Памятка для родителей по автоматизации поставленных звуков в игровой форме дома и на прогулке. Иванова А.П

 

4. Памятка по автоматизации поставленных звуков дома

Памятка для родителей по автоматизации поставленных звуков в игровой форме дома и на прогулке.

Игра «Найди нужное слово».

Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать «ОЙ», если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее.

Игра развивает фонематический слух и приучает вслушиваться в звучание слов.

Игра «Что я загадал?». 

Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по словам подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это Машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры — можно предложить ребёнку, при правильном ответе — меняться ролями.

Игра «Чего не стало?»

На столе 4 предмета или игрушки. Ребенок называет их. Потом он отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце предлагают придумать слова со звуком [л]. Примерный перечень картинок для игры: юла, пила, булавка, игла, клоун, волк, белка и др.

Игра «Образуй родственные слова».

Предлагается придумать к названным словам родственные.

Чулок — чулочек, чулочная (фабрика).

Глоток- глоточек, глотать, проглотить, глотка.

Игра «Посчитай-ка».

Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например: давай мы посчитаем все машины которые встретятся нам на пути: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.

Игра « Кто больше».

Взрослый просит назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. С детьми более старшего возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – например — изучаемый звук стоит только в середине слова, или предметы могут обозначать только живые предметы или только сладкое…

 

Игра «Один — много».

«Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов».

Например: бокал — бокалы; пила — …; пенал — …; канал — …; плот — …; дятел — … и др.

 

Игра «Чего много».

«Скажи, чего много?» Например: палуба — …, малыш — …, шалаш — …, желудь- …и др.

Игра «Знаешь ли ты?»

Предлагается назвать как можно больше слов со звуком [л] из названной тематической группы. Например:

Продукты питания — сало, масло, колбаса, халва.

Овощи — свекла, баклажан и др.

 

Игра «Назови ласково словечко».

Предлагается назвать предложенные слова ласково. Например: вилка — вилочка, палка-…, полка — …, галка — …, кулак -кулачок, каблук — …, балкон — ….

Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка»

Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Взрослый называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук.

Например: весна — автобус — слон — нос — сова…

 

Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов со звуком Р (л, ч и т.д.), и только с этой»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Взрослый бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука Р. Пример: — Как тебя зовут? — Рая — А фамилия? — Разбойникова — Откуда ты приехала? — Из Ростова. — Что там растет? —Ранетки. — Какие птицы там водятся? — Рябчики. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ракушки, Раскраски.

 

Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Взрослый говорит: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Затем взрослый бросает мяч и говорит первый слог, ребенок ловит и бросает обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

 

Вот такие примерные игры вы можете играть с ребёнком, пока идете в школу, на прогулке. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем чаще мы произносим слова с заданным звуком, тем скорее навыки артикуляции доводятся до автоматизма.

Желаю Успехов!

С уважением, учитель-логопед Иванова Анна Петровна.