Развитие мелкой моторики и графических навыков у детей с ТНР .Мамонова Е.В

Развитие мелкой моторики и графических навыков у детей с ТНР на уроках фонетики, грамматики, правописания. Мамонова  Елена Владимировна-учитель начальных классов

В настоящее время рядом исследователей (М. И. Кольцова, Е. И. Исенина, А. В. Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функ­ционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возник­новения у них заикания. Если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту, а если развитие движений отстает, то и речь не соответствует возрастным нормам. У значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их отли­чаются неточностью или несогласованностью.

Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено.

Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

            Приведу примеры  работы, осуществляемой мною на уроках обучения грамоте и фонетики, грамматики, правописания  по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей с ТНР..

            1. Оптимальным, по моему мнению, является использование в указан­ных целях физкульт-минуток с упражнениями для тренировки пальцев. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятель­ности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сиде­нием.  Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движе­ний с речью детей. Для детей с ТНР проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональ­ной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотвор­ной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

Известно, что длительность физкультпаузы  на одном уроке составляет 2—3 минуты. Если проводить физкультминутки на каждом уроке, общая сумма времени для развития пальцевой моторики составила для ребенка 8—12 минут в день.

            Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки на уроках играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.  Это позволяет:

  1. Регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
  2. Совершенствовать внимание и память — психические процессы, тесно связанные с речью.

3.  Облегчить школьникам усвоение навыков письма.
Примеры некоторых физкультминуток, используемых мною для развития пальцевой моторики у детей с нарушениями речи.

«Дружба»

Дружат в нашем классе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»).

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание

одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями).

«В гости»

В гости к пальчику большому

(выставляются вверх большие пальцы обеих рук)

Приходили прямо к дому («дом»):

Указательный и средний (поочередно называемые пальцы

соединяются с большими на обеих руках одновременно),

Безымянный и последний —

Сам мизинчик-малышок (пальцы сжаты в кулак,

              вверх выставляются только мизинцы)

 Постучался на порог (кулаки стучат друг о друга).

Вместе пальчики — друзья (ритмичное сжимание пальцев в кулаки).

Друг без друга им нельзя.

Затем проводятся упражнения, с помощью которых дети учатся пооче­редно разжимать пальцы рук из кулака. Это уже более сложные движения.

 

«Домик»

Раз, два, три, четыре, пять

(разжимание пальцев из кулака по одному, начиная с большого),

Вышли пальчики гулять

(ритмичное разжимание всех пальцев одновременно).

Раз, два, три, четыре, пять (сжимание по очереди

широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца),

В домик спрятались опять (ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).

Часть упражнений, в которых используется поверхность стола, выполняется детьми, сидя за партами.

Такие упражнения полезно сочетать с традиционными (динамически­ми) физкультминутками, чтобы обеспечить детям двигательную активность.

«Прогулка»

(При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук.)

Пошли пальчики гулять (пальцы сжаты в кулаки, большие

пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу),

А вторые — догонять

(ритмичные движения по столу указательных пальцев).

Третьи пальчики — бегом (движение средних пальцев в быстром темпе),

А четвертые — пешком

(медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола).

Пятый пальчик поскакал

(ритмичное касание поверхности стола мизинцами)

И в конце пути упал (хлопок кулаками по поверхности стола).

Некоторые упражнения имитируют знакомые детям бытовые действия:

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим (резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх),

Мы морковку трем (пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя), Мы капусту солим (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки), Мы капусту жмем (интенсивное сжимание пальцев рук в кулак).

Упражнения для развития мелкой моторики рук

«Колечко»

Как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем после­довательно указательный, средний и т. д.

«Кулак — ребро — кулак»

Сжать левую руку в кулак, развернуть его пальцами к себе, большой палец отставить в сторо­ну. Ребром выпрямленной ладони правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Поменять поло­жение рук. Повторить упражнение 6-8 раз.

«Лягушка»

Сесть за стол. Положить руки на стол: одна рука лежит на столе ладонью вниз, вторая сжата в кулак. Быстро менять положение рук.

«Замок»

Скрестить ладони, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки ладонями от себя. Двигать паль­цем, который укажет учитель. Палец должен двигаться точно и четко.

«Змейки»

Представить, что пальцы — это маленькие змейки. Они могут двигаться — извиваться, вращаясь вправо и влево, снизу вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ладони сначала «смотрят» от ребенка, потом друг на друга.

Варианты усложнения упражнений:

  • выполнять со слегка прикушенным языком;
  • с закрытыми глазами;
  • со слегка прикушенным языком и закрытыми глазами.

Короткие упражнения:

  • размять поочередно пальцы левой руки, затем правой;
  • стряхивать с рук воображаемые капли воды (6-7 раз);
  • «поиграем на пианино» (пальцы двигаются как при игре на инструменте).

            2. Применение на уроках письма методики обу­чения, разработанной В.А. Илюхиной, можно успешно формировать у первоклассников не только каллиграфический навык, но и графическую зоркость, пространственное восприятие, уме­ния анализировать, классифицировать, логи­чески мыслить. Суть подхода к формированию графического навыка по этой методике заключается в повышении осознан­ности выполнения действий. Учащиеся тща­тельно анализируют строение букв и их сое­динений, проговаривают то, что пишут, про­водят сравнение приемов написания новых букв, находят в них одинаковые элементы. При этом важным оказывается требование точности выполнения этих действий и выра­жения их в речи.

Обуче­ние каллиграфии по этому методу сводится к созданию усло­вий для овладения учащимися написанием нескольких опорных элементов, прежде всего прямой наклонной линии. Важным является умение мыслен­но делить линию на две-три равные части, производить своего рода математический рас­чет, так как при написании некоторых букв и соединении абсолютно всех букв необходимо уметь находить эти части. В сущности, любое слово можно вписать в «частокол» прямых наклонных линий, соединяя их на разной вы­соте линиями прямыми или с закруглениями, а также частями овала.

               В рассматриваемой методике есть еще нес­колько интересных элементов, таких, как «по­ворот на месте» (закругление), «крючок до се­редины» или, как называют его дети, «туфелька балерины», которая не должна быть слишком узкой, чтобы «балерина не упала», и слишком широкой, чтобы «было красиво». Есть также и особый «секрет». Он состоит в том, что при написании последнего элемента некоторых букв — «палочки с закруглением внизу» — мы ведем ручку по уже написанной линии, повто­ряем ее, «прячем секретик». Написание каж­дой буквы сопровождается проговариванием ее элементов.

Первые уроки — очень важный период. Именно в это время закладываются основы письма. По методике В.А. Илюхиной дети приучаются писать по команде в такт. Такт для «пишущей руки» важен так же, как для «танцующей ноги». Строгая размеренность — в этом тайна красивого и быстрого письма.

Тактовый метод письма позволяет разви­вать мелкие мышцы пальцев руки, а также все виды памяти: тактильную, зрительную и слу­ховую. Очевидно, чем больше видов памяти развито у ребенка, тем быстрее и прочнее он будет усваивать учебный материал. Кроме то­го, развиваются внимание (необходимо с од­ного раза услышать и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость.

Все упражнения в письме выполняются без отрыва руки от тетради. На этом этапе не следует спешить: чем основательнее будет проделана работа по прописям, тем вернее и быстрее пойдет дело потом. Ученикам нетруд­но перейти на письмо в тетрадях с широкой линейкой, так как точный расчет в написании буквы помогает им сохранить навык и при ра­боте без верхней опорной линии. Такое обуче­ние письму помогает получить не только каче­ство работы, но и грамотность письма. Учащи­еся делают гораздо меньше ошибок при чте­нии, быстрее усваивают геометрический материал, у них появляется мотивация к уче­нию; обучение в школе приносит радость, уве­ренность в себе.

Методика, разработанная В.А. Илюхиной, способствует развитию четкости выполнения учащимися инструкций учителя, их произ­вольного внимания, позволяет улучшить уже сложившийся почерк. Это одна из методик, применение которой действительно приносит видимые результаты в исправлении почерка учащихся на протяжении всего пери­ода обучения в школе.

3. Для целенаправленного обучения первоклассников правильной ориентации на страницах тетради целесообразна работа с пред­метными  рисунками.  Ее  начинают  в  подготовительный  период до обучения письму в прописях Предметные рисунки располагаются вверху, внизу, в середине листа.  По заданию учителя  первоклассники должны  найти на­званный предмет, определить его место на листе и соотнести по расположению с другими  нарисованными  предметами.  Органи­зовать  такую   работу   можно   на   датских   книжках-раскрасках.

Рисунки можно использовать и для развития у детей «чувст­ва контура». Ученикам предлагается ознакомиться с формой пред­мета путем обведения рисунка обратным концом ручки (каран­даша)  или вырезать рисунок по его контуру.

Дальнейшее развитие «чувства контура» продолжается с по­мощью заданий: обвести рисунок, контур которого намечен точ­ками; дорисовать недостающие элементы и т. п. Через такое обу­чение восприятию контура изображенного предмета необходимо провести детей до начала письма графических элементов, по­скольку большинство ошибок говорит о крайне несовершенном умении учащихся воспринимать облик букв.

Искажение букв может быть связано и с несогласованностью действий двигательного и зрительного анализаторов. Для того чтобы слить эти действия в единый процесс, полезно до написа­ния буквы проводить ее «обследование» (обведение). В этом слу­чае рука будет помогать проверять и уточнять траекторию движе­ния глаза, будет корректировать восприятие глаза и как бы учить его точнее видеть признаки предмета,  в данном случае буквы.

            При  выполнении  многих из приведенных  выше упражнений происходит активное укрепление двигательного аппарата пишу­щей руки, однако необходимы для этого и специальные упражне­ния. Важнейшее из них — штриховка. Можно предложить четыре вида штриховки, которые способствуют развитию и укреплению мелкой мускулатуры кисти руки, отработке координации движе­ний: а)  раскрашивание короткими частыми штрихами; б)  штри­ховка с  возвратом;  в)   центрическая штриховка   (штриховка от центра); г) штриховка длинными параллельными отрезками. Важное условие работы:  карандаш  или  ручку ученик должен дер­жать как орудие письма.