Общие артикуляционные упражнения

Общие артикуляционные упражнения

Что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног? Конечно же, занимаемся гимнастикой! В наших щёчках, губках и языке тоже есть мышцы. Если ты ещё не научился говорить трудные звуки Ш, Ж, Р, Л, Мышцы твоих артикуляционных органов ещё недостаточно окрепли и не умеют выполнять точных и ловких движений. Давай же научим наш ротик открываться и закрываться по команде, наши губки двигаться ровно и красиво, а язычок сделаем ровным и шустрым. За дело, дружок!

Название Цель Описание
«Голодные
птенцы»
Вырабатывать
умение удерживать широко открытый рот
в течение нескольких секунд.
Под слова взрослого: «Раз, два, три, четыре, пять», ребёнок держит рот широко раскрытым. Ротик закрываем и после этого вместе произносим:
«Можно ротик закрывать».
«Рыбка» Вырабатывать умение удерживать сомкнутые губы в течение нескольких секунд. Под слова взрослого:» Раз, два, три, четыре, ПЯТЬ», ребенок держит рот закрытым, губы напряжённою сомкнутыми. Ротик открываем и после этого вместе произносим: «Можно ротик открывать».
«Голодные птенцы» — «Ры6ка» Научить чередовать произвольное открывание и закрывание рта. Под неторопливый ритмичный счёт взрослого:» Раз — два, раз — два», ребенок открывает и закрывает ротик.
Белочка грызёт орехи Вырабатывать
умение плотно смыкать верхние и нижние зубки.
Взрослый считает: «Раз, два, три, четыре, пять — мы как белочки опять». Ребёнок, широко улыбнувшись, щелкает зубками. После этого произносим вместе: «Раз, два, три, четыре, пять — мы как девочки (мальчики) опять»…
Лягушка Вырабатывать
умение удерживать длительное время губы в улыбке, зубка плотно сжаты.
Ребёнок удерживает улыбку, взрослый комментирует:
«Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам,
Мы потянем, мы потянем… (Затем вместе с ребёнком)
И нисколько не устанем».
Слоник Вырабатывать
умение вытягивать губы трубочкой вперёд, удерживая их в таком положении длительное
время. Зубки
должны быть
плотно сжатыми.
Ребёнок удерживает губы, вытянутые «хоботком». Взрослый комментирует:
«Подражаю я слону,
Губы хоботком тяну.
Потяну и перестану…
И нисколько не устану» Последние слова произносятся вместе с ребенком.
Лягушка — Слоник Научить чередовать
положения губ,
растянутых в улыбке
и вытянутых в трубочку.
Под ритмичный счёт взрослого. «Раз — два, раз — два», ребёнок растягивает губы в улыбку и вытягивает их вперёд в трубочку. Напомните ему, что зубки должны быть сомкнуты.

Это были упражнения для мышц и связок верхней, нижней челюсти, губ.
А теперь поупражняем мышцы языка…

Название Цель Описание
«Язычок
на прогулке»
Вырабатывать умение поднимать язычок вверх, к носику; опускать вниз, к подбородку; двигать им в стороны, от
одного угла рта к другому.
Поднимаем язычок вверх, тянемся к носику: «Язычок хочет посмотреть на небо, нет ли тучек, светит ли солнышко». Опускаем язычок вниз, тянемся к подбородку: «Язычок смотрит на землю — нет ли луж после дождя». Ведём кончиком языка от одного угла рта к другому: «Язычок оглядывается по сторонам на домики своих соседей».
«Скалолаз» Вырабатывать умение быстро перемещать
кончик языка из нижнего положения в верхнее.
«Представь, что перед язычком стоит лесенка, ему
нужно быстро подняться по ступенькам вверх, к носику, и тут же опуститься вниз, к подбородку». Упражнение можно сопровождать ритмичным счётом: Раз — вверх, два — вниз».
«Часики» Вырабатывать умение чередовать движения языка от одного уголка рта к другому. Губы растянуты в улыбке, узкий язычок перемещается от одного уголка губ к другому, не касаясь нижней губы: «Бьют часы на старой башне: тик-так, тик-так.
А стенные побыстрее: тики-таки, тики-таки.
А карманные спешат: тики-тики-тики-так!»
Борцы Вырабатывать умение удерживать язычок за верхними и за нижними зубками. Рот широко открыт. Кончик языка упирается в верхние зубы изнутри.
«С язычком случилось — он толкает зубы,
Будто хочет их за что-то, вытолкнуть за губы».
Затем толкаем изнутри нижние зубки.
Накажем непослушный язычок Выработать умение удерживать язык расслабленным. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлёпать его верхней губой, затем покусать зубками.
«Мы прижмём язык губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ.
А потом прижмём зубами: ТА-ТА-ТА»