Диагностика развития мелкой моторики. Мамонова Е.В

Диагностика развития мелкой моторики 

Для того чтобы вести развитие мелкой моторики, важно знать насколько сформированы движения пальцев. Существует немало методик по диагностике. Одна из них — диагностика по методу Сосниной С П

***

Данная диагностика   проводится индивидуально. Перед диагностируемым кладут лист с заданием. Его задача состоит в том, чтобы внимательно выслушать задание и приступить к его выполнению. Все задания (таблица 1) выполняются простым карандашом.

Таблица 1

Задание Оценка
1 Перед ребенком лист бумаги в линию. Ребенку необходимо провести прямые линии между полосками на листе. На задание отводится 60 секунд. Выполнено 10 строк и более — 3 балла, от 6 до 9 — 2 балла. 5 и менее строк — 1 балл.
2 На листе бумаги нарисованы 2 дорожки.Нужно провести линию посередине дорожки. Не отрывая карандаш от бумаги. Без ошибок — 3 балла, 1-2 ошибки — 2 балла, более 2 ошибок — 1 балл.
3 На листе изображены мячики и кегля. Нужно «попасть» мячиками в кеглю, т е провести прямые линии, не отрываясь от бумаги. Если все линии прямые и ведут точно — 3 балла, 1-2 ошибки — 2 балла, 3 ошибки — 1 балл
4 На листе изображен рисунок. Нужно обвести рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги. 1-2 раза сошел с линии — 3 балла, 2-4 раза сошел с линии — 2 балла,  более 4 раз — 1 балл.
5 Не отрывая карандаш от листа бумаги нужно продолжить рисовать узоры. Без ошибок — 3 балла. С ошибками — 2 балла, не смог выполнить — 1 балл.
6 Продолжить рисовать узор по клеточкам. Без ошибок — 3 балла, ошибка в одном узоре — 2 балла, в двух — 1 балл.
7 Нужно нарисовать узор в последовательности: 2 клетки вверх. 1 направо, 2 клетки вниз, 1 направо и т д. Без ошибок- 3 балла, 1 ошибка — 2 балла, более 2 ошибок — 1 балл.
8 Нужно нарисовать такую же фигуру по клеточкам. Без ошибок — 3 балла, 1- 2 ошибки — 2 балла, более 3 ошибок — 1 балл.
9 Нужно нарисовать такую же фигуру по клеточкам. Без ошибок — 3 балла, 1- 2 ошибки — 2 балла, более 3 ошибок — 1 балл.
10 Нужно нарисовать такую же фигуру по клеточкам. Без ошибок — 3 балла, 1- 2 ошибки — 2 балла, более 3 ошибок — 1 балл.
11 Нужно скопировать такую же фигуру по образцу. Без ошибок — 3 балла, 1- 2 ошибки — 2 балла, не смог — 1 балл.

 

 

 

 

Интерпретация результатов

 

Менее 16 баллов, что говорит о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля над выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

Таблица 2

Название Текст Действия
Пирожки Я купила масло,

Сахар и муку,

Полкило изюма,

Пачку творогу.

Пирожки пеку, пеку.

Всех друзей я в гости жду.

1. Поочередно загибаем пальцы при перечислении продуктов, начиная с мизинца; 2. имитация лепки пирожков (ладони полусогнуты); 3. движения ладонями раскрытыми вперед, имитирующие подзывание гостей.
Дятел Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Раздаётся чей-то стук.

Это дятел на сосне

Долбит клювом по коре.

1. 6-7 раз подряд постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; 2. наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой; 3. соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла и слегка ударять по ладони левой руки, пальцы которой развести в стороны, изображая дерево; 4.пальцами левой руки, изображающими клюв, постучать по ладони правой руки.
Капустка Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трём-трём, Мы капустку жмём-жмём.

1. Прямыми ладонями, пальцы зафиксированы, имитируем движения топора, вверх, вниз — движения повторяющиеся, ритмичные; 2. поочередное поглаживание подушечек пальцев, пальцы собраны в щепоть — имитация соления; 3. потирание кулачка о кулачок — движения вертикальные, вверх — вниз; 4. энергично сжимаем пальцы в кулак, сжимаем и разжимаем — движения ритмичные, одновременные.
Пальчик-мальчик Пальчик-мальчик,

Где ты был?

— С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

1 строка — показать большие пальцы обеих рук (одновременно) 2 — соединить большой палец с указательным пальцем той же руки (одновременно двумя руками) 3 — соединить большой палец со средним пальцем той же руки (одновременно двумя руками) 4 — соединить большой палец с безымянным пальцем той же руки (одновременно двумя руками) 5 — соединить большой палец с мизинцем той же руки (одновременно двумя руками)
Встреча Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»

Два щенка: «Ав-Ав!»

Два жеребенка: «Иго-го!» Два быка: «Му-у-у!» Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно (одноименные) пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать «рога», вытянув указательные и мизинцы, подогнув в кулак остальные (одновременно двумя руками).

 

С детьми необходимо проводить цикл занятий по развитию мелкой моторики, включающий конструктивные виды деятельности: лепка, аппликации, поделки из природного материала, раскрашивание, рисование пальцами и карандашом и др.

После цикла развивающих занятий проводится повторная диагностика уровня развития мелкой моторики (таблица 1).

Как правило, организованные занятия по развития мелкой моторики дают положительную динамику.

***

Оригинальный «пальцевый» тест был предложен в конце 90-х годов исследователем-врачом A.M. Мустафиным для определения «бюджета способностей» ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. «Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет» мозга… Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом», — пишет A.M. Мустафин.

***

На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний — большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень хорошей координацией.