняным маслом.

6.  Распишут красками.

7  Покроют лаком.

8   Поставят в печь.

Произойдет чудо: запечется лак в желтую пленочку, и через нее-то серебристая алюминиевая поверхность кажется золотой.

Тип русской красавицы

При создании матрешек с большой условностью передается народное представление о типе русской красавицы.

Семеновским матрешкам свойственна скромность и строгость. Темные прямые волосы, разделенные на пробор, аккуратно уложены под платком. Прямые ресницы придают лицу строгость очертаний. Праздничность наряда создается ярким сочетанием цветов сарафана и платка, а также свободно написанного пышного и легкого цветочного букета, украшающего светлый фартук-передник, обязательный элемент русского костюма. Помимо непосредственного назначения — защиты от грязи, передники выполняли декоративную задачу: закрывая неукрашенные части костюма,

способствовали завершению цельной композиции ансамбля костюма.

Полховмайданская  матрешка  по  выражению лица более лукавая  и  озорная.  Лицо  обрамляют

«кудри» — подлинная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под кокошник,

девицы — под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали «кудри». Эту интересную бытовую

деталь и  сохранили мастерицы в росписи матрешки.  Глаза обрамлены загибающимися кверху

ресницами.