Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи). Мамонова Е.В

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад №235»

 

учитель начальных классов,  Мамонова Е.В

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи).

 

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Портфолио  помогает решать важные педагогические задачи:

— создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;

— поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;

— поощрять его активность и самостоятельность;

— формировать навыки учебной деятельности;

— содействовать индивидуализации образования ученика;

— закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

— укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей ( законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.

Порядок формирования портфолио.

Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы).

Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя.

Портфолио хранится в школе в течение всего пребывания ребенка в ней. При переводе ребенка в другое образовательной учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.

Структура, содержание и оформление портфолио.

Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции.

Портфолио ученика.

Используются портфолио на печатной основе авторов составителей: Е.А. Андреевой, Н.В. Разваляевой, Иванова А.В

Портфолио имеет примерные разделы:

  1. «Знакомьтесь, я – (первоклассник, второклассник, третьеклассник и т. д!» — представлена информация об ученике, его семье.
  2. «Моё здоровье» — представлен материал и задания по здоровьесбережению.
  3. «Моя школа, мой класс»
  4. «Мои учебные достижения»- обучающиеся имеют возможность оценить свои достижения по предметам за I четверть, I полугодие, за учебный год.
  5. «Мои достижения»- представлена информация об участии ученика в олимпиадах и конкурсах детского творчества различного уровня.
  6. «Мои проекты и исследовательская работа»- представлена информация о результатах проектной и исследовательской деятельности обучающихся в течение учебного года.
  7. «Пожелания и отзывы»

К  «портфолио» на печатной основе прилагается папка с работами обучающихся.

Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускник; и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс для определения вектора его дальнейшей развития и обучения.

Период составления портфолио — 1-4 классы начальной школы. Портфолио собирает сам ученик в конце каждой четверти совместно с учителем. В 1 классе составляющие портфолио формируются в  течение 2 четверти.

Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя.

Портфолио хранится в школе в течение всего пребывания ребенка в ней. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.

Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося, понимаемый как сборник работ и результатов учащегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. При этом материалы портфеля достижений должны допускать проведение независимой внешней оценки, например, при проведении аттестации педагогов.

Портфель достижений – это современная эффективная форма оценивания и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач.

В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, – протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.

Оценка портфеля достижений ведется на критериальной основе.

Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом «зоны ближайшего развития».

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:

1)   сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;

2)   сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

3)   индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Критерии оценивания:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
  • динамика результатов предметнойобученности, формирования УУД.

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

Портфолио учащихся оценивается классным руководителем  в конце года по следующим критериям:

Раздел Индикатор Баллы
Титульный лист, раздел «Мой мир», «Отзывы и пожелания», «Работы, которыми я горжусь», «Содержание» — красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие положительных оценок учителя стараний ученика, наличие фото — 5 баллов — индикатор полностью соответствует требованиям;

— 3 балла — незначительные замечания

Раздел «Моя учеба» -наличие проектов, творческих работ и т.д. — 5 баллов — от 5 и больше работ по каждому предмету;

— 3 балла – 3-4 работы по каждому предмету;

— 1 балл – менее 3 работ по каждому предмету

Раздел «Моя общественная работа» — наличие поручений, фото, сообщений и т.п. — 5 баллов — наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (от5 и больше)

— 3 балла – наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (3-4);

— 1 балл – недостаточная информация, отсутствие фото, сообщений

 

Раздел «Мое творчество» — наличие рисунков, фото объемных поделок, творческих работ — 5 баллов – наличие от 5 и больше работ;

— 3 балла – количество работ составляет 3-4;

— 1 балл – недостаточная информация о творчестве ученика

Раздел «Мои впечатления» — наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок и т.д. — 5 баллов – наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок и т.д.;

— 1 балл – отсутствие данных работ