Динамические упражнения

Динамические упражнения

 «Утиный клювик».

Губы сложены трубочкой. Щеки втянуть, губы несколько расслабляются и производят смыкательные и размыкательные движения.

«Шторки».

Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние зубы. Выполнять 5-6 раз.

«Лошадка».

Присосать кончик языка к нёбу. Пощёлкивание производится с изменением темпа (медленно — быстрее — очень быстро). Выполнять 10-15 раз.

«Грибок».

Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к нёбу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5-6 раз.

 

 

 

«Маляр».

Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Выполнять в медленном темпе 5-6 раз.

«Дятел».

Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребёнок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д-д (15-20 секунд).

«Утюжок».

Рот чуть приоткрыт. Широким кончиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперёд. Выполнять 20-25 раз.

«Прогони комарика».

Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение – язык дрожит.

«Покусывание кончика языка».

Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10 раз.

 «Катание шарика».

Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5-6 кругов); затем против часовой стрелки (5-6 кругов). Скорость движения языка можно менять.

«Часики».

Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счёт педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Время выполнения – 20 секунд.

 

 

«Мясорубка».

Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдвинуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3-4 раза.

«Прятки».

Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, затем она опускается, «прячется». Кончик языка при этом остаётся на прежнем месте. Выполнять 10 раз.

«Вкусное варенье».

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз.

«Змейка».

Рот открыт. Язык высунуть вперёд как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать и убирать вглубь рта. Движения производятся в медленном темпе, выполнять 5-6 раз.

«Настроение».

Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребёнку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).

«Чистим нижние зубки».

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

«Посчитай нижние зубки».

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

 

«Катушка».

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать вглубь рта. Кончик языка не отрывать от резцов, губы и нижняя челюсть не должны двигаться [17, 22].

Указанные упражнения рекомендуется использовать для отработки различных звуков:

1) Отработка звуков «С» и «З» – упражнения 1, 4, 7, 10, 12, 23, 24, 27.

2) Отработка звука «Ц» – упражнения 1, 4, 6, 7, 23, 24, 27.

3) Отработка звуков «Ш» и «Ж» – упражнения 2, 3, 9, 11, 13-16, 20, 21, 23, 25-27.

4) Отработка звука «Щ» – упражнения 1-4, 9, 15-17, 20, 23, 25-27.

5) Отработка звука «Ч» – упражнения 2, 4, 9, 15-17, 25.

6) Отработка звука «Р» – упражнения 1, 2, 8, 9, 13-20, 27.

7) Отработка звука «Л» – упражнения    1, 2, 5, 8, 13, 19-22, 26, 27.

8) Отработка звука «К-Г-Х» –  упражнения 1, 3, 4, 5, 6, 13, 28, 29, 30.