Конспект урока произношения в 1 классе, по теме: «Звук [й] в начале слова. Буква Е»

Урок произношения в 1 классе

Тема: «Звук [й] в начале слова. Буква Е»

Ход урока:

  1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята!

— Сядет тот, кто назовет последний звук в слове: май, лай, чай, дай, каравай, трамвай, мой, вой, рой, бой, твой, герой, пей, лей, воробей, муравей.

 

  1. Постановка целей и задач урока

— Ребята, скажите: какой звук вы все услышали? (звук [й])

— Правильно! Сегодня на уроке произношения мы познакомимся со звуком [й].

 

  • Подготовительная работа к объяснение нового материала

(уточнение характеристики звука)

— Произнесите звук [й].

Как мы его произносим: с трудом или свободно? (с трудом)

Что мешает воздуху свободно выходить изо рта? (язык; корень языка, который поднимается к небу)

Если звук [й] мы произносим с трудом, значит он гласный или согласный? (согласный)

Правильно!

 

— Произнесите еще раз звук [й].

Какой он: звонкий или глухой? (звонкий)

Правильно!

 

— Звук [й] твердый или мягкий? (мягкий)

Правильно! Звук [й] всегда мягкий, добрый, ласковый.

 

Вывод: Итак, звук [й] – согласный, звонкий, мягкий и в схемах обозначим мы его зеленым квадратом.

 

Учитель -логопед выдает каждому ученику зеркало.

— А теперь давайте посмотрим: что делают наши губы, как расположены зубы, что делает наш язык, когда мы произносим звук [й].

— Когда мы произносим звук [й], наши губы улыбаются, зубы на небольшом расстоянии, кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута горкой.

— Произнесите правильно звук [й].

 

  1. Объяснение нового материла
  2. Звуковой анализ картинки «енот»

— Ребята, посмотрите на картинку. Кто на ней изображен? (енот)

— А сейчас давайте разберем слово «енот» по звукам. Сколько звуков в слове? (пять звуков)

Какой первый звук вы слышите? (звук [й]) учитель — логопед обозначает звук [й] на доске

Какой второй звук вы слышите? (звук [э]) учитель — логопед обозначает звук [э] на доске

Какой третий звук вы слышите? (звук [н]) учитель — логопед обозначает звук [н] на доске

Какой четвертый звук вы слышите? (звук [о]) учитель — логопед обозначает звук [о] на доске

Какой пятый звук вы слышите? (звук [т]) учитель — логопед обозначает звук [т] на доске

 

  1. Слоговой анализ слова «енот»

— Сколько слогов в слове? (два)

Назовите первый слог. (е)

Какие звуки вы слышите? ([й] и [э])

Что образуют эти звуки? (слияние)

Какое слияние? (мягкое)

Выкладываем соответствующий слог – слияние.

 

— Назовите второй слог. (но)

Какие звуки вы слышите? ([н] и [о])

Что образуют эти звуки? (слияние)

Какое слияние? (твердое)

Выкладываем соответствующий слог – слияние.

 

— Какой звук вы слышите последним? ([т])

Какой это звук? (согласный, твердый)

Как мы его обозначим? (синим квадратом)

Выкладываем соответствующий звук.

 

  1. Звуко – буквенный анализ слова

— А теперь давайте письменно обозначим слово.

Первый слог какой?

— Ребята, послушайте: когда мы произносим первый слог, то слышим два звука [й] и [э], это слог-слияние и на письме мы обозначим этот слог буквой Е.

Подписали букву Е под слогом.

 

— Второй слог какой? (но)

Подпишите буквы Н и О под слогом.

 

— Последний звук какой? (т)

Подпишите соответствующую букву под схемой.

 

— А теперь сравните количество букв и звуков в этом слове?

Сколько букв в слове «енот»? (4 буквы)

Сколько звуков в слове «енот»? (5 звуков)

Значит в слове «енот» букв меньше, чем звуков.

Почему? (ученики отвечают)

Потому, что два звука [й] и [э], образуя слияние, обозначаются одной буквой Е. Логопед выставляет букву Е поверх двух звуков [й] и [э]

 

Вывод: Когда звуки [й] и [э] образуют слияние, какой буквой они обозначаются? (буквой Е)

 

  1. Итоги урока

— Ребята, скажите, с каким новым звуком вы сегодня познакомились? (со звуком [й])

— Что нового вы узнали? (звук [й] – согласный, звонкий, мягкий; слияние звуков [й] и [э] обозначается буквой Е)

— Молодцы!