Игры для развития речевого дыхания

Игры для развития речевого дыхания

 Для успешного развития речевого дыхания в процессе постановки и автоматизации звуков эффективным способом взаимодействия с детьми является игра.

 Описание игр применяемых на наших занятиях:

  1. «Прокати колобка»

Цель: развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц.

Оборудование: лёгкий плоский колобок на ниточке (Игра по сказке «Колобок»).

Ход игры: — Сейчас я буду рассказывать сказку про колобка, а ты – дуть на колобка тогда, когда он должен катиться по дорожке.

Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на колобка, продвигая его по дорожке.

Внимание! Следить, чтобы ребёнок не надувал щеки. При необходимости их можно придерживать пальцами.

 

  1. «Загони мяч в ворота»

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование: шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота из стаканчика из-под йогурта.

Ход игры: — Сегодня, мы проводим соревнование – кто загонит мяч в ворота. Итак, мы начинаем. Участники, улыбнитесь, положите широкий язык на нижнюю губу (упражнение «Лопаточка»). Плавно, со звуком [Ф], дуем на ватный шарик.

Внимание! Следить за щеками ребёнка и чтобы он произносил [Ф], а не [Х], то есть, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

  1. «Самый быстрый карандаш»

Цель: развитие длинного и плавного выдоха.

Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: перед ребёнком, сидящим за столом, на расстоянии 20 см кладём карандаш. Сначала сами показываем ребёнку как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоём сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.

4.«Флажки на ветру»

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха.

Оборудование: модель торта с украшением в виде флажков.

Ход игры: — Посмотри, какой у меня есть красивый, волшебный торт. А ты знаешь, что его можно украсить разноцветными флажками? Вот только беда злой волшебник заколдовал их и они совсем не двигаются даже когда дует ветерок! Давай с тобой расколдуем их, чтобы они снова трепетали на ветру. Посмотри, как это сделаю я (педагог дует на флажки). А теперь твоя очередь!

 

  1. «Волшебные бабочки»

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Оборудование: оформление в виде летней полянки, бумажные бабочки, привязанные на нити.

Ход игры: — Наступило прекрасное, тёплое утро, солнышко взошло высоко в небо. Вот проснулись и запели птички, зайчики поскакали искать себе пищу. Ах, посмотрите, в небе запорхали бабочки. Покажи, как?

  1. «Горячий чай»

Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование: стаканчики из цветного картона.

Ход игры:  — Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам – дуть я предлагаю!

 

  1. Упражнение «Раскрути ветрячок»

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Выполнение: дуть на ветрячок округлив губы трубочкой, не надувая щёки.

 

  1. Упражнение «Фокус»

Цель: вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
          Выполнение: улыбнуться, приоткрыть   рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе. Если это не получается, можно слегка придерживать.
3.  Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние губы.

 

  1. Упражнение «Весёлый животик»

Цель: формирование диафрагмального дыхания.
Выполнение: в положении лёжа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало ещё интереснее, можно положить на живот какую-либо небольшую игрушку. Когда ребёнок вдохнёт, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как, будто она качается на качелях. Второй вариант. В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.

  1. Упражнение «Нос и рот поучим дышать».
             Цель: дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот, развитие внимания.
            Выполнение: ребёнок учится контролировать свой вдох и выдох, осуществляя их разными способами. Сначала ребёнок выполняет вдох носом и выдох носом (2-4 раза), показывая указательным пальчиком до носа; а, вдыхая ртом, подносит ладонь ко рту, но не дотрагивается, а лишь тактильно контролирует, выходящую изо рта воздушную струю. Второй вариант. Аналогично проводятся упражнения: вдох ртом – выдох ртом (ко рту подносится ладошка) и вдох ртом – выдох носом (при вдохе ребёнок открывает рот, а при выдохе закрывает и показывает на нос указательным пальчиком).

 

  1. Упражнение «Погудим».
    Цель:
    выработка длительного плавного ротового выдоха.
             Выполнение: взрослый демонстрирует детям, как можно подуть в пузырёк, чтобы он загудел. Для этого нижняя губа должна слегка касаться края горлышка, а выдуваемая воздушная струя – «ветерок» быть достаточно сильной. Затем по очереди дети сами дуют в свои пузырьки, добиваясь возникновения гудящего звука. В заключение упражнения все дети дуют одновременно. При обыгрывании упражнения можно предложить малышам несколько вариантов, когда гудение может означать сигнал парохода, паровоза или завывание ветра. Можно использовать пузырёк в качестве музыкального инструмента, заставляя его гудеть по сигналу педагога во время исполнения специально подобранной музыки.

 

  1. Упражнение «Дышим по-разному».
    Цель: выработка интенсивности дыхания.

Выполнение: исходное положение – сидя на стуле прямо или стоя:
1. Вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный).
2. Вдох через нос, выдох через рот.
3. Вдох через рот, выдох через нос.
4. Вдох и выдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).
5. Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).
6. Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце.
7. Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.
8. Вдох через нос, выдох через нос толчками.

 

  1. Упражнение «Свеча».
    Цель: тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи.

Выполнение: внимание на живот. Медленно дуйте на «пламя». Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклонённом положении.
Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2-3 см. и длиной 10 см. Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, в правую возьмите полоску бумаги, используя её как свечу, и дуйте на неё спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох ровный, то она будет до конца выдоха находиться в отклонённом положении. Обратите внимание на движение диафрагмы – левая ладонь во время выдоха как бы «медленно погружается». Повторите 2-3 раза.

 

  1. Упражнение «Танец живота».
    Цель: развитие межрёберных дыхательных мышц. От того, как развиты межрёберные дыхательные мышцы, зависит наполнение воздухом средней части лёгких.

Выполнение:  Верхнюю часть туловища наклоните вперед под углом 45 градусов, а руки положите на поясницу большими пальцами вперед. Смотрите перед собой, спина прямая, плечи развёрнуты. Исполнение – одновременно с выдохом на п-ффф втягивается живот, затем рефлекторно происходит вдох, живот выдвигается вперед. Повторите 3-5 раз.

  1. Упражнение «Душистая роза».
    Цель: тренировка рёберного дыхания.

Выполнение: исходное положение – стоя, внимание сосредоточьте на рёбрах. Положите ладони на ребра по обе стороны грудной клетки. Исполнение – представьте, что вы нюхаете душистую розу. Медленно вдохните через нос – заметим, как ребра грудной клетки раздвинулись. Вы это почувствовали ладонями, а теперь выдохните ребра опустились и ладони тоже. Живот и плечи при этом остаются неподвижными. Помните, что все внимание – только на рёбрах, так как вы хотите натренировать межрёберные мышцы. Вдохи должны быть неглубокими, но полными. Повторите 3-4 раза.

 

  1. Упражнение «Выдох — вдох».
    Цель: дифференциация вдоха и выдоха.

Выполнение: исходное положение – стоя или сидя на стуле. Исполнение – после энергичного выдоха на п-ффф… поднять руки, завести их за голову и отклониться назад, делая вдох, затем, делая наклон вперед, достать пол и мысленно считать до 15 – это вдох.

 

  1. Упражнение «Поющие звуки».
    Цель: выработка плавности дыхания.

Выполнение: таблица. И, э, а, о, у, ы, е, я, ё, ю. Произнесите эту таблицу несколько раз, каждый раз на одном выдохе, сначала перед зеркалом и беззвучно, потом шёпотом, затем без зеркала вслух, но на силу голоса не нажимать.

 

 

  1. Упражнение «Птица».
    Цель: развитие диафрагмального дыхания.

        Выполнение: исходное положение, стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. На счёт раз поднять руки через стороны вверх – вдох, задержать дыхание на один счёт, после этого медленно опустить руки через стороны – выдох на протяжном звуке п-ф-ф-ф, — сссс. Повторение 2 раза.