Развитие мелкой моторики и графических навыков у детей с ТНР на уроках математики. Сметанина Ю.А

Развитие мелкой моторики и графических навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках математики. Сметанина Юлия Александровна -учитель начальных классов

В 1 классе при проведении диагностики готовности ребенка к школе было выявлено, что больше чем у половины класса не достаточно развита мелкая моторика руки,  не сформированы графические навыки, пространственные представления.

    Повысить эффективность коррекционно – развивающей работы с детьми по подготовке руки к освоению письма, снизить риск дезадаптации в новых социальных условиях, закрепить пространственные представления, развить внимание, память, самостоятельность, аккуратность, усидчивость —  все это позволяет выполнить урок математики. На уроке  провожу графические задания, упражнения «Соедини по точкам», «Раскрась картинку» (выполни действие и  выбери  нужный цвет) и многие другие.

    Графические диктанты для школьников хорошо помогают предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость, а также учится ориентироваться в тетради, знакомится с разными способами изображения предметов. Кроме того, при рисовании, штриховке, раскрашивании, дети, как правило, испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребёнка.

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.
На своем уроке я использовала второй способ выполнения графического диктанта.  У большинства класса получилась правильная фигура. Кроме этого, было использовано упражнение «Соедини точки», где повторили порядок чисел от 1 до 9, выполнили задание все дети, где получился кораблик, который потом  дети раскрасят.
Тема урока «Название компонентов и результата действия сложения». Цели урока: познакомить с терминами «слагаемое», «сумма», использование их при чтении записей; развивать мелкую моторику руки и формировать графические навыки: воспитывать умение слушать друг друга, желание помогать.  Тип урока – формирование знаний, использовались методы: объяснительно-иллюстративный (приемы — беседа, формулировка фактов, сообщение и объяснение), репродуктивный (приемы –  решение заданий по образцу, самостоятельное обобщение по вопросам). Формы организации деятельности – фронтальная, индивидуальная.

   Организационный момент прошел быстро, дети были настроены на  продуктивную работу. Перед детьми была поставлена учебная задача, сообщены тема и задачи урока.  При изучении нового материала дети давали полные ответы на вопросы, были активны. С целью предупреждения утомления и повышение работоспособности учеников была проведена физминутка. Во время самостоятельного выполнения задания мною была оказана помощь некоторым  детям класса. При проверке тетрадей практически все дети справились с заданием.  При подведении итога  целью было закрепить основные понятия  урока.