«Речевая готовность к школе»

Практическое родительское собрание
В рамках «Школы для родителей» «Речевая готовность к школе»

 

 

Приходя в первый класс, у ребенка должен быть соответствующий уровень речевого развития.

На что необходимо обратить внимание:

  • Речевая коммуникация

Это когда ребёнок достаточно активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли.

  • Связная речь

К 7-ми годам у ребенка хорошо развита связная речь. Он должен уметь пересказывать небольшие по объему незнакомые рассказы и сказки. Он должен правильно формировать основную мысль, последовательно и точно строить пересказ, уметь использовать сложные предложения, должны отсутствовать подсказки по ход у пересказа.

  • Словарь

К 7 – ми годам у ребенка достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный — веселый, бежать — стоять), синонимы (лошадь, конь, жеребец, скакун) и т. д.

  • Грамматика

К 7-ми годам ребенок должен уметь понимать, различать грамматические конструкции.
Пример:

Папа прочёл газету после того, как позавтракал. Что он сделал вначале?
Охотник бежит за собакой. Кто бежит впереди?

А также правильно образовывать слова.
Пример:

Варенье из слив — сливовое, шапка из соломы — соломенная.
У лисы — лисята, у льва — львята.

  • Произношение

Приходя в школу ребенок не должен пропускать, искажать, заменять звуки другими звуками. В 7 лет ребенок произносит все звуки родного языка в

словах, во фразовой речи.


Помните, что правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма.

Овладевая навыками письма для первоклассников представляет не мало трудностей. Графические движения осуществляются мелкими мышцами кисти рук, которые ещё недостаточно развиты. Для детей такая работа трудна и утомительна. Для правильной работы мозга при письме очень важен массаж подушечек пальцев. Поэтому хорошо если место «хватки» карандаша или ручки покрыто пупырышками, они были трехгранными.

Чтобы ученику было удобно держать ручку, тогда почерк скорее стабилизируется.

(показ ручки и карандаша)

Итак, скоро прозвенит первый звонок, и первоклассники торжественно рассядутся за парты. Но часто радость омрачается первыми неудачами. А результат этого – нежелание учиться. С какими же трудностями могут столкнуться будущие первоклассники?

    Один ученик без особого труда осваивает искусство письма, а у другого, как он ни старается, дело не движется с места: буквы не желают выстраиваться в ряд, падают со строчек или вообще смотрят в другую сторону.
    Письмо – это тоже речь, только мы ее не слышим, а видим. Нарушения письменной речи называются дисграфия.

  К нарушению письма могут привести различные причины. Например: несформированность звукового анализа и синтеза. Иначе говоря, некоторые дети не в состоянии на слух разделить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки. В этом случае в письменных работах неизбежны перестановки букв, слогов, их пропуски, добавление лишних, а также слитное написание предлогов и даже нескольких слов.

Например, «Надереве сидит птиста» — На дереве сидит птица. 

Чтобы развивать навык анализа и синтеза, предложите ребенку:

  • Определить количество звуков в словах: сок – 3 звука, лапа – 4 звука.

  • Определить последний согласный звук в словах: дом – «м», диван – «н».

  • Назвать слова, состоящие из одного слога — кот; из двух слогов – ко-ра; из трех слогов – ко-ро-ва.

      Дисграфия часто появляется на фоне нарушения речевого слуха. Ребенок путает похожие по звучанию звуки: сушки –«шушки», жук – «зук». Чтобы подобные ошибки не появлялись на письме, необходимо до школы правильно поставить и ввести в речь все звуки родного языка, а также научить различать похожие звуки на слух.

Поиграйте с ребенком в следующие игры:

  • Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «с»: сок, сумка, заяц, шар.

  • Кто больше найдет слов со звуком «Л» на кухне: стол, ложка, стул, вилка, полка и т.д.

  • Подбери рифму к слову «ложка» — кошка, матрешка, поварешка.

Еще одной из причин нарушения письма может нарушение пространственных представлений. В этом случае ребенок смешивает похожие по начертанию буквы: М-Л, П-Н, Щ-Ц, Х-К… или пишет буквы в зеркальном варианте.

Поиграйте с ребенком в следующие игры, которые помогут сформировать пространственные представления:

  • Правой рукой дотронься до левой ноги.

  • Левой рукой дотронься до правого уха.

  • Положи машинку слева от кубика.

  • Поставь пирамидку под стол.

  • Нарисуй в левом верхнем углу треугольник, в правом нижнем – овал, в центре – прямоугольник, в левом нижнем – квадрат, в правом верхнем – круг.

  • Выкладывать из спичек, счетных палочек не только фигуры и предметы, но и буквы. Сначала по образцу, затем по памяти.

  • Дорисовывайте недостающие детали буквы.

  • Зачеркивайте неправильно написанные буквы (в зеркальном изображении).

Не теряйте времени, и ваш ребенок с радостью будет посещать школу.