Дополнительное коррекционно – развивающее логопедическое занятие по преодолению и предупреждению дисграфии в 1 классе

Дополнительное коррекционно – развивающее логопедическое занятие по преодолению и предупреждению дисграфии в 1 классе

Тема: «Практическое знакомство с простыми предлогами»

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь!

 

  1. Постановка целей и задач занятия

Давным – давно в далекой стране Грамматике жили маленькие слова – предлоги. Сегодня на занятии мы поговорим о предлогах, познакомимся с их назначением и написанием.

 

  • Активизация внимания

Посмотрите на картинку и ответьте на мои вопросы:

  • Тарелка на чем? (на столе)
  • Тарелка с чем? (с ягодами)
  • Ягоды в чем? (в тарелке)

Молодцы!

 

  1. Объяснение нового материала
  2. Правило правописания предлогов

Вы заметили, что слова могут быть разными: длинными (экскаватор, электромонтёр) и маленькими (на, с, в). Эти маленькие слова называются предлогами.

Предлоги – это тоже слова и писать их с другими словами мы будем раздельно.

Правило: Предлог со словом – не друзья: и слитно их писать нельзя!

 

  1. Знакомство со значением простых предлогов; употребление предлогов в словосочетаниях

А сейчас давайте познакомимся с предлогами поближе. У каждого предлога есть свое имя и свое назначение.

 

Посмотрите на картинку и скажите:

    • Где находятся цветы? (цветы в вазе)

Какое маленькое слово вы назвали? (в)

Что обозначает маленькое слово – в? (предмет находится внутри)

 

Посмотрите на картинку и скажите:

    • Где находится подушка? (подушка на диване)

Какое маленькое слово вы назвали? (на)

Что обозначает маленькое слово – на? (предмет находится на поверхности чего — либо)

 

Посмотрите на картинку и скажите:

    • Где находится бабочка? (бабочка над цветком)

Какое маленькое слово вы назвали? (над)

Что обозначает маленькое слово – над? (предмет находится над чем — либо)

 

Посмотрите на картинку и скажите:

    • Где находится черепаха? (черепаха под креслом)

Какое маленькое слово вы назвали? (под)

Что обозначает маленькое слово – под? (предмет находится внизу, под чем — либо)

 

Посмотрите на картинку и скажите:

    • Откуда выходит дым? (дым из трубы)

Какое маленькое слово вы назвали? (из)

Что обозначает маленькое слово – из? (сначала предмет находится внутри, а потом вышел оттуда)

 

Ребята, скажите, для чего нужны нам маленькие слова – предлоги? На что они указывают?

Вывод: Предлоги указывают на местонахождение предметов.

 

  1. Развитие пространственного восприятия

А сейчас ребята, давайте отдохнем. Все подходите сюда. Мы отправляемся в путешествие на машине. Слушайте внимательно и запоминайте.

 

Машина из гаража выехала. По дороге поехала. На мост заехала. С моста съехала. По дороге поехала. В гараж заехала.

 

Запомнили?!

А теперь вы будете мне подсказывать.

Машина выехала откуда? (из гаража)

Поехала по чему? (по дороге)

Заехала куда? (на мост)

Съехала откуда? (с моста)

Поехала по чему? (по дороге)

Заехала куда? (в гараж)

Молодцы! Садитесь на места.

 

  1. Употребление предлогов в предложениях

Рассмотрите картинку и скажите:

  • Что летит над грузовиком? (Самолет летит над грузовиком)

А сейчас мы будем составлять схему этого предложения. Откройте тетради, положите их перед собой, под наклоном. В начале рабочей строки поставьте точку. Писать будем в строчку.

О чем наше предложение? (о самолете)

Как зададим вопрос к слову «самолет»? (что?)

Слово «самолет» – это слово – предмет, признак или действие? (слово – предмет)

Значит, слово «самолет» мы запишем? (одной чертой)

 

Какое действие совершает самолет? (летит)                      

Как зададим вопрос к слову «летит»? (что делает?)

Слово «летит» — это слово – предмет, признак или действие? (действие)

Значит, слово «летит» мы запишем? (двумя чертами)

 

Самолет летит где? (над грузовиком)

Как зададим вопрос к слову «грузовик»? (что?)

Слово «грузовик» – это слово – предмет, признак или действие? (слово – предмет)

Значит, слово «грузовик» мы запишем? (одной чертой)

 

Какое маленькое слово мы пропустили? (предлог — над)

Запишите предлог «над». Спрячьте предлог в треугольник.

 

Рассмотрите картинку и скажите:

  • Что находится под грузовиком? (Кубик лежит под грузовиком)

А сейчас мы будем составлять схему этого предложения. На следующей рабочей строке поставьте точку. Писать будем в строчку.

О чем наше предложение? (о кубике)

Как зададим вопрос к слову «кубик»? (что?)

Слово «кубик» – это слово – предмет, признак или действие? (слово – предмет)

Значит, слово «кубик» мы запишем? (одной чертой)

 

Какое действие совершает кубик? (лежит)                        

Как зададим вопрос к слову «лежит»? (что делает?)

Слово «лежит» — это слово – предмет, признак или действие? (действие)

Значит, слово «лежит» мы запишем? (двумя чертами)

 

Кубик лежит где? (под грузовиком)

Как зададим вопрос к слову «грузовик»? (что?)

Слово «грузовик» – это слово – предмет, признак или действие? (слово – предмет)

Значит, слово «грузовик» мы запишем? (одной чертой)

 

Какое маленькое слово мы пропустили? (предлог — под)

Запишите предлог «под». Спрячьте предлог в треугольник.

 

Рассмотрите картинку и скажите:

  • Кто сидит в кузове? (Матрешка сидит в кузове)

А сейчас мы будем составлять схему этого предложения. На следующей рабочей строке поставьте точку. Писать будем в строчку.

О ком наше предложение? (о матрешке)

Как зададим вопрос к слову «матрешка»? (кто?)

Слово «матрешка» – это слово – предмет, признак или действие? (слово – предмет)

Значит, слово «матрешка» мы запишем? (одной чертой)

 

Какое действие совершает матрешка? (сидит)                    

Как зададим вопрос к слову «сидит»? (что делает?)

Слово «сидит» — это слово – предмет, признак или действие? (действие)

Значит, слово «сидит» мы запишем? (двумя чертами)

 

Матрешка сидит где? (в кузове)

Как зададим вопрос к слову «кузов»? (что?)

Слово «кузов» – это слово – предмет, признак или действие? (слово – предмет)

Значит, слово «кузов» мы запишем? (одной чертой)

 

Какое маленькое слово мы пропустили? (предлог — в)

Запишите предлог «в». Спрячьте предлог в треугольник.

 

Рассмотрите картинку и скажите:

  • Кто сидит в кабине? (Собака сидит в кабине)

А сейчас мы будем составлять схему этого предложения. На следующей рабочей строке поставьте точку. Писать будем в строчку.

О ком наше предложение? (о собаке)

Как зададим вопрос к слову «собака»? (кто?)

Слово «собака» – это слово – предмет, признак или действие? (слово – предмет)

Значит, слово «собака» мы запишем? (одной чертой)

 

Какое действие совершает собака? (сидит)                         

Как зададим вопрос к слову «сидит»? (что делает?)

Слово «сидит» — это слово – предмет, признак или действие? (действие)

Значит, слово «сидит» мы запишем? (двумя чертами)

 

Собака сидит где? (в кабине)

Как зададим вопрос к слову «кабина»? (что?)

Слово «кабина» – это слово – предмет, признак или действие? (слово – предмет)

Значит, слово «кабина» мы запишем? (одной чертой)

 

Какое маленькое слово мы пропустили? (предлог — в)

Запишите предлог «в». Спрячьте предлог в треугольник.

 

  1. Итоги занятия и оценка знаний учащихся

Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались? (знакомились с предлогами)

Что интересного вы узнали о предлогах? (они указывают на местонахождение предметов; предлог со словом – не друзья: и слитно их писать нельзя; предлоги обозначаются треугольником).