Создание здоровьесберегающего пространства в начальной школе для обучающихся с ТНР. Мамонова Е.В

Создание здоровьесберегающего пространства в начальной школе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. учитель начальных классов Мамонова Е.В

В начальной школе плотность учебной работы учащихся на уроках по основным предметам не превышает 80 %. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения учащихся на всех уроках проводятся две физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике . В оздоровительных целях в школе и созданы условия для удовлетворения биологической потребности школьников в движении. Эта потребность реализуется посредством ежедневной двигательной активности учащихся в объеме не менее 2 часов. Такой объем двигательной активности слагается из участия школьников в комплексе мероприятий дня в школе : в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в группе продленного дня, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий, общешкольных соревнований и дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой. Во время учебных занятий в системе проводятся разнообразные виды гимнастики с учётом ко конкретных нагрузок.

Учебная нагрузка в течение дня и учебной недели спланирована согласно санитарным требованиям. Понедельник и пятница дни относительно низкой работоспособности. Среда – день отдыха для обучающихся. В расписании уроков предусмотрены учебные занятия, которые не требуют особенного умственного напряжения и значительной концентрации внимания. В расписании нет первых уроков математики, поскольку работоспособность нарастает от первого урока ко второму. Учёт особенностей динамики работоспособности детей позволяет более рационально планировать учебную нагрузку младших школьников. Одним не мало важным фактором в сохранении здоровья школьников играет правильное сбалансированное питание. В нашей школе 100% ребят охвачены горячим питанием. Во время посещения столовой в классной комнате идёт проветривание, что уменьшает число заболеваний, передающихся воздушно-капельным путём. Важным направлением по сохранению и укреплению здоровья младших школьников является работа с родителями. Для них педагоги проводят тренинги, беседы, анкетирование, лекции (с привлечением специалистов) о методах оздоровления школьников в домашних условиях (закаливание, соблюдение режима дня, оздоровительная дыхательная гимнастика) .С этой же целью в школьный компонент учебных планов для младших школьников включены предметы двигательно-активного характера. Учебные занятия в школе начинаются в осеннее и весеннее время в 8.30 часов, без проведения нулевых уроков. Число уроков в день не более 6 . Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели учащиеся 1-4 классов имеют облегченный учебный день в середине недели (среда). С целью реабилитации здоровья и сокращения сроков адаптации к требованиям школы учащиеся классов обеспечены в школе необходимой медико-психологической помощью (психолог, фельдшер, учитель-логопед), специально подготовленными педагогами, техническими и наглядными пособиями, подключением родителей к процессу обучения и развития детей.