конспект индивидуального логопедического занятия. Тема «Звук [р’].

Индивидуальное логопедическое занятие

Тема «Звук [р’]

Ход занятия

I Организационный момент.

  1. Психологический настрой на занятие

— Здравствуй (имя ученика). Какое у тебя сейчас настроение? Сегодня будет очень хороший день, так как мы его начнём с совершенствования нашей речи. Давай с тобой поработаем.

 

2.Сообщение темы.

— Сегодня, мы продолжим работу над звуком [р`]. Будем совершенствовать навыки правильного произношения звука [р`] в словосочетаниях и предложениях.

 

II Воспроизведение ранее изученного:

1.Артикуляционная гимнастика.

— Перед началом работы, нам следует размять наш артикуляционный аппарат. Как любой механизм нужно заводить перед работой, так и артикуляционный аппарат следует завести, а делать мы это будем с помощью артикуляционной гимнастики.

Упражнение № 1 «Лопатка». Положить плоский язык на нижнюю губу, удержать под счет до 5.

Упражнение № 2 «Чашечка». Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается вниз. Удержать под счет до 5.

Упражнение № 3 «Вкусное варенье». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизывать губу, делая движения сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру твердого неба. Следить: чтобы язык не сужался при втягивании языка в рот, боковые края скользили по верхним коренным зубам, нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение № 4 «Маляр». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить твердое небо движениями назад-вперед. Следить: чтобы язык не сужался, не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение № 5 «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к твердому небу (язык присасывается). Удержать под счет до 5. Следить: чтобы губы не натягивались на зубы, боковые края языка были плотно прижаты к небу.

Упражнение № 6 «Гармошка». Органы артикуляции в положении «грибка», открывать и прикрывать рот, растягивая подъязычную связку.

 

2.Дыхательная гимнастика.

— А сейчас немного подышим. Вдох – носом, как – будто «нюхаем цветочек», выдыхаем через дудочку.

— Молодец!

 

3.Уточнение артикуляторно – акустического образа звука [р`].

— А теперь произнеси звук [р`]. Глядя на артикуляционный профиль, скажи:

В каком положении находятся губы, когда ты произносишь звук [р`]?

— Правильно. Губы в широкой улыбке.

— В каком положении находятся зубы?

— Верно. Зубы разомкнуты.

— Как расположен язык?

— Язык поднимается кверху, упирается кончиком языка в бугорки за верхними зубами, а затем под напором выдыхаемого воздуха язык начинает дрожать и спускается к верхним зубам.

— Молодец!

— Произнеси правильно звук [р`].

— А теперь скажи, звук [р`], какой он?

— Согласный, мягкий, звонкий.

— Правильно.

— Произнеси звук [р`] мягко и звонко.

— Молодец!

 

III Закрепление (автоматизация):

  1. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук [р`]».

— Теперь немного отдохнем и поиграем в игру «Поймай звук [р’]»: хлопни в ладоши, когда услышишь звук [р`].

Речевой материал: продукты, продавец, букварь, провод, проводник, сухарь, фонарь, фрукты, январь, храм, игры, вратарь, словарь.

 

2.Автоматизация звука [р`] в словосочетаниях.

— Внимательно слушай и повторяй за мной.

Горькая редька, вареный рис, речная переправа, деревянная рейка, пареная репа, кудрявый парень, утренняя зарядка, редкое решето, нарядные ребята, средний ряд, рюкзак туриста, жареные грибы, кривое дерево.

— Назови, непонятные слова.

 

Словарная работа (слова для справок):

Речная переправа — место, где перевозят на другой берег.

Деревянная рейка — узкая и тонкая деревянная доска.

Редкое решето — решето- это широкий обруч с натянутой на него сеткой для просеивания чего – либо, например, муку.

 

— А сейчас я буду читать начало словосочетания, а ты должен закончить его, ответив на вопрос подходящим по смыслу словом.

Слова: капризный кто? (ребенок), редкий что? (рисунок), интересная что? (история), резиновая что? (грелка), нарядная кто? (Рита), крепкая что? (веревка), горькая что? (рябина), варёные кто? (креветки).

 

Примечание: если ученик называет слово в котором отсутствует звук [р`], учитель – логопед дает инструкцию «Подумай и скажи, а ребёнок может быть капризным?

 — Хорошо, повтори его еще раз самостоятельно.

 

  1. Автоматизация звука [р`] в предложениях.

— Сейчас я тебе прочитаю рассказ в котором часто встречается звук [р`], ты его запомни и приготовься составлять предложения об услышанном, глядя на сюжетную картинку.

 

Рита и Марина пошли на речку.

Около речки рос орешник.

В орешнике собирал орехи старик Еремей.

Старик угостил орехами Риту и Марину.

Рите и Марине очень понравились эти орехи.

Орехи были крепкие и вкусные.

 

— А теперь составь предложение по картинке.

 

IV Итог занятия.

— Какой звук мы сегодня повторяли?

— Как ты должен говорить звук и какой он?

— Что для тебя было легко? Какие задания вызвали трудности?

— Ты хорошо занимался, молодец!